Программа профилактики конфликтов в системе межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Пояснительная записка
Для предупреждения и преодоления конфликтов в системе межличностных отношений младших школьников нами было разработана программа профилактической работы.
Основной целью, которой является профилактика конфликтов в системе межличностных отношений детей младшего школьника возраста.
Задачи работы с детьми:
знакомство детей с особенностями конфликтного поведения, факторами, влияющими на формирование конфликтного поведения, способами «борьбы» с конфликтами;
развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое;
способствовать сплочению группы и получению положительных эмоциональных ощущений от групповой работы;
помочь осознать важность каждого участника в процессе групповой работы;
ознакомить учеников с понятием толерантности;
Программа профилактической работы разрабатывалась на основе материалов следующих авторов: В. И. Кузина, Л. В. Маленкова, Р. С. Немов, В. П. Родионов.
Структура занятий:
Все занятия имеют одинаковую структуру, при этом, возможно, менять местами или опускать отдельные его компоненты, исходя из более конкретных целей, задач каждого занятия. В общем виде занятия состоят из:
Ритуала приветствия, ритуала прощения;
бесед, лекций, экскурсий;
проведение коммуникативных игр, игр для тренировки психических процессов;
подвижных игр и динамических релаксаций;
проговаривание сюжетов, индивидуальных рисунков.
В структуре занятия чередуются модули напряжения и расслабления; совместной и индивидуальной работы; их чередование создает дополнительные условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения, способствуют отдыху и расслаблению.
Необходимые материалы и оборудование:
- магнитофон;
- кассеты с записью музыки;
- бланки с чувствами и эмоциями; карточки с ситуациями;
- мягкие игрушки, повязки на глаза (шарфы).
Содержание программы
Тематический план: программа профилактики психологических особенностей личности конфликтных занятий включает в себя 12 занятий.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Беседа с учащимся о конфликтном поведении | 40 минут |
2 | «Встреча на узком мостике» | 40 минут |
3 | «Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации» | 40 минут |
4 | «Браво!» | 40 минут |
5 | «Друг к дружке!» | 40 минут |
6 | Обратная связь в межличностном контакте | 40 минут |
7 | «Сиамские близнецы» | 40 минут |
8 | «Что такое толерантность?» | 40 минут |
9 | «Узнайте друг друга» | 40 минут |
10 | «Стон королевы» | 40 минут |
11 | «Хвасталки» | 40 минут |
12 | «Путанка» | 40 минут |
Занятие №1
1. Ритуал приветствия
2 Основной этап.
В беседе дети вспоминают правила поведения для конфликтных детей правила предупреждения конфликтов, формируются определения конфликта, конфликтной ситуации.
Затем мы предложим учащимся ознакомиться с правилами разрешения конфликта, так как считаем, что разрешения конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений:
- Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, спор. Конфликт – небольшая ссора – может произойти в классе, магазине, на улице, в автобусе. Я хочу предложить вам рассмотреть способы выхода из конфликтной ситуации.
- Для дальнейшей работы нам понадобится группа опорных слов. Эти слова записаны на таблицах и прикреплены к доске: сотрудничество, компромисс, уклонение, уступчивость, противоборство.
- Значение, каких слов вам не понятно?
При подготовке к уроку группа ребят поработала с «Толковым словарем» С.И. Ожегова и определила смысл всех этих слов:
Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле.
Компромисс – соглашение на основе взаимных услуг.
Уклонение – избегая чего-нибудь, устраниться.
Уступчивость – человек уступчивый, готовый уступить что-нибудь без споров.
Противоборство – борьба против кого-нибудь или чего-нибудь.
- Мы проведем небольшую викторину: я буду читать вам пословицы, крылатые слова, а вы будите называть одно из наших опорных слов, к которому они подходят по содержанию в большей мере:
В одну телегу впрячь нельзя коня и трепетную лань.
Где хорошо, там и родина.
И, словом, тот хотел арбуз, а тот соленый огурец.
Из двух зол выбирают меньшее.
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
Трубка мира.
Плясать под чужую дудку.
Куда и иголка, туда и нитка.
- А теперь задание нескольким парам: попробуйте самостоятельно объяснить, используя опорные слова, указанные на доске, и примеры из вашей жизни, какой способ поведения может выбрать человек, попадая в ту или иную конфликтную ситуацию.
- Представьте ситуацию: Артему купили новый велосипед, он вывез его во двор и предложил ребятам покататься. Всем хотелось сесть на велосипед первым. Назревал конфликт, который мог перерасти в драку. Какой способ выхода из конфликтной ситуации надо применить ребятам, чтоб все остались довольны? Ответ: детям надо договориться – по считалочке, кто за кем будет кататься. Это способом компромисса.
