СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа по формированию предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Без специальной коррекционной работы предметная игра у детей с умственной отсталостью  в сочетании с детским аутизмом не формируется

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа по формированию предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом»

Коррекционная работа по формированию предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом

Турчанинова З.Т. учитель-дефектолог


Особые дети тоже хотят играть, но у них нет навыков, которые позволили бы им это сделать. Эти навыки детям с детским аутизмом нужны не только для игры, но и для адаптации к различным ситуациям в жизни, для учебного процесса. Без правильно построенной поэтапной коррекционной работы невозможно сформировать навыки предметной игры.

Коррекционную работу с детьми с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом спланировали поэтапно.

Опишем кратко основные моменты работы с умственно отсталым ребенком с аутизмом

Цель начального этапа: установление эмоционального контакта, преодоление негативизма к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.

На данном этапе, приступая к коррекционной работе, необходимо соблюдать несколько важных правил взаимодействия с особыми детьми.

Дефектологу важно следить за тембром и силой голоса своей речи. При взаимодействии с ребенком нежелательно пристально смотреть в глаза и не делать резких движений.

Чаше всего для установления контакта педагог занимается увлеченно продуманным действием, привлекая внимание учащегося. Задание– действие должно быть доступно и отвечать индивидуальным возможностям ребенка.

Взаимодействие учитель- ученик начинается с малого: сначала учащийся соглашается быть рядом, пассивно следит за действиями педагога.

Педагог включает предметные игры: шары, мыльные пузыри, яркие кубики. Сенсорная аутостимуляция усиливает в таких предметных играх необходимый обучающий момент. Педагог держит на контроле эмоциональный комфорт. Зная особенности детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом, необходимо тщательно подбирать игрушки, книги, стихи, исключая то, что может ребенка эмоционально травмировать. При помощи специальных игр следует преодолевать и предупреждать возникновение страха.

На втором этапе предстоит решить задачу преодоления трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучения его социальным нормам поведения, развитие его способностей.

Для детей с аутизмом чрезвычайно трудна целенаправленная деятельность. Они быстро пресыщаются, устают от ярких, даже от интересных и любимых занятий. Частая смена видов деятельности и учет желания и готовности ребенка взаимодействовать с педагогом помогают предупредить пресыщение.

Особый ребенок нуждается в постоянном одобрении, но похвалу при этом необходимо дозировать. Достаточно одобрительного покачивания головой, поглаживания по голове. Одобрительные слова переносятся на те операции, которые еще требуют освоения. Такие слова ограничиваются, чтобы не вырабатывалась зависимость от подсказки взрослого, нужно помнить, что конечной целью является добиться самостоятельного выполнения заданий. Учитывается, что неадекватная реакция ребенка может означать его переутомление или недопонимание поставленной задачи. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

Для успешной коррекционной работы с ребенком с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом важна четкая технология организации образовательного процесса с учетом вариативности требований ФГОС О УО (ИН). Большое значение имеет и взаимодействие с семьей ребенка с нарушенным развитием. Семья является основой для работы с такими детьми.

Самое трудное - это коррекция эмоциональной сферы. У аутичных детей с трудом возникают, а у некоторых не возникают вовсе высшие чувства - сочувствие, сопереживание, сострадание. Не формируется у них и правильное эмоциональное реагирование в различных, возможно стрессовых, ситуациях, а также умение различать эмоциональные состояния окружающих по их внешнему проявлению: через мимику, жесты, пантомимику. Дети не умеют следить за внешними эмоциональными проявлениями, угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом. В индивидуальной работе уделяется особое внимание коррекции эмоционально-аффективной сферы.

Цели данной работы:

  • установление положительного эмоционального контакта;

  • преодоление негативных реакций;

  • выработка положительной эмоциональной реакции на занятие;

  • коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникации посредством игры.

Дети с аутизмом обучаются поведенческой этике на эмоциональной основе, они постепенно учатся анализировать собственные эмоции. Педагогу необходимо избегать невольной фиксации внимания на неудачах, никогда не использовать травмирующие слова: «ты испугался», «у тебя не получилось», «не бойся».

Цели данной работы:

  • установление положительного эмоционального контакта;

  • преодоление негативных реакций;

  • выработка положительной эмоциональной реакции на занятие;

  • коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникации посредством игры.

При обследовании аутичных детей у каждого из них обнаружилась полная беспомощность в самообслуживании и очень низкое владение культурно-гигиеническими навыками (или полное их отсутствие). Самостоятельное овладение ребенком этими умениями связано с трудностями переноса сформированного навыка в другую ситуацию. В результате поэтапной работы ребенок учится обслуживать себя, выполнять несложные поручения, адаптируется к окружающему миру.

