Коррекция речевых нарушений с помощью нетрадиционных методов
В связи с большим количеством детей с нарушениями речи, в логопедии все чаще наряду с традиционными методами, используются нетрадиционные. Они способствуют максимальному успеху и относятся к разряду результативных средств коррекции речи.
Нетрадиционных методов коррекции существует большое количество. Мы рассмотрим некоторые из них: ароматерапия, Су-Джок, пескотерапия, сказкотерапия и куклотерапия.
Ароматерапия – влияние на организм эфирными маслами.
Возможности:
нормализация тонуса мышц;
повышение работоспособности, настроя, веры в себя.
В период воздействия необходимо опираться на принципы ароматерапии:
- периодически изменять состав композиции, так как при привыкании к запаху, наблюдается снижение его эффективности;
- тщательно изучать инструкции к маслам и учитывать индивидуальные особенности воспитанников.
Возможности влияния некоторых эфирных масел:
Масла герани и лаванды снижают стресс и состояние тревожности.
Масло мяты улучшает настроение.
Масло ромашки – успокаивает, облегчает запоминание.
Масло розмарина - улучшает память.
Масло эвкалипта – восстанавливает психоэмоциональное равновесие.
Масло апельсина – тонизирует, улучшает работоспособность.
Масло кедра – снижает раздражительность, неуверенность, приводит в порядок мысли.
Су-Джок терапия.
Возможности:
нормализация мышечного напряжения;
стимулирование речевых областей в коре головного мозга.
Су-Джок терапия несложная, безопасная и обладает результативностью. Известно, что речевые области коры головного мозга активизируются под влиянием импульсов, идущих от пальцев рук. В связи с этим Су-Джок имеет положительное влияние на речь ребенка.
В логопедии применяются Су-Джок массажеры в форме ярких колючих шариков, внутри которых находятся массажные металлические колечки. Упражнения с ними сочетаются с упражнениями по исправлению речи. Массажным шариком хорошо воздействовать на зоны на ладошках, а колечками массировать пальчики.
Пескотерапия.
Возможности:
уточнение тактильной чувствительности и совершенствование мелкой моторики;
снятие мышечного тонуса;
улучшение эмоционального фона;
развитие способности находить варианты решения поставленных задач;
развитие творчества дошкольника,
совершенствование ориентировки в пространстве;
увеличение активного и пассивного словарного запаса;
развитие лексики, грамматики и связной речи;
помощь в овладении грамотой, освоении навыков чтения и письма.
В игре с песком неизбежно участвуют и левая, и правая руки, значит, работают одновременно два полушария, что очень благоприятно в коррекции речевых нарушений.
Погружение рук в песковую массу освобождает дошкольника от мышечного напряжения и способствует уточнению мелкой моторики, отвлекает от фиксации на собственной речи.
Применение песочницы в коррекционных занятиях приносит больше пользы, чем традиционная форма занятий.
1. Дети любят работать самостоятельно, проводить эксперименты, узнавая с их помощью что-то новое.
2. В песке совершенствуется тактильная чувствительность, развиваются психические функции
3. Улучшается предметно-игровая деятельность, служащая подспорьем для сюжетно-ролевых игр и коммуникации дошкольников.
Сказкотерапия
Способствует развитию речи и психических процессов.
Логопедические сказки бывают:
Пальчиковые (уточнение мелкой моторики, графических навыков);
Фонетические (закрепление поставленного звука, его автоматизация, дифференциация);
Артикуляционные (работа над речевым дыханием, артикуляционной моторикой);
Пальчиковые (работа над мелкой моторикой, графическими навыками)
Лексико-грамматические (формирование лексико-грамматического строя речи);
Сказки для развития связной речи;
Сказки о звуках и буквах, способствующие обучению грамоте.
Куклотерапия
Куклотерапия – отличное средство для исправления речевых нарушений.
В логопедической практике используются различные куклы:
1. Перчаточные.
2. Куклы настольного театра.
3. Марионетки.
4. Варежковые.
Возможности куклотерапии:
развитие самодисциплины;
развитие коммуникации;
улучшение эмоциональной сферы;
развитие просодической стороны речи;
уточнение общей и мелкой моторики;
развитие ориентировки в пространстве;
улучшение самооценки и вера в себя;
развитие творчества.
Таким образом, перечисленные методы позволяют разнообразить коррекционную работу, повысить ее качество, развивать творческие способности.
Список литературы:
Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе / Е.С. Бабина // Логопед. - 2008. - № 1.
Пак Чжэ Ву. Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак. – Су Джок Академия, 2009 – 208 с.
Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.
Танетова Е. В. Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста // Логопед. - 2008. - № 6.
Фаустова И. В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками // Логопед в дет. саду. - 2008. - № 9/10.