Далее предложили детям обратить внимание на правила разрешения конфликта:
Анализ конфликтной ситуации (необходимо подумать и ответить на ряд вопросов): Кто участвует в конфликте (субъект конфликта)? Что является главным противоречием, в чем рассогласование? Какова цель вашего оппонента? Какие положительные черты характерны для вашего оппонента, каковы, на ваш взгляд, его негативные черты? Какова ваша цель в конфликте? Соотнесите вашу цель с жизненными ценностями, определите для себя ценностную альтернативу.
Если вы решили бороться до конца, то определите методы, какими вы будете решать конфликт. Необходимо помнить, что избранные нами средства должны удовлетворять не только вас, но и оппонента. Определить такие пути решения конфликта, которые не будут унижать, и оскорблять вашего оппонента, но в определенной степени заинтересуют его, будут ему выгодны без ущемления ваших интересов, проанализировать последствия разрешения конфликта в близкой и дальней перспективе.
Разрешение конфликта:
Берите инициативе разрешения конфликта в свои руки, это дает вам шанс самому определять стратегию и тактику разрешения конфликта и гарантирует победу.
Используйте «Я - сообщение» и «активное слушание». Эти способы общения помогут начать доброжелательный разговор с вашим оппонентом.
Предлагайте ряд решений конфликта, подчеркивайте вашу заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам.
В совместном диалоге ищите компромиссные решения, подчеркивая уважение к личности оппонента.
Не высказывайте никаких негативных оценочных суждений в адрес оппонента.
Ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны, уверены в себе, но не заносчивы и самонадеянны.
Не торопитесь: доброжелательный диалог с оппонентом обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.
Вторая часть работы – анализ конфликтных ситуаций. После знакомства с правилами «беспроигрышного» разрешения конфликтов мы предложим ребятам проанализировать конфликтные ситуации, которые представили на листочках одноклассники.
Для этого создали микрогруппы по 3-5 человек, каждая группа получает одну карточку с записанной на ней ситуацией. В течении 5 минут дети коллективно в микрогруппах анализируют ситуации в соответствии усвоенными правилами. После выступления представителя группы можно предложить всем оценить грамотность анализа и эффективность найденного разрешения конфликта.
Можно напомнить, что разрешить конфликт – это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.
- Давайте проверим на практике, как мы усвоили материал. Сейчас мы рассмотрим сценки. Ваша задача: одному участнику развивать конфликт на заданную тему, а другому стараться выйти из конфликтной ситуации одним из путей, о которых мы говорили.
Сценка первая: у одноклассника Пети такая же ручка, как и у тебя. Он потерял свою ручку и взял твою, думая, что это его. Ты хотел взять, а он начал ругаться. Разыгрывается сценка. При необходимости можно помочь «артистам».
- Петя, знаешь, у меня точно такая же ручка. И ты взял ее с моего стола. Отдай, пожалуйста.
- Нет, это моя!
- Ты же взял с моего стола?
- Да.
- Ну вот. Значит это моя, отдай, пожалуйста, а твою мы давай вместе поищем. Согласен? Как говорится «кто ищет, тот всегда найдет»!
- Хорошо, давай!
- Каким образом был исчерпан конфликт?
Сценка вторая: Два одноклассника сидят на контрольной работе. Коля не дает списать работу. Вот учительница раздает работу, и Саша видят, что у него «3», а у его соседа «5». Саша обиделся на него, что начал обзываться и т.д. Как должен повести Коля?
- Саша, я понимаю, что ты на меня зол. Но не на меня ты должен обижаться, а на себя, так как ты не был подготовлен к контрольной работе. А списывать – это не хорошо!
- Но я же не понял тему! А ты как одноклассник мог помочь!
- Давай договоримся, что следующего раза такого не будет! Если ты что-то не понял, я тебе помогу, хорошо? И давай вместе готовиться контрольной работе. Мне для тебя времени не жалко. Ведь ты мой друг!
- Какой из способов выбрали участники, чтобы выйти из конфликтной ситуации.
3. Рефлексия.
Что тебе понравилось?
А что тебе не понравилось?
Занятие №2
Ритуал приветствия.
Основная часть.
Двое участников становятся на проведенной, на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около трех метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг к другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 мостика.
Рефлексия.
Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Чем упавшие «в воду» пары отличились от успешно преодолевших трудную ситуацию?
Занятие №3
Ритуал приветствия.
Основная часть.
Игра: «Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации»
Процедуры игры:
Взрослый показывает волшебную книгу, в которую дети будут записывать добрые поступки. Беседует с ними о тех добрых делах, которые они успели совершить. Вместе с детьми анализирует их и записывает в волшебную книгу. К детям приходит письмо от мальчика Антошки, который очень расстроен. Антошкина история: сегодня я вышел во двор и увидел, как одноклассники и ребята играли в убегалки – догонялки.
