МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №175 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Презентация на тему: «Коррекционная работа по преодолению гиперсаливации у детей» Подготовила учитель-логопед Дикуха Алена Вячеславовна
ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ
- это увеличение секреции слюнных желез.
Как физиологическое явление наблюдается у 3-6 месячных детей. В более старшем возрасте этот эстетический дефект является заболеванием, которое приносит массу беспокойств и неприятных ощущений. Чаще всего гиперсаливация связана не с истинной гиперпродукцией слюны, а с нарушением рефлекса глотания. Обычно гиперсаливация сопровождается следующими заболеваниями:
- детский церебральный паралич;
- болезнь Паркинсона;
- боковой амиотрофический склероз;
- эпидемический энцефалит.
Основные причины гиперсаливации
- патологии полости рта – стоматит, гингивит, воспаление слюнных желез;
- заболевания органов пищеварения – гастрит, язва, панкреатит,
- неврологические нарушения – отставание в развитии; инсульт, болезнь Паркинсона, опухоли в головном мозге, бульбарный паралич, ДЦП, неврит тройничного нерва, психозы, шизофрения,
- заражение бешенством или эпидемическим энцефалитом;
- глистные инвазии;
- нехватка никотиновой кислоты;
- отравление ртутью, хлором, медью и другими веществами;
Виды гиперсаливаций
- Лечебная гиперсаливация
- Психогенная гиперсаливация
- Гиперсаливация при ДЦП
- Сильное слюнотечение при стоматической патологии
Коррекционная работа по преодолению гиперсаливации у детей
Учить проглатывать слюну.
1. Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом учат глотать её. Сначала это делается с запрокинутой головой, а потом в нормальном положении.
2. Ребёнку постоянно делается напоминание о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед артикуляционным упражнением.
3 . В некоторых случаях используется промакивание рта салфеткой.
4. У детей с ДЦП очень часто рот приоткрыт. Поэтому ребёнка учат держать рот закрытым, если он не разговаривает и не принимает пищу.
5. На индивидуальном занятии при работе с ребенком логопед специально делает паузы, чтобы ребёнок мог проглотить слюну.
6. Важно научить ребёнка с гиперсаливацией дифференцировать ощущения сухого и мокрого подбородка.
Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики
1 .Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
2. «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
3. «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
4 .«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
5 .«Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз. 6. «Упражнение для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики
Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
1. Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
2. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.
Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.
§ а а а; э э э; и и и;
§ аэи, аэи, аэи.
Очень полезно при гиперсаливации жевание и глотание твёрдой пищи (твёрдых овощей и фруктов, сушек, сухариков).
Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики
Некоторые авторы предлагают использовать полоскания полости рта травами (настоем шиповника, коры дуба, тысячелистника).
Это возможно, если у ребёнка нет аллергии.
Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
Логопедический массаж
Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд.
Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно. Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда. Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд.
Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
Логопедический массаж при гиперсаливации
Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд.
Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно. Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда. Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд.
Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт .
Массаж по точкам. Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично)
Массаж мягкого нёба.
Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увули для получения выраженного глоточного рефлекса.
Вывод:
Гиперсаливация является физиологическим явлением.
Это период прорезывания молочных зубов у детей. У ребёнка до 2 лет слюни могут течь ручьём. И чем младше ребёнок, тем сильнее они текут, но после 2 лет саливация обычно приходит в норму и не должна беспокоить ребёнка и родителей.
Если у ребёнка старше 2-х лет постоянно текут слюни, на это стоит обратить внимание. Если при этом имеется и задержка речевого развития, стоит обязательно показаться неврологу и логопеду.
Спасибо за внимание