СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

в докладе представлены приёмы коррекционной работы на уроках математики с учащимися с интеллектуальной недостаточностью.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа на уроках математики»









Доклад



«Коррекционная работа на уроках математики»







Учитель: Охотникова В.Е.



















Под коррекцией недостатков психического и физического развития умственноотсталых школьников понимается исправление или ослабление этих недостатков. Эффективность исправления недостатков развития, присущих ребенку с умственной отсталостью, зависит от правильной организации учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения.

Такой процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ называется коррекционно-направленным. Коррекция недостатков ребенка с ОВЗ осуществляется в процессе всей учебно – воспитательной работы школы. Коррекционная работа проводится на каждом уроке по любому учебному предмету. Педагогические приемы коррекционной работы стимулируют компенсаторные процессы развития ребенка с ОВЗ и формируют у них новые положительные качества. У учащихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые проявляются в произвольной деятельности при решении новых учебно-трудовых задач.

Физиологической основой коррекции недостатков ребенка с ОВЗ является учение о пластичности функций ЦНС и компенсации дефектов. В работах Л.С.Выготского многократно повторяется мысль о том, что у ребенка с умственной отсталостью есть сохранные психические функции, которые, воздействуя на нарушенные, обусловливают их компенсацию (возмещение функции по типу иного способа действия). Развитие ребенка совершается за счет развития высших психических функций.

В коррекционной работе различают общую коррекцию и индивидуальную. Общая коррекция направлена на исправление дефектов общих для всех детей с ОВЗ. Основной дефект детей с ОВЗ заключается в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления. Умственноотсталые школьники испытывают затруднения в анализе и синтезе, абстрагировании и обобщении. Для них характерна инертность мышления, «застревание» на привычных шаблонных действиях. Поэтому, общая коррекционная работа со всеми учениками заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня.

Неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями характерна для этапа наглядно-действенного мышления. Все дети проходят этот этап развития, но у умственноотсталых детей он завершается не к моменту поступления в школу, как у сохранных детей, а намного позже. Поэтому, коррекционная работа с учащимися младших классов направлена на развитие и использование их практического наглядно- действенного мышления. Коррекционная работа в этот период обучения заключается в развитии у учащихся способности правильно и отчетливо воспринимать наблюдаемые предметы и явления и, самое главное, использовать свои восприятия в качестве основы мыслительных процессов. Несовершенство восприятия детей – олигофренов состоит в отклонениях в восприятии как сложной психической функции. Коррекционная работа над развитием восприятия заключается в организации наблюдений учащихся на всех уроках . Процесс восприятия наблюдаемых объектов должен быть активным и должен включать в себя анализ объектов и выделение существенных признаков и связей. Для этого используется прием сравнения изучаемых объектов. Дети устанавливают признаки сходства и различия объектов, осуществляя необходимую аналитическую деятельность.

У детей олигофренов недостаточно сформирована речь. Поэтому в коррекционной работе уделяется огромное значение формированию связной речи. Дети на уроках должны повторять за учителем объяснение, комментировать свои действия. Т.о., коррекционная работа с учащимися младших классов должна строиться на сочетании наглядного образа, слова и практических действий. Следующий этап в развитии речи – организация умственной деятельности учащихся без какой-либо опоры на наглядность в чисто словесном плане. Организация процессов словесно-логического мышления учащихся проводится и на уроках математики. Учащиеся сталкиваются с оценкой свойств предметов (длина, ширина, высота) сравнением этих свойств (короче - длиннее, выше -ниже, дальше -ближе). Основным приемом, который используется на этих уроках, является показ действия с предметами, сопровождаемый объяснением учителя.

Особенно велика коррекционная роль решения арифметических задач. Решение арифметических задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией. Учащие часто затрудняются в понимании и запоминании словесно-сформулированного условия задачи, воспринимают его фрагментарно, на основе отдельных слов и выражений, не понимают ситуации, описываемой в тексте задачи, не представляют результатов ее изменения, не могут перейти от понимания предметной ситуации задачи к ее математическому решению. Поэтому учащихся необходимо учить определять, какими арифметическими действиями можно ее решить. Приемы, которые используются при этом, заключаются в повторении текста задачи, анализе ситуации, моделировании событий с помощью мелких счетных предметов, в подведении учащихся к правильному выбору арифметического действия. Такая направленность обучения приводит к тому, что они начинают подвергать анализу процесс изменения величины в задаче, правильно выбирать арифметические действия и контролировать их действия с предметами. При этом заметно начинает развиваться внутренняя речь: часть учеников рассуждают громким шепотом, другие при выдвижении предположений обращаются к учителю. Правда, у определенной части учеников продвижения в развитии процессов анализа и синтеза при решении задач заметны меньше.

В старших классах учебная деятельность школьников осуществляется с более значительной опорой на словесно-логическое мышление. Школьники, имея достаточный опыт осуществления мыслительных процессов на основе непосредственного восприятия и практических действий, могут затем действовать на словесно – логической основе. Но и здесь ученики испытывают ряд трудностей, для преодоления которых учитель использует средства наглядности (поделки, чертежи, иллюстрации и др.)

Общая коррекционная работа дополняется коррекцией недостатков, которые характерны для отдельных групп учащихся. Эта работа реализуется в процессе дифференцированного подхода. Необходимость индивидуальной коррекции вызывается неравномерным нарушением у учащихся отдельных психофизических функций. Анализ характера затруднений и ошибок, допускаемых учениками в процессе обучения, выявляет причины испытываемых учениками трудностей, помогает точнее определить соответствующие коррекционные приемы обучения. Есть учащиеся, которые в 2 раза медленнее выполняют задания, однако причины медлительности весьма различны: у одних это связано со значительными нарушениями моторики, у других – быстрой истощаемостью, т. е., низкой работоспособностью, у третьих – значительной сниженностью уровня интеллектуального развития.

Приемы: для I группы – сокращается объем задания, для II группы - устраивают кратковременные перерывы, для III группы – дополнительное объяснение и показ в замедленном темпе хода выполнения задания, или индивидуально работают с использованием наглядного материала или выполнение специально подобранных упражнений, подводящих к пониманию изучаемого материала.