- Можно мне с вами поиграть? – спросил я ребят. – Чур, я буду убегалкой.
- Нет, уж! – ответили ребята. – Если хочешь, чтобы мы тебя приняли в игру, сначала побудь догонялкой.
Я обиделся и ушел. Но потом, когда оглянулся и увидел, как весело играют ребята и как быстро они превращаются убегалку, мне стало грустно. Я подумал, что обиделся зря, и решил вернуться... Но не вернулся из-за того, что не знал, что сказать ребятам.
- Давайте поможем ему.
3. Рефлексия.
- Антошка признался нам, что обиделся на ребят зря. Вы согласны с этим? Почему зря?
- Приходилось вам обижаться?
- На кого вы обижаетесь чаще всего?
Занятие №4.
Ритуал приветствия.
Основная часть
Игра: «Браво!»
Цель: сплочение группы
Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет. В результате в классе создается атмосфера взаимного принятия и хорошего настроения.
Процедуры игры: кто из вас бывал в театре или в цирке и воочию видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.
(Поставьте стул в центр класса и попросите всех плотно окружить его со всех сторон.)
В первый раз помогите классу рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ученику, они будут хлопать еще сильнее.
Рефлексия.
Понравилось ли тебе получать аплодисменты?
Получаешь ли ты когда-нибудь незаслуженные аплодисменты?
Тебе понравилось хлопать в ладоши?
Как ты показываешь окружающим, что восхищаешься ими, что они тебе нравятся?
Хочешь ли ты, чтобы в классе тебе время от времени дарили признание и аплодисменты?
Занятие №5.
Ритуал приветствия.
Основная часть
Игра «Друг к дружке!»
Цель: взаимодействие детей друг с другом.
Упражнение дает возможность установить контакт, а также является быстрой освежающей разминкой во время перемены или отдыха.
Процедуры игры: сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно 5 секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку.… А теперь я буду говорить, какими частями тела надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:
- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
Ну что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну «Друг к дружке!», вам нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг от друга. Итак:
-Друг к дружке!
- Ухо к уху!
- Бедро к бедру!
- пятка к пятке!
Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.
Рефлексия.
- понравилась ли тебе игра?
- Легко ли тебе было действовать столь быстро?
Занятие №6
Ритуал приветствия.
Основная часть.
Обратная связь в межличностном контакте.
Цель: научиться соотносить характер обратной связи с содержанием общения, эмоциями, чувствами.
Процедуры игры: Ведущий предлагает:
а) поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость скорбь, лесть и т.п.
б) сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и движения.
Рефлексия.
Достаточны ли ваши возможности для выражения своих чувств? Какие чувства, возникающие в контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по общению?
Информация для педагога.
В результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств подлинных (переживаемых) тем, что школьник выражает в общении. Объяснить, что порой неумение выразить свои чувства приводит к межличностным проблемам. Дать название этому феномену (безличная коммуникация или коммуникация посредством масок). Обговорить "маски", соответствующие и не соответствующие ситуации (в школе, компании, семье и т.д.)1. Очень важно обсудить влияние безличной коммуникации на личностную структуру человека.
Занятие №7
Ритуал приветствия.
Основная часть
Игра «Сиамские близнецы».
Цель: научить гибкости в общении друг с другом.
Процедуры игры:
Скажите детям следующее: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши».
Рефлексия.
Какие чувства возникали, когда вы были сросшиеся? Легко ли тебе было действовать? И т.д.
Занятие №8
Ритуал приветствия.
Основная часть.
Ученикам предлагается выслушать десятиминутное сообщение о том, что такое толерантность и интолерантность (терпимость и нетерпимость), и какую роль эти качества играют в судьбе человека.
Психолог. Понять, что такое толерантность можно через ее противоположность – интолерантность, или нетерпимость. Нетерпимость основывается на убеждении, что твои взгляды, твой образ жизни правильнее других. Нетерпимость – не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает и поступает иначе. Терпимый человек может поставить себя на место другого, понять, что он чувствует. Мир интолерантного человека ограничен его собственными мыслями и переживаниями, он склонен считать, напротив, уверены, что их судьба в их руках. Они больше знают о своих достоинствах и недостатках, относясь критично к себе, не спешат во всех бедах винить окружающих.
