Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми на уроках адаптивной физкультуры
Физическое воспитание – это неотъемлемая часть учебно-воспитательского процесса коррекционной школы или инклюзивного класса (инклюзия – это совместное обучение здоровых детей с детьми, имеющими особенности здоровья). Оно улучшает здоровье, воспитывает важные качества личности и помогает подготовить умственно отсталых детей к успешной самостоятельной жизни в обществе.
Задачи, которые решают педагоги по физическому воспитанию при работе с умственно отсталыми детьми, могут быть:
1. ОБЩИМИ. Они применяются во всех детских садах и учреждениях дошкольного образования и звучат так:
- укрепить здоровье;
- развить гармоничное телосложение и правильную осанку;
- закрепить привычку заниматься двигательной активностью;
- предоставить ученикам информацию о физической культуре и спорте;
- развить двигательные качества (силу, скорость, ловкость, выносливость);
- воспитать нравственные и морально-волевые качества (смелость, настойчивость, культурное поведение);
- сформировать/усовершенствовать двигательные умения;
- повысить физическую и умственную работоспособность;
- улучшить сердечно-сосудистую и дыхательную системы;
- сформировать гигиенические навыки при выполнении упражнений;
закалить организм;
- содействовать военно-патриотической подготовке.
2. СПЕЦИФИЧЕСКИМИ, которые направлены на коррекцию и профилактику физических отклонений:
- создать условия для стимуляции физического развития ученика;
- внедрить профилактические меры, помогающие бороться с простудными и инфекционными заболеваниями;
- скорректировать нарушения психомоторики;
- использовать коррекционные мероприятия для развития двигательных навыков и физических качеств.
Коррекционные методы должны присутствовать во всех мероприятиях по физическому воспитанию детей с нарушенным интеллектом.
По направлениям задачи физического воспитания тоже подразделяются на виды и могут быть:
- оздоровительными;
- учебно-развивающими;
- коррекционными;
- терапевтическими;
- спортивными.
На практике все эти задачи зачастую пересекаются и дополняют друг друга, стремясь не только сохранить здоровье детей с ОВЗ в школьный период, но и научить их помогать своему организму с помощью полученных знаний в дальнейшей взрослой жизни.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у учащихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается и в учебе, и в труде, и в отношении к своим товарищам, учителям
Основные направления коррекционной работы с обучающимися неосложнённой формы умственной отсталости :
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина.)
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие представлений о времени;
-развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-умения планировать деятельность;
-развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
-развитие наглядно-образного мышления;
-развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями.)
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-развитие навыков адекватного общения.
6. Развитие речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Для детей-инвалидов с умственной отсталостью из-за необратимого поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в целом
В процессе физического воспитания необходимо добиваться решения конкретных задач:
- учить детей готовиться к уроку физкультуры;
- учить правильному построению на урок и знанию своего места в строю;
- учить детей правильному передвижению из класса на урок физкультуры;
- учить ориентироваться в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);
- учить простейшим исходным положениям при выполнении обще развивающих упражнений и движению в различных пространственных направлениях (вперёд, назад, в сторону, вверх, вниз);
- учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);
- учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;
- учить ходить и бегать в строю, в колонне по одному;
прививать навыки координации движения толчка двумя ногами в различных видах прыжков;
- обучать мягкому приземлению в прыжках;
- учить прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;
- учить правильному захвату различных предметов, передаче и переноске их;
- учить метаниям, броскам и ловле мяча;
- учить ходить в заданном ритме под хлопки, счёт, музыку;
- учить выполнять простейшие упражнения в определённом ритме;
- учить сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке;
- учить преодолению различных препятствий;
- учить переноске различных грузов и коллективным действиям в переноске тяжёлых вещей;
- учить целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.
Всегда надо помнить, что укреплению здоровья ребенка с ОВЗ способствует движение. Именно движение активизирует функции всего организма, усиливает процессы дыхания, кровообращения, улучшает аппетит, нормализует сон. И моя задача, как учителя по адаптивной физкультуре, создать такую благоприятную среду, в которой ребенку с ОВЗ будет комфортно развиваться.