Программа коррекционной работы.
Коррекционная направленность работы школы-интерната связана с формированием у детей с нарушениями слуха произносительной стороны речи с опорой на развивающееся слуховое восприятие в ходе всего учебно-воспитательного процесса при постоянном использовании ЗУА.
Система работы учителей СР по РСВ строится на основе дифференцированного подхода к обучению учащихся, учитывающего уровень общего и речевого развития детей, характер и степень нарушения слуха, состояние и резервы развития слуховой функции на каждом этапе обучения в школе, индивидуальные и психофизические возможности детей. Психолого –педагогическое обоснование результативности выполнения программных требований по РРС и ФПСР учащимися с ОВЗ
При разработке программ учитываются сопутствующие заболевания, особенно, когда в заболевание вовлечены несколько систем и органов, что может вести к снижению результативности освоения навыков речевого развития и учебного процесса в целом:
-психосоматические расстройства в виде таких заболеваний, как олигофрения ,ЗПР, слабоумие на фоне течения эпилепсии и др.заболеваний
-Поражения нервной системы, влекущие за собой необратимые нарушения органов зрения, работы речевого и опорно-двигательного аппарата (ДЦП, частичные парезы и синкинезии
-Хронические лёгочные заболевания
-Моногенные наследственные заболевания (генные мутации)
-Хромосомные наследственные болезни ( Аперта и др.)
-Митохондриальные наследственные заболевания (атрофия зрительного нерва).
-Мультифакторальные и эндокринные наследственные заболевания(сах.диабет)
-Нарушение функциональности головного мозга (РАС)
-Аутоиммунные заболевания
-Инфекционные заболевания, повлекшие за собой снижение слуха
-Вегетативные расстройства на фоне дисфункции нервной системы
-Часто болеющие и соматически ослабленные дети
-Недоразвитие лицевых структур ,аномалии прикуса, и рецидивы после ортодонтической коррекции(дисфункции мягких тканей: ротовое дыхание, прокладывание языка ,реверсивное глотание и другие миофункциональные привычки.)
Следовательно, объём рабочего и контрольного материала по РРС и ФПСР для таких учащихся должен быть определён с учётом их возможностей и физических, а также индивидуально-психологических особенностей.
Первая задача коррекционной работы- коррекция нарушенной слуховой функции, развитие у глухих и СС школьников речевого слуха, создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи. Основа формирования речевого слуха составляют умения неслышащих детей воспринимать определенный речевой материал на слух и слухо-зрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому, а также интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха, использование остаточного и сниженного слуха для формирования произношения. Эта работа проводится на протяжении всех лет обучения. Основным способом восприятия речи обучающимися являются слуховой и слухо-зрительный (с помощью ЗУА); при затруднении учеников в восприятии речевого материала используются письменные таблички или устно-дактильная речь при обязательном устном повторении учителем данного речевого материала.
Вторая задача коррекционной работы- обучение детей с нарушением слуха произношению, которая включает в себя формирование и развитие внятной и членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию. Формирование произносительных навыков учащихся в условиях слухоречевой среды осуществляется при использовании информального и специального путей обучения.
В школе функционируют 12 кабинетов для занятий, в которых работают учителя индивидуальной слуховой работы (специалисты по РРС и ФП). Кабинеты оснащены современной звукоусиливающей аппаратурой индивидуального типа «ГЛОБУС».
Полноценное владение детей с нарушением слуха устной речью предполагает умение слухо-зрительно воспринимать речь собеседника ( с помощью слухового аппарата) и говорить достаточно естественно, внятно, то есть понятно для окружающих. Развитие навыков слухо-зрительного восприятия речи, внятного, достаточно естественного произношения, обогащение представлений о неречевых звуках окружающего мира, включая музыку, способствует решению важных задач повышения уровня образования неслышащих детей, приобщения к общечеловеческим духовным ценностям, позволяет эффективнее готовить их к жизни и труду с современном обществе.
Образовательно- коррекционая работа с неслышащими детьми проходит в условиях специально педагогически созданной слухо- речевой среды, предполагающей развитие у учащихся активного речевого поведения, которое проявляется в желании и умении вступать св речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
Успех коррекционно-развивающего обучения и развития неслышащих детей зависит от взаимосвязанных условий:
Понимание и учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, его социального поведения.
Выявление причин и динамика происходящих изменений в развитии личности учащегося.
Усиление взаимосвязи учебно-воспитательного процесса.
Выбор наиболее эффективных методов, форм и способов коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Создание новой технологий учебно-воспитательного процесса и совершенствование организационных форм работы.
Оказание помощи семье в выборе индивидуального подхода к ребенку в домашнем воспитании, обучении.
Основной целью коррекционно-развивающего обучения в школе для глухих и СС является развитие остаточной слуховой функции и совершенствование произносительных навыков, внятности и членораздельности речи учащихся для дальнейшей адаптации и интеграции их в общество.
