СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Коррекционная работа по преодолению гиперсаливации у детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для работы учителей-логопедов в дошкольном учреждении. Указаны основные причины и коррекционнная работа по преодолению гиперсаливации у детей.

Просмотр содержимого документа
««Коррекционная работа по преодолению гиперсаливации у детей»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №175 ГОРОДА ДОНЕЦКА» Презентация  на тему:  «Коррекционная работа  по преодолению гиперсаливации у детей»  Подготовила учитель-логопед  Дикуха Алена Вячеславовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №175 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Презентация на тему: «Коррекционная работа по преодолению гиперсаливации у детей» Подготовила учитель-логопед Дикуха Алена Вячеславовна

ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ  -  это увеличение секреции слюнных желез.  Как физиологическое явление наблюдается у 3-6 месячных детей. В более старшем возрасте этот эстетический дефект является заболеванием, которое приносит массу беспокойств и неприятных ощущений. Чаще всего гиперсаливация связана не с истинной гиперпродукцией слюны, а с нарушением рефлекса глотания. Обычно гиперсаливация сопровождается следующими заболеваниями: детский церебральный паралич; болезнь Паркинсона; боковой амиотрофический склероз;  эпидемический энцефалит.  

ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ

это увеличение секреции слюнных желез.

Как физиологическое явление наблюдается у 3-6 месячных детей. В более старшем возрасте этот эстетический дефект является заболеванием, которое приносит массу беспокойств и неприятных ощущений. Чаще всего гиперсаливация связана не с истинной гиперпродукцией слюны, а с нарушением рефлекса глотания. Обычно гиперсаливация сопровождается следующими заболеваниями:

  • детский церебральный паралич;
  • болезнь Паркинсона;
  • боковой амиотрофический склероз;
  • эпидемический энцефалит.

 

Основные причины гиперсаливации   патологии полости рта – стоматит, гингивит, воспаление слюнных желез;  заболевания органов пищеварения – гастрит, язва, панкреатит,    неврологические нарушения – отставание в развитии; инсульт, болезнь Паркинсона, опухоли в головном мозге, бульбарный паралич, ДЦП, неврит тройничного нерва, психозы, шизофрения,   заражение бешенством или эпидемическим энцефалитом;  глистные инвазии;  нехватка никотиновой кислоты;   отравление ртутью, хлором, медью и другими веществами;

Основные причины гиперсаливации

  • патологии полости рта – стоматит, гингивит, воспаление слюнных желез;
  • заболевания органов пищеварения – гастрит, язва, панкреатит,
  •    неврологические нарушения – отставание в развитии; инсульт, болезнь Паркинсона, опухоли в головном мозге, бульбарный паралич, ДЦП, неврит тройничного нерва, психозы, шизофрения,
  •   заражение бешенством или эпидемическим энцефалитом;
  • глистные инвазии;
  • нехватка никотиновой кислоты;
  •   отравление ртутью, хлором, медью и другими веществами;

Виды гиперсаливаций  Лечебная гиперсаливация   Психогенная гиперсаливация   Гиперсаливация при ДЦП  Сильное слюнотечение при стоматической патологии

Виды гиперсаливаций

  • Лечебная гиперсаливация
  • Психогенная гиперсаливация
  • Гиперсаливация при ДЦП

  • Сильное слюнотечение при стоматической патологии

Коррекционная работа  по преодолению гиперсаливации у детей  Учить проглатывать слюну.  1. Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом учат глотать её. Сначала это делается с запрокинутой головой, а потом в нормальном положении.  2. Ребёнку постоянно делается  напоминание о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед артикуляционным упражнением.  3 . В некоторых случаях используется промакивание рта салфеткой.  4. У детей с ДЦП очень часто рот приоткрыт. Поэтому  ребёнка учат держать рот закрытым, если он не разговаривает и не принимает пищу.  5. На индивидуальном занятии при работе с ребенком логопед специально делает паузы, чтобы ребёнок мог проглотить слюну.  6. Важно научить ребёнка с гиперсаливацией дифференцировать ощущения сухого и мокрого подбородка.

Коррекционная работа по преодолению гиперсаливации у детей

Учить проглатывать слюну.

1. Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом учат глотать её. Сначала это делается с запрокинутой головой, а потом в нормальном положении.

2. Ребёнку постоянно делается  напоминание о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед артикуляционным упражнением.

3 . В некоторых случаях используется промакивание рта салфеткой.

4. У детей с ДЦП очень часто рот приоткрыт. Поэтому  ребёнка учат держать рот закрытым, если он не разговаривает и не принимает пищу.

5. На индивидуальном занятии при работе с ребенком логопед специально делает паузы, чтобы ребёнок мог проглотить слюну.

6. Важно научить ребёнка с гиперсаливацией дифференцировать ощущения сухого и мокрого подбородка.

Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики  1 .Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).  2. «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.  3. «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.  4 .«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.  5 .«Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз.   6. «Упражнение для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.

Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики

1 .Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).

2. «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.

3. «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.

4 .«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.

5 .«Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз. 6. «Упражнение для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.

Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики  Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.  1. Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.  2. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.   Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.   §  а а а; э э   э; и и и; §  аэи, аэи,   аэи. Очень полезно при гиперсаливации жевание и глотание твёрдой пищи (твёрдых овощей и фруктов, сушек, сухариков).

Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики

Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.

1. Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.

2. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.

  Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.  

§  а а а; э э   э; и и и;

§  аэи, аэи,   аэи.

Очень полезно при гиперсаливации жевание и глотание твёрдой пищи (твёрдых овощей и фруктов, сушек, сухариков).

Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики  Полоскания Некоторые авторы предлагают использовать полоскания полости рта травами (настоем шиповника, коры дуба, тысячелистника). Это возможно, если у ребёнка нет аллергии. Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики

  • Полоскания

Некоторые авторы предлагают использовать полоскания полости рта травами (настоем шиповника, коры дуба, тысячелистника).

Это возможно, если у ребёнка нет аллергии.

Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

Логопедический массаж     Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд.  Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно. Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда. Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.

Логопедический массаж

Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд.

Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно. Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда. Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд.

Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.

 Логопедический массаж при гиперсаливации    Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд.  Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно. Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда. Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт .

Логопедический массаж при гиперсаливации

Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд.

Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно. Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда. Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд.

Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт .

Массаж по точкам.  Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично)   Массаж мягкого нёба.  Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увули для получения выраженного глоточного рефлекса.

Массаж по точкам. Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично)

Массаж мягкого нёба.

Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увули для получения выраженного глоточного рефлекса.

Вывод:  Гиперсаливация является физиологическим явлением. Это период прорезывания молочных зубов у детей.  У ребёнка до 2 лет слюни могут течь ручьём. И чем младше ребёнок, тем сильнее они текут, но после 2 лет саливация обычно приходит в норму и  не должна беспокоить ребёнка и родителей. Если у ребёнка старше 2-х лет постоянно текут слюни, на это стоит обратить внимание.  Если при этом имеется и задержка речевого развития, стоит обязательно показаться неврологу и логопеду.   

Вывод:

Гиперсаливация является физиологическим явлением.

Это период прорезывания молочных зубов у детей.  У ребёнка до 2 лет слюни могут течь ручьём. И чем младше ребёнок, тем сильнее они текут, но после 2 лет саливация обычно приходит в норму и  не должна беспокоить ребёнка и родителей.

Если у ребёнка старше 2-х лет постоянно текут слюни, на это стоит обратить внимание.  Если при этом имеется и задержка речевого развития, стоит обязательно показаться неврологу и логопеду.

  

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание