З.Т.Турчанинова
(студент 5 курса, направление Специальное (дефектологическое) образование, профиль Олигофренопедагогика, Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается вопрос о содержании коррекционной работы по формированию навыков общения у детей младшего школьного возраст с умственной отсталостью. Нарушения в общении рождают у детей с умственной отсталостью проблемы, тесно связанные с неуспешностью общественной адаптации.
Характер и дефицит в общении с окружающими людьми основательно осложняет имеющиеся у данных детей нарушения в познавательной деятельности. Затруднения в ходе установления контактов с людьми и в сфере делового, и в сфере личностного общения пробуждают у детей беспокойство, неуверенность, а также неудовлетворенность самим собой и окружающим их миром. Коррекционная работа , проводимая с учетом индивидуальных особенностей детей данной категории и с учетом комплексного подхода в восприятии детей, дает положительную динамику в формировании коммуникативных умений младших школьников с умственной отсталостью.
Умственная отсталость, адаптация, комплексный подход, коммуникативные умения.
Важный фактор, нужный для реализации коммуникативной деятельности, это наличие конкретных коммуникативных умений. Их развитие полагает и владение средствами коммуникации, и умение адекватного использования этих средств в ситуациях живого естественного общения, при их непрестанном изменении.
Общение – главное условия личностного развития и воспитания детей. У детей с умственной отсталостью общение с окружающими находится на низком уровне и носит преимущественно утилитарный характер. Дефицит в общении основательно осложняет имеющиеся у данных детей нарушения в познавательной деятельности. Для данной категории детей типично понижение направленности на речевое общение, а также на взаимодействие с окружающими. Дети с большим трудом взаимодействуют как со взрослыми, так и с иными детьми. Они недостаточно адекватно оценивают ситуацию, не понимают смысла того, о чем говорят окружающие, это определяет их коммуникативное поведение. Дети с умственной отсталостью не умеют складно сообщать собственные просьбы, а также предложения. Их общение сильно ограничено житейскими и бытовыми ситуациями, которые неоднократно повторяются. В случае если общение выходит за границы стереотипных и выученных фраз, то все это ставит в тупик ребенка и ведет к конфликту с окружающими людьми.
Формирование коммуникативных навыков у детей школьного младшего возраста при умственной отсталости отличается следующими особенностями: несформированность возрастных форм общения; в общении со взрослыми встречаются весьма редко (в основном общение со взрослыми на основе практических мотивов); с трудом формируются потребности во взаимодействии с коллективом сверстников; отсутствует умение договариваться; занимают негативную эгоцентрическую позицию; сниженная потребность в речевом общении; слабость речевых контактов; на слабом уровне формирования находятся коммуникативные оперативные средства (действия, обращенные прямо на трансляцию сообщения); задержка понимания обращенной речи; речь не может достаточно качественно обеспечить ее коммуникативную функцию (маловыразительна, бедна, сопровождается неверными ударениями, а также аграмматизмами, стереотипность в использовании речевых конструкций); редко бывают инициаторами диалогов; неумение начать беседу, неумение адекватно воспринять и понять высказывание или вопрос собеседника, вразумительно ответить ему; ситуативность высказываний; неадекватность оценивания коммуникативной ситуации; замкнутость, конфликтность, неуверенность, беспокойство.
Коррекционная работа по формированию навыков общения у детей младшего возраста с УО должна строиться с учетом индивидуальных особенностей детей данной категории и с учетом комплексного подхода в восприятии детей. Необходимо чередовать фазы психической нагрузки и двигательной активности.
На коррекционном занятии ребенок с умственной отсталостью школьного младшего возраста должен учиться как говорить, так и слушать слова иных людей. Ему постоянно надлежит предоставлять время на ответ. Однако, прежде чем начать занятия, нужно детально рассмотреть, что к данному моменту уже умеет ребенок делать и начинать обучение уже с того уровня, что ему больше подходит.
При организации коррекционной работы с умственной отсталостью школьного младшего возраста необходимо непрерывно общаться, сопроводив собственные действия тихой, плавной речью с приветливой интонацией. С ними нужно больше беседовать, именуя действия, которые свершаются. Необходимо регулярно поддерживать внимание и интерес к реализовываемой деятельности и окружению.
Принципы организации коррекционной работы по развитию навыков и умений общения у детей с умственной отсталостью школьного младшего возраста :
- дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, учитывающий специфику развития любого ребенка;
- комплексный подход в восприятии (стимулирование всех действующих сенсорных систем);
- психодинамическая разгрузка (чередовать фазы психической нагрузки с двигательной активностью);
- неточность границ обучения и обыденной жизнедеятельности [28].
