Согласовано Руководитель МО учителей начальных классов и воспитателей в ГПД МБОУ «Мглинская СОШ №2» __________ Соловьёва Л.Н. Протокол № ___ от « » 2021 г. | Согласовано Заместитель директора школы по УВР МБОУ « Мглинская СОШ № 2» _____________ Кондрат Е.В. «____»____________2021 г. | Утверждено Директор МБОУ «Мглинская СОШ №2» _____________ Жевна С.А. Приказ № ___ от «____»_________ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу «Психомоторика и развитие деятельности»
для обучающегося на дому(вариант 6.2) в соответствии с ФГОС с ОВЗ
2 класс
учителя начальных классов
Молодьковой Анны Васильевны
соответствие занимаемой должности
2021-2022учебный год.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол №______
от « » ____ 2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Психомоторика и развитие деятельности» разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; и соответствует учебному плану МБОУ «Мглинская СОШ №2» на 2021-2022учебный год.
Данная программа разработана на основе программы Митеевой Л., Удалова Л. «Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья», Безбородовой М.А. «Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности».
Цель программы – дать правильное представление, об окружающей действительности способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в общество, на основе создания оптимальных условий познания обучающимся каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков
Представленная цель конкретизируется в следующих задачах:
- развитие любознательности и наблюдательности, способности замечать новое, умения включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;
- коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся путем развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;
- совершенствование мелкой моторики обучающихся, исправление недостатков их общей моторики, развитие межанализаторного взаимодействие и зрительно-двигательную координации;
- формирование умения самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов;
словесное обозначение пространственных отношений пространственно-временные ориентировки;
- развитию умения словестного обозначения пространственных отношений;
- работа над увеличением объема произвольной памяти обучающихся в зрительной, слуховой и осязательной модальностях;
- развитие умения выделять, осознавать и принимать цели действия;
- формировать умение планировать свою деятельность по времени и содержанию;
- развитие умения контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы;
- развитие умения обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.
Место учебного предмета в учебном плане: коррекционно - развивающие занятия с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья проводятся 1 раз в неделю, 34 занятия в год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки свои и окружающих людей с точки зрения общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
Подчинять свое поведение заданному образцу под влиянием оценки взрослого.
Давать оценку собственной учебной деятельности, ориентируясь на образец «хорошего ученика».
объяснять самому себе: что мне нравится в себе, а что – нет (личностные качества); что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы); что получается хорошо, а что – нет (результаты);
Определять чувства окружающих людей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся научится
планировать деятельность на занятии, учитывая ориентиры действия, выделенные педагогом;
высказывать свою версию выполнения учебных действий;
работать по предложенному плану, использовать необходимые средства деятельности;
контролировать свои действия, замечать допущенные ошибки (при направляющей помощи педагога);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом.
Познавательные
Обучащийся научится:
Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг и в каких источниках ее можно найти.
Находить необходимую информацию в предложенных педагогом источниках.
Учиться:
перерабатывать полученную информацию: устанавливать соотношения предметов (объектов) по их свойствам и качествам, делать выводы (при направляющей помощи педагога);
использовать знаки и символы как условные заместители реальных объектов и предметов для решения задач (с помощью педагога).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
Выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, передавать (сообщать) их партнеру.
Учиться:
понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Предметные результаты
Обучающийся должен знать, понимать:
набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар);
параметры величины (размер, высота, длина, толщина);
температурные ощущения (теплый, горячий, холодный);
вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное);
барические ощущения (ощущение тяжести от разных предметов);
понятия: близко, ближе – далеко, дальше;
расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа;
порядок месяцев в году;
времена года, их последовательность, основные признаки.
Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
точно выполнять целенаправленные действия по трехзвенной инструкции педагога, состоящей из 2 – 3 звеньев;
согласовывать (координировать) движения руки и глаза, обеих рук, пальцев и кистей рук, разных частей тела;
рисовать и обводить по трафарету, штриховать в разных направлениях;
определять на ощупь и называть:
объемные предметы с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые);
формы плоскостных предметов по контуру;
два – три предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина);
три предмета по весу (тяжелый – средний – легкий);
группировать предметы по одному – двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме);
составлять:
целое из частей на разрезном наглядном материале (три – четыре детали с разрезами по диагонали);
сериационные ряды из трех – четырех предметов по заданному признаку;
цвета и оттенки, подбирать оттенки к основным цветам;
основные части хорошо знакомых предметов;
наложенные изображения предметов (3 – 4 изображения);
температуру окружающих предметов и явлений (теплый, горячий, холодный) и обозначать словом температурные ощущения;
вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное) и обозначать словом вкусовые ощущение;
речевые и неречевые звуки;
мелодии по характеру (веселая, грустная);
конструировать предметы из 3-4 геометрических фигур;
находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
определять:
отличительные и общие признаки двух предметов;
различия между предметами по форме, величине, цвету и обозначать их словом;
определять временные интервалы: части суток, дни недели, месяц; времена года (их последовательность, признаки);
соотносить времена года с названиями месяцев;
делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;
сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении и обозначать словом направления движения;
словесно обозначать пространственные отношения между конкретными объектами;
выделять части суток и определять порядок дней недели.
Содержание учебного предмета
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Развитие моторики и графомоторных навыков | 7ч |
2 | Тактильно-двигательное восприятие | 2ч |
3 | Кинестетическое и кинетическое развитие | 2ч |
4 | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 7ч |
5 | Развитие зрительного восприятия | 3ч |
6 | Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, барических ощущений) | 3 ч |
7 | Развитие слухового восприятия | 3 ч |
8 | Восприятие пространства | 3 ч |
9 | Восприятие времени | 4ч |
| Итого | 34ч |
Календарно-тематическое планирование
2 класс (34ч)
Название раздела, количество часов | Тема урока | Коли-чество часов | Дата | Коррек-тировка |
Развитие моторики; графомотор-ных навыков- 7 ч. | Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел, «Кольцеброс»). | 1 | | |
Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед – поворот направо, т.д.). | 1 | | |
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 1 | | |
Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). | 1 | | |
Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. | 1 | | |
Графический диктант (по показу). | 1 | | |
Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм. | 1 | | |
Тактильно-двигательное восприятие – 2 ч. | Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). | 1 | | |
Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». | 1 | | |
Кинестети-ческое и кинети- ческое развитие – 2 ч. | Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога). Движения и позы головы (по инструкции педагога); вербализация собственных ощущений. | 1 | | |
Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало». Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений). | 1 | | |
Восприятие формы, величины, цвета; конструиро-вание предметов – 7 ч. | Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб). | 1 | | |
Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные). | 1 | | |
Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога. Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. | 1 | | |
Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога. | 1 | | |
Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». | 1 | | |
Выделение и различение частей знакомых предметов(стул – спинка, ножки, сиденье; шкаф – дверцы, стенки, т.д.). | 1 | | |
Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале. | 1 | | |
Развитие зрительного восприятия – 3 ч. | Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов). | 1 | | |
Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок). | 1 | | |
Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). | 1 | | |
Восприятие особых свойств предметов – 3 ч. | Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник). | 1 | | |
Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий – мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений. | 1 | | |
Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок, т.д.); словесное обозначение барических ощущений. | | | |
Развитие слухового восприятия – 3 ч. | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошки, бубен). | 1 | | |
Характеристика звуков по громкости и длитель-ности (шумы, музыкальные и речевые звуки). | 1 | | |
Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений. | 1 | | |
Восприятие пространства- 3 ч. | Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа. | 1 | | |
Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа; словесное обозначение пространственных отношений между предметами. | 1 | | |
Дидактическая игра «Определи положение предмета»; вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. | 1 | | |
Восприятие времени – 4 ч. | Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Порядок месяцев в году. | 1 | | |
Знакомство с часами (циферблат, стрелки). | 1 | | |
Определение времени по часам. Игры с моделью часов. | 1 | | |
Итоговый контрольный урок | 1 | | |