Основные цели и задачи коррекционной работы.
Система коррекционной работы в школе подчинена формированию устной речи ( ее восприятия и воспроизведения) как фактора полноценного развития детей с недостатками слуха, наиболее полной их социальной адаптации.
1.Обеспечение нормальных условий для образовательного процесса:
наличие специальных кабинетов для проведения индивидуальных и групповых занятий по развитию восприятия речи на слух и коррекции произношения;
оснащение всех кабинетов ЗУА коллективного и индивидуального пользования;
оснащение учебными программами;
оснащение наглядно-дидактическим материалом, учебниками и методическими пособиями.
2.Совершенствование знаний психологии глухих и СС детей, методики формирования устной речи и развития слухового восприятия.
3.Создание слухо-речевого режима в школе.
Реализации Образовательной программы способствует психолого-педагогическое сопровождение: педагог-психолог, социальный педагог, учитель слуховой работы. Наиболее сложные проблемы обучения и воспитания осуществляются в рамках социально-педагогического, психолого-педагогического, медико-социального сопровождения. Постоянно проводится индивидуальная и групповая работа с обучающимися по развитию речевого поведения, адаптации, психологической разгрузке, созданию валеологических и санитарно-гигиенических условий всей образовательной системы в школе.
Управление качеством образования осуществляется на основе использования современных педагогических технологий. Повышению качества образования способствует периодическое повышение квалификации педагогическими работниками и совершенствование знаний на педагогических конференциях.
Педагогические технологии, используемые учителями школы-интерната, направлены на успешное освоение Образовательной программы и реализации стратегии личностно-ориентированного обучения.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, усилить доступность и наглядность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий.
Ведущие педагогические технологии, используемые в образовательном процессе школы-интерната:
- технологии личностно-ориентированного развивающего обучения (по И. С. Якиманской) – создание условий для проявления и развития познавательной активности учащихся, развитие ученика как личности, воспитание социальной адаптации через постоянное преобразование личного опыта ученика, формирование позиции самоопределения и самореализации учащихся, способности выбора профессиональной деятельности.
- специальная (коррекционная) технология «Новые подходы к активизации устной коммуникации глухих школьников» (по Е.П. Кузьмичёвой, Е.З. Яхниной).
-проведение комплексного педагогического обследования состояния устной речи, активизация устной коммуникации, осуществление дифференцированного подхода к формированию произносительной стороны устной речи с учётом слухо-зрительно-кинестетических связей, активное использование на индивидуальных занятиях звукоусиливающей аппаратуры индивидуального использования.
- технологии проектной деятельности- проектная работа на уроках поддерживается в системе работы во внеурочное время.
-информационные технологии являются технологической основой изучения всех основных предметов общеобразовательной программы.
- диалоговые технологии, способствующие более глубокому и осознанному пониманию обучающимися предметного содержания, формированию культуры общения, развитию коммуникативной комтетентности.
-игровые технологии- использование ролевых , деловых игр для применения системы знаний в изменённых ситуациях.
- технология коллективного творческого дела – развитие и воспитание в ребёнке нравственного человеке, воспитание в детском коллективе чувства патриотизма, сострадания, уважения к родителям, формирование принципа единства обучения и воспитания, развивать и воспитывать в ребёнке приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.
- здоровьесберегающие технологии – формирование ценностного отношения к здоровью, определение оптимального уровня оздоровительной деятельности.
Развитие речевого слуха и
формирование произносительной стороны речи.
3 класс
Примерный речевой материал:
4 класс
5 класс
Восприятие на слух речевого материала с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них фраз обиходно-разговорного характера, материала, связанного с учебной деятельность и с изучением общеобразовательных предметов. Восприятие на слух текстов, содержащих до15 предложений.
Примерный речевой материал: «Летние каникулы», «Смелые поступки», «Устное народное творчество», «Правила поведения на улице», «Новогодний праздник», «Спорт», «Космос», «Кем я хочу быть», «Сезонные изменения в природе», фразы обиходно-разговорного характера.
Основные требования к умениям учащихся: учащиеся к концу 5-го класса должны уметь воспринимать на слух с помощью индивидуального слухового аппарата и без него речевой материал обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью и изучением общеобразовательных предметов; воспринимать указанный речевой материал на слух тексты до 15 предложений.
6 класс
Восприятие на слух речевого материала с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них, фраз обиходно-разговорного характера, материала, связанного с учебной деятельность и с изучением общеобразовательных предметов. Восприятие на слух текстов, содержащих до18 предложений.
Примерный речевой материал: «Каникулы», «Школа», «Родная природа», «Книга твой друг», «Характер и поступки», «Международный женский день», «Транспорт», «Поведение в общественных местах», «День космонавтики», «Будь здоров!»