Главной формой работы по формированию навыков общения являются проводимые в игровой форме занятия, где ведущая роль принадлежит преподавателю. При проведении игр с отсталыми умственно детьми педагог обязан быть их самым активным участником. Он устремляет ход всей игры и через неё уже воспитывает и учит детей. С ребенком необходимо постоянно общаться.
В работе по развитию навыков общения у детей с умственной отсталостью школьного младшего возраста можно применять такие типы игр:
1. Подвижные игры. При их организации надлежит учесть необходимость перемены игр – оживленных на спокойные и наоборот. Важно применять во внимание предыдущее игре состояние ребенка. После слабоподвижного занятия необходимо организовывать более подвижную игру. В процессе игры нужно чередовать моменты отдыха и движения. Так как для детей УО младшего школьного возраста нет преднамеренно подобранных подвижных игр, преподавателю нужно применять игры для дошкольников и приспосабливать данные игры для детей при умеренной степени умственной отсталости.
2. Пальчиковые игры, где применяются различные движения пальцев. Проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга занимает более трети общей площади и очень близка к моторной речевой зоне. Этим объясняют стимулирующее влияние тренировки мелкой моторики рук на речевое развитие. Такие игры заметно влияют на всеобщее психофизическое развитие, помогают формировать ребенку образ «телесного Я», обрести умения и навыки общения невербального.
3. Сюжетно-ролевые игры. Они являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. В работе по развитию коммуникативных навыков детей при умственной отсталости важно учитывать взаимосвязи между спецификой их познавательной деятельности, состоянием и спецификой языковых и речевых средств. При разработке игр важно предусмотреть различные варианты организации занятий, учитывающих пожелания детей по выбору партнеров для совместной деятельности. В ходе организации и проведения комплекса сюжетно-ролевых игр по развитию коммуникативных навыков у детей при умственной отсталости надо создать отношения доброжелательные, формировать толерантность, содействовать формированию эмпатии в отношениях друг со сверстниками и взрослым, воспитывать культуру поведения, формировать осмысление обращенной речи, а также активизировать неречевые средства коммуникации, улучшать языковые средства коммуникации, содействовать формированию диалогической речи, обучать детей не допускать конфликтов, развивать у них умение выхода из конфликтных ситуаций.
Развитие навыков общения у умственно отсталых детей происходит и при работе с картинками и картинами. Они могут изображать хорошо знакомые предметы: животных, детей, взрослых, их действия. Они подбираются таким образом, чтобы их можно было соотнести с окружающей обстановкой.
Коррекции навыков общения способствуют экскурсии и прогулки на природу, в места общественные, привлечение детей участвовать в школьных делах, несложном приготовлении еды, а также уборке помещения. При этом все объекты и действия надлежит непременно обозначить жестами, словами, мимикой.
Развитие навыков общения у отсталых умственно детей выполняется при обучении речи. Обучение общению вербальному (речи) детей с нарушенным интеллектом складывается на самом начальном этапе из следующих задач: научить ребенка слушать речь педагога; научить понимать слова педагога; научить ребенка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы; научить ребенка называть простые действия с предметами.
Интерес представляет методика, которая предусматривает проведение специальных психологических занятий в виде групповых занятий с использованием элементов куклотерапии и арттерапии.
Выбор куклотерапии и арттерапии в качестве основных методических приемов при формировании навыков общения у детей младшего школьного возраста с УО обусловлен рядом следующих причин. Будучи естественным привлекательным раздражителем для ребенка, кукла является удобным для взрослого средством привлечения внимания ребенка и опосредованного коррекционного воздействия на него в условиях максимального психологического комфорта.
Специфика тренинга состоит в следующем:
1. Группа составляется из умственно отсталых детей, тогда как обычно в группы тренинга коммуникативных навыков не рекомендуется включать лиц со сниженным интеллектом.
2. В работе используются методы и приемы, разработанные в рамках различных школ и направлений групповой работы с преобладанием принципов бихевиорально ориентированных групп и арттерапевтического подхода.
Тренинговые группы составляются из детей, имеющих сходные проблемы в общении. Во время занятий групп используются упражнения, направленные на мышечную релаксацию (для снятия внутреннего напряжения), психотехнические игры, моделирование различных ситуаций.
На занятиях создается специфическая игровая атмосфера, позволяющая спроецировать реальный социальный опыт детей в воображаемую игровую ситуацию, что расширяет социальные возможности умственно отсталых младших школьников и способствует усвоению приемлемых форм общения. Использование психокоррекционных возможностей арттерапии и куклотерапии способствует оптимизации процесса формирования общения у умственно отсталых младших школьников.
.