СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми на уроках адаптивной физкультуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Именно движение активизирует функции всего организма, усиливает процессы дыхания, кровообращения, улучшает аппетит, нормализует сон.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми на уроках адаптивной физкультуры»

Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми на уроках адаптивной физкультуры

Физическое воспитание – это неотъемлемая часть учебно-воспитательского процесса коррекционной школы или инклюзивного класса (инклюзия – это совместное обучение здоровых детей с детьми, имеющими особенности здоровья). Оно улучшает здоровье, воспитывает важные качества личности и помогает подготовить умственно отсталых детей к успешной самостоятельной жизни в обществе.

Задачи, которые решают педагоги по физическому воспитанию при работе с умственно отсталыми детьми, могут быть:

1. ОБЩИМИ. Они применяются во всех детских садах и учреждениях дошкольного образования и звучат так:

- укрепить здоровье;

- развить гармоничное телосложение и правильную осанку;

- закрепить привычку заниматься двигательной активностью;

- предоставить ученикам информацию о физической культуре и спорте;

- развить двигательные качества (силу, скорость, ловкость, выносливость);

- воспитать нравственные и морально-волевые качества (смелость, настойчивость, культурное поведение);

- сформировать/усовершенствовать двигательные умения;

- повысить физическую и умственную работоспособность;

- улучшить сердечно-сосудистую и дыхательную системы;

- сформировать гигиенические навыки при выполнении упражнений;

закалить организм;

- содействовать военно-патриотической подготовке.

2. СПЕЦИФИЧЕСКИМИ, которые направлены на коррекцию и профилактику физических отклонений:

- создать условия для стимуляции физического развития ученика;

- внедрить профилактические меры, помогающие бороться с простудными и инфекционными заболеваниями;

- скорректировать нарушения психомоторики;

- использовать коррекционные мероприятия для развития двигательных навыков и физических качеств.

Коррекционные методы должны присутствовать во всех мероприятиях по физическому воспитанию детей с нарушенным интеллектом.

По направлениям задачи физического воспитания тоже подразделяются на виды и могут быть:

- оздоровительными;

- учебно-развивающими;

- коррекционными;

- терапевтическими;

- спортивными.

На практике все эти задачи зачастую пересекаются и дополняют друг друга, стремясь не только сохранить здоровье детей с ОВЗ в школьный период, но и научить их помогать своему организму с помощью полученных знаний в дальнейшей взрослой жизни.


Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у учащихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается и в учебе, и в труде, и в отношении к своим товарищам, учителям

Основные направления коррекционной работы с обучающимися неосложнённой формы умственной отсталости :

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-развитие навыков каллиграфии;

-развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

-развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие зрительной памяти и внимания;

-формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина.)

-развитие пространственных представлений и ориентации;

-развитие представлений о времени;

-развитие слухового внимания и памяти;

-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

-навыков соотносительного анализа;

-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-умения планировать деятельность;

-развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

-развитие наглядно-образного мышления;

-развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями.)

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

-развитие навыков адекватного общения.

6. Развитие речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Для детей-инвалидов с умственной отсталостью из-за необратимого поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в целом

В процессе физического воспитания необходимо добиваться решения конкретных задач:

 - учить детей готовиться к уроку физкультуры;

 - учить правильному построению на урок и знанию своего места в строю;

  - учить детей правильному передвижению из класса на урок физкультуры;

  - учить ориентироваться в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);

  - учить простейшим исходным положениям при выполнении обще развивающих упражнений и движению в различных пространственных направлениях (вперёд, назад, в сторону, вверх, вниз);

  - учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);

  - учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;

  - учить ходить и бегать в строю, в колонне по одному;

  прививать навыки координации движения толчка двумя ногами в различных видах прыжков;

  - обучать мягкому приземлению в прыжках;

  - учить прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;

  - учить правильному захвату различных предметов, передаче и переноске их;

  - учить метаниям, броскам и ловле мяча;

  - учить ходить в заданном ритме под хлопки, счёт, музыку;

  - учить выполнять простейшие упражнения в определённом ритме;

  - учить сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке;

  - учить преодолению различных препятствий;

  - учить переноске различных грузов и коллективным действиям в переноске тяжёлых вещей;

  - учить целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.

Всегда надо помнить, что укреплению здоровья ребенка с ОВЗ способствует движение. Именно движение активизирует функции всего организма, усиливает процессы дыхания, кровообращения, улучшает аппетит, нормализует сон. И моя задача, как учителя по адаптивной физкультуре, создать такую благоприятную среду, в которой ребенку с ОВЗ будет комфортно развиваться.