Основные требования к умениям учащихся: учащиеся к концу 6-го класса должны уметь воспринимать на слух с помощью индивидуального слухового аппарата и без него речевой материал обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью и изучением общеобразовательных предметов; воспринимать указанный речевой материал на слух тексты до 18 предложений . Восприятие на слух речевого материала с голоса товарища, а также в аудиозаписи на более близком расстоянии.
7 класс
Восприятие на слух речевого материала с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них, фраз обиходно-разговорного характера, материала, связанного с учебной деятельность и с изучением общеобразовательных предметов. Восприятие на слух текстов, содержащих до 20 предложений.
Примерный речевой материал: «Летние каникулы», «Казань – столица Татарстана», «Наша Родина – Татарстан», «Мои увлечения», «Е.Г.Ласточкина», «Праздники», «Профессии», «Родная природа», «День Победы».
Основные требования к умениям учащихся: учащиеся к концу 7-го класса должны уметь воспринимать на слух с помощью индивидуального слухового аппарата и без него речевой материал обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью и изучением общеобразовательных предметов; воспринимать указанный речевой материал на слух тексты до 18 предложений . Восприятие на слух речевого материала с голоса товарища, а также в аудиозаписи на более близком расстоянии.
8 класс
Восприятие на слух речевого материала с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них, фраз обиходно-разговорного характера, материала, связанного с учебной деятельность и с изучением общеобразовательных предметов. Восприятие на слух текстов, содержащих до 20 предложений.
Примерный речевой материал: «Летний отдых», «О животных», «Явления природы», «Праздники», «Наша школа», «Путешествия по странам», «Правила этикета», «Наши друзья – дельфины», фразы обиходно-разговорного характера.
Основные требования к умениям учащихся: учащиеся к концу 8-го класса должны уметь воспринимать на слух с помощью индивидуального слухового аппарата и без него речевой материал обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью и изучением общеобразовательных предметов; воспринимать указанный речевой материал на слух тексты до 20 предложений . Восприятие на слух речевого материала в любых условиях, близких к естественным, с голоса учителя и товарищей, а также в аудиозаписи на более близком расстоянии.
9 класс
Восприятие на слух речевого материала с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них, а также речевой информации, содержащейся в печати, с голоса, а также передаваемой по радио, телевидению,телефону, как в условиях изоляции от шума, так и в условиях, приближающихся к естественным .
Примерный речевой материал:
«Вспомним лето», «Габдулла Тукай», «День рождение школы», «Кружки и спортивные секции», «История моей семьи», «Правила этикета.Сервировка стола к Новому году», « Явления природы. Медовая радость», « Наши друзья- дельфины», «Все профессии важны», «День Победы», « Правила поведения в общественном транспорте», « Я в профессии», «Этикет семейной жизни».
Основные требования к умениям учащихся: учащиеся к концу 9-го класса должны уметь воспринимать на слух с помощью индивидуального слухового аппарата и без него речевой материал обиходно-разговорного характера, Воспринимать на слух с аппаратами и без них, с голоса любого диктора программный речевой материал(слова, словосочетания, фразы, тексты) в условиях относительной изоляции от шума, а также речевой информации, содержащейся в печати, также передаваемой по радио, телевидению, телефону,
10 класс
Восприятие на слух речевого материала с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них речевой информации, содержащейся в печати, с голоса и в аудиозаписи, а также передаваемой по радио, телевидению, телефону, как в условиях изоляции от шума, так и в условиях, приближающихся к естественным .
Примерный речевой материал: «Вот и лето прошло», «Наша Родина – Татарстан», «Казань – спортивная столица», «Из истории школы», «День космонавтики», «День Победы», « О профессиях», «Любимые праздники», «Здоровый образ жизни», «День рождения школы», «Кружки и спортивные секции», «История моей семьи», «Правила этикета. Сервировка стола к Новому году», « Явления природы. «Медовая радость», « Наши друзья- дельфины».
Основные требования к умениям учащихся: учащиеся к концу 10-го класса должны уметь воспринимать на слух с помощью индивидуального слухового аппарата и без него речевой материал обиходно-разговорного характера, Воспринимать на слух с аппаратами и без них, с голоса любого диктора программный речевой материал(слова, словосочетания, фразы, тексты) в условиях относительной изоляции от шума, а также речевой информации, содержащейся в печати, также передаваемой по радио, телевидению, телефону,
11 класс
Примерный речевой материал:»Летний отдых», «2017 год – Год экологии», «Профессии», «Этика семейной жизни», «Музеи Казанского кремля», «Твои права и обязанности», «Ф.И.Шаляпин», «Современные средства общения».
12 класс
Примерный речевой материал: «Летний отдых», «2017 год – Год экологии», «Профессии», «Этика семейной жизни», подготовка к экзаменам.