Представим особенности проведения индивидуальной работы с учащимся с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом.

  1. «Установление контакта и обустройство ситуации, комфортной ребенку. Происходит все таким образом:

  • занятия проводятся в том месте, где хочется ученику – здесь ему будет удобнее, спокойнее, можно достигнуть концентрации его внимания;

  • мать обязательно должна присутствовать на уроке и даже помогать своему ребенку выполнять задания. Следует отметить, что в начале процесса ребенок не будет слышать постороннего человека, действовать придется через родительницу;

  • учитель должен избегать прямого взгляда в глаза ученика, чтобы не спровоцировать его аутоагрессию и агрессию;

  • начало и конец урока должны быть четко обозначены – это снизит тревожность ребенка при смене видов деятельности;

  • для повышения мотивации обучающегося необходимо подобрать индивидуальный дидактический материал, который ему нравится;

  • весь процесс обучения должен соответствовать желаниям, и, конечно же, возможностям ребенка. При неизменной теме урока технология подачи материала и его содержание может меняться, если ученик будет реагировать на них негативно. Поэтому педагогу необходимо запастись несколькими вариантов учебников, дидактического материала, заданий. И чем больше их будет, тем лучше, ведь подобная гибкость подачи способна лучше реализовать возможности и потребности ученика, повысить его мотивацию;

  • установлению контакта и его поддержанию помогает подражание ребенком действий педагога, воспроизводимых совместно. Это зрительный контроль, захват предметов, удерживание их, обучение пользования карандашом и ручкой;

  • навыки самообслуживания формируются путем установки, что урок не закончен, пока ученик все не уберет со стола».

  1. Освоение учебных стереотипов:

  • «занятия проводятся за одним и тем же столом, ребенок должен сидеть по установленным правилам;

  • начало и конец занятий четко обозначаются;

  • выполненные задания перемещаются слева направо:

  • проводится работа над указательными жестами;

  • вводятся и используются словесные инструкции, просьбы типа «положи», «двигай», «возьми», «покажи». Делается это постепенно.

  • мать, присутствующая на уроке, постепенно удаляется в соседнее помещение;

  • после уроков ребенок помогает педагогу собрать учебный материал;  

  • учебные действия углубляются путем внедрения в использование цветных карандашей, пластилина, клея и т.п.».

  1. Расширение усвоенных ранее навыков:

  • «целесообразное обустройство рабочего места;

  • четкое обозначение времени уроков и перерывов;

  • присутствие на занятиях матери ограничивается как можно больше;

  • закрепление и отработка слов- просьб и введение новых;

  • расширение лексики, позволяющей отразить предметные, эмоциональные, бытовые навыки;

  • подталкивание к активному говорению;

  • углубление мотивации обучения;

  • обучение выражению позитивных эмоций от результата деятельности;

  • совместные с учителем и самостоятельные действия;

  • совершенствование пользования книгой, тетрадью, ручкой, карандашами, пластилином. Введение в обиход иголки, линейки, ножниц».

Объяснения строятся с помощью наглядно-практического метода. Нужно чаще хвалить ученика, поощряя его не только словами, но и прикосновениями и вкусностями.

Переход к следующему навыку лишь при условии, что ученик хорошо освоил то, что ему прививает педагог.

Таким образом, идет коррекционная работа от простого к сложному, придерживаясь определенной структуры.

Самым эффективным методом для формирования предметной игры является аутостимуляция. Подключение к аутостимуляции ребенка является ведущим приемом установления с ним контакта, усиления его активности и направленности на окружающий мир. Главное условие, которое следует соблюдать при подобном взаимодействии с ребенком, — искать малейшую возможность повернуть его лицом к себе, поймать его взгляд, чередовать прятание своего лица и неожиданное выглядывание с улыбкой (т.е. проигрывать самому тот острый момент общения, который так восторженно стремятся повторять благополучно развивающиеся дети). На высоте подъема тонуса аутичного ребенка его аффективное заражение от взрослого проходит значительно легче, и он получает положительный опыт хотя бы недолгой синхронизации своего эмоционального состояния с состоянием другого человека. Одновременно происходит и тренировка большей выносливости к тактильному контакту. Таким образом, поэтапно от простого к сложному с многократным повторением идет формирование предметной игры у детей с умственной отсталостью в сочетании с детским аутизмом.

Турчанинова З.Т. учитель- дефектолог