Интолерантные личности делят мир на черный и белый. Для них есть только два сорта людей – плохие и хорошие и только один правильный путь в жизни. Они не могут относиться к чему-то нейтрально и все происходящее либо одобряют, либо нет, толерантный человек напротив, признает мир в его многообразии и готов понять иную точку зрения. Чувство юмора и готовность посмеяться над собой – важнейший признак толерантной личности. Для того, кто может посмеяться над собой – важнейший признак толерантной личности. Для того, кто может посмеяться над собой, гораздо менее характерно чувство превосходства над другими. Терпимый человек чаще чувствует себя в безопасности. Он склонен доверять окружающему миру.
Мы можем сказать, что есть два пути развития личности. Интолерантный путь чащу связан с представлением о собственной исключительности, со склонностью переносить ответственность за свои беды на окружающих, с потребностью в жестком порядке. Другой путь – путь человека, более открытого миру, стремящегося лучше узнать себя и других. Позитивное отношение к себе в этом случае соседствует с доброжелательным отношением к окружающим людям и миру в целом.
Упражнения:
«Мы с вами похожи». Это упражнение поможет созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе, повышению взаимного доверия и сплоченности коллектива. Необходимое время 7 минут.
Участники садятся в круг. Ведущий предлагает в центр круга одного из них, пользуясь принципом реального или воображаемого сходства с собой, с такими примерно словами: «Саша, выйди, пожалуйста, сюда, потому что у нас одинаковой цвет волос; или мы одного роста; мы ученики одного класса». Саша становится в круг и тоже приглашает кого-нибудь из ребят по какому–то общему признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся внутри круга.
«Учимся говорить комплименты». На это упражнение примерно отводится 10 минут. Ведущий предлагает ученикам научиться говорить комплименты. Например: «Андрей, ты умеешь быть справедливым». Андрей, получив мяч «бросает его тому, кому хочет сказать комплимент». Он говорит: «Марина, ты замечательно выглядишь, у тебя чудная прическа» и т.д. важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому ученику.
«В едином ритме». На это упражнение требуется 7 минут. Участники становятся в круг. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать. Для этого стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним – следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает не вся группа по очереди, а один человек. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры выбывают участники, нарушающие общий ритм.
Рефлексия.
Что вам понравилось? А что нет?
Занятие №9
Ритуал приветствия.
Основная часть.
Игра: «Узнайте друг друга»
Цель: сплочение и бережное отношение друг другу.
Процедуры игры:
Сейчас мы разделимся по группам весна-лето-осень-зима. А теперь послушайте меня внимательно вам нужно описать одного человека из своей подгруппы, только положительные качества. А в это время другие отгадывают.
Рефлексия.
Вам понравилось называть качества личности? А вам было приятно, когда о вас так говорили? Что нового узнали?
Занятие №10
Ритуал приветствия.
Основная часть.
Игра: «Стон королевы»
Цель: чувственное восприятие.
Процедуры игры: Я хочу предложить игру с участием самой настоящей Королевы. Королева садится в центре класса на стул, а все остальные садятся на пол по одну сторону от нее. Вам нужно по очереди, один за другим, перейти на противоположную сторону так, чтобы Королева не застонала. У Королевы страшная мигрень. Поэтому она очень громко стонет от каждого звука, даже очень тихого. Постоянно один из вас должен перемещаться на противоположную сторону. Если Королева услышит кого-нибудь из вас и застонет, то этому человеку придется вернуться на свое прежнее место. На Королеву мы наденем платок так, чтобы никто нес смог обвинить ее в подглядывании. Кто хочет стать первой Королевой!
Рефлексия.
- Умеешь ли ты ловко подкрадываться?
- Как ты чувствовал себя, когда тебя обнаружили?
- Ты хотел быть Королевой в этой игре?
Занятие №11
Ритуал приветствия.
Основная часть.
Игра «Хвасталки»
Цель: преодоление застенчивости и повышение самооценки.
Процедуры игры: Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется место успеху. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.
Сейчас я расскажу, как будет происходить наша игра. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это достижение. Ученик, которому я расскажу об успехе, скажет: «Я рад за тебя».
Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот, в свою очередь, тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит эту игру дальше.
Вы поняли, как играть?
Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижениях не всей группе, а конкретному человеку, ведь для этого требуется гораздо больше мужества.
Рефлексия.
- Понравилась ли тебе эта игра?
- Легко ли тебе было говорить о своих успехах?
- Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят!
- Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми!
Занятие №12
Ритуал приветствия.
Основная часть.
Игра: «Путанка».
Цель: групповая сплоченность.
Один из группы водящий. Он отворачивается и закрывает глаза. В это время все остальные встают в круг, взявшись за руки. А затем, не отпуская рук, начинают ходить, поворачиваться, переступать через руки друг друга и т.п., в общем, запутываться. Задача водящего - распутать получившийся «клубок».
Рефлексия
Вам понравилась игра, если «да», то чем?
Понравилось быть водящим?
1