Тема: Коррекционно-образовательная направленность работы с детьми с ОВЗ
Для любого общества проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.
В процессе обучения детей с ОВЗ должна быть обязательна разработана программа коррекционной работы . (Слайд) Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ- это планируемый и организуемый педагогический процесс, направленный на системное исправление и совершенствование индивидуальных познавательных качеств и недостатков поведения особого ребенка в сочетании с созданием условий для его личностного развития и адекватной интеграции в обществе.
Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций особого ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс.
Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний. Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и заключений психолого-медико-педагогической комиссии.
Планирование урока должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей ), так и коррекционно-развивающие задачи. К ним относятся: (слайд)
Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимание (какой вид внимания для данного ребенка является более приемлемым)
. Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения;
Увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти (определение ведущего вида памяти).
Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук
Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря.
Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.
Коррекционная направленность общеобразовательного процесса осуществляется на всех формах занятий в специальных школах. Общеобразовательные цели и задачи уроков, групповых занятий, воспитательных мероприятий обязательно объединяются с целями коррекции, и это единение осуществляется во всех содержательно-методических звеньях проводимых занятий, увязывается со средствами и методами проведения, спецификой их структурного построения. Особенно важно- это органично соединить изучаемый материал по разным предметам с коррекционно-педагогической работой, определить, какие виды и приёмы педагогической коррекции наиболее рационально и эффективно можно использовать при изучении той или иной программной темы
В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта.
В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.
Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность.
Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения (слайд)
Принципы коррекционной работы:
1.Индивидуальный подход к каждому ребенку.
2.Предотваращение наступления утомления, используя разнообразные формы работы .
3.Используя методы, активизирующие познавательную деятельность , развивающую устную и письменную речь и формирующую необходимые учебные навыки.
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль. В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить мотивацию наших детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.
Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и задач. Учителя коррекционной школы также, как и общеобразовательной школы ставят триединую задачу: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую. Отличие заключается в том, что коррекционно-развивающей задаче уделяется больше внимания.
Одним из ведущих инструментариев учителя является дидактическая игра (Слайд)
Игра способствует созданию у обучающихся эмоционального настроения, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности.
Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к предмету, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Игровые действия, при помощи которых решаются те или иные умственные задачи, поддерживают и усиливают интерес к изучаемому предмету, помогают преодолевать трудности в овладении данного предмета. Разнообразие дидактических игр позволяет их использовать на всех этапах урока в рамках любого преподаваемого предмета
. Дидактические игры на уроке речь и альтернативная коммуникация
( пример):
1 «Подбери словечко» В эту игру можно играть с мячом ,перекидывая друг другу.
Про что можно сказать:
« Свежий» (воздух, огурец ,хлеб, ветер)
«старый» (дом, пень, человек, ботинок)
«свежая» (булочка, газета ,новость )
«старая»(мебель, книга, бабушка).
2.Угадай предмет Отгадай предмет по названию его частей
Кузов ,кабина, колесо, руль, мотор.(машина)
Дно, крышка , стенки, ручки,(кастрюля)
Рукава, воротник, манжеты.(Рубашка)
Пол, стена, потолок.(комната)
И т.д.
3.Запоминай-ка Развитие слухо-речевой памяти
Учитель произносит ряд слов и дает задание ребенку на запоминание определенной тематики. «Я буду называть разные слова , вам надо запомнить только названия птиц»
-аист, стрекоза, сова, снегирь, слон , кузнечик, сокол.
-только овощи: свекла ,ананас, капуста, редис, яблоко. И т.д.
4. Книга А.К. Аксенова , Э.В.Якубовская «Дидактические игры»
Дидактические игры, направленные на развитие слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционные упражнения ведут к формированию правильной речи
На уроке «Математические представления» использую различные дидактические математические задачки. Например такие:
Решила старушка ватрушки испечь
Поставила тесто, да печь затопила
А сколько их надо совсем позабыла
2 штучки для внучки, 2 штучки для деда,
2 штучки для Тани, дочурки соседа.
Считала , считала ,да сбилась.
А печь то совсем протопилась
Помогите старушке сосчитать ватрушки.
Включаю в урок упражнения на развитие логического мышления, типа что дольше длится год или 12 месяцев?
Или Спускается муравей с горы ,а навстречу ему осел. «Скажи ,муравей, какая на горе трава?». « Такая высокая, густая» -ответил муравей. Обрадовался осел и поднялся на гору, но как ни пытался щипать травку губами ,никак не мог.» «Обманул меня муравей»- подумал осел. А вы как думаете, обманул муравей осла?.
В курсе окружающий социальный мир и окружающий природный мир значительное место занимают также экскурсии. Они позволяют проводить занятия и достигать поставленных учебных задач в естественных условиях. Экскурсии могут предварять изучение темы, могут быть текущими в контексте ее изучения или завершающими. Сами экскурсии могут носить ознакомительный характер или практический, когда в ходе проведения экскурсии отрабатываются какие-либо практические действия.
Привлекая ребёнка к такому виду деятельности как бумагопластика, развивается ряд психических процессов : мышление , память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственные отношения окружающего мир, у них развивается аналитическое и пространственное мышление , восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объёма и плоскости .
Важным направлением коррекционно-воспитательной работы является овладение детьми приемами самомассажа с целью сохранения и укрепления здоровья в холодный период года через тактильное воздействие на биологически активные точки лица и рук 2. Для этого с детьми проводятся игры, задания и упражнения: «Помассируем ручки», «Как жить, не болея», «Волшебные точки», и т. д.
Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения.
Комплексы кинезиологических упражнений (АЛ. Сиротюк) (Слайд)
Цель упражнений:
Развитие межполушарного взаимодействия;
Синхронизация работы полушарий;
Развитие мелкой моторики;
Развитие познавательных процессов;
Развитие речи;
Упражнения необходимо проводить ежедневно. Сначала начинают с пальчиковых игр после того как дети научились выполнять пальчиковые игры, дается комплекс кинезиологичеких упражнений. Ребенок выполняет вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Все упражнения перекрестные. Сначала выполняются правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя.
«Колечки»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Усложнение упражнения заключается в убыстрении темпа выполнения.
«Кулак-ребро-ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет упражнение вместе со взрослым, затем по памяти 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой, затем - левой, затем - двумя руками вместе.
«Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».
«Я ученик»
Сложили руки перед собой как «ученики». Одну руку поднимаем вертикально, а другую сжимаем в кулак, а затем наоборот. Потом усложняем. Выполняем через хлопок.
«Рисунок»
Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности.
«Винни – пух»
Одна рука гладит себя по животу по часовой стрелке, а другой горизонтально поднимать и опускать над головой, слегка задевая голову. Затем меняем руки.
Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга.
Конкретные методические пути использования процесса обучения в целях коррекции могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения. Конкретные методические пути коррекционно – развивающей работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы учащихся на том или ином этапе их обучения.(слайд)
Литература:
1. М.М. Панасенкова «Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования «
2. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на общеобразовательных уроках в школе / Г.В. Носкова, М.С. Голубева, С.М. Никитина; науч. ред. М.С. Голубева. Кострома, 2010
3. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1999.- 155 с.
4.Е.А.Екжанова Е.А.Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
5.А.К. Аксенова Э.В.Якубовская «Дидактические игры»
6. А.Л. Сиротюк Комплексы кинезиологических упражнений
КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Тема: «Коррекционно-образовательная направленность работы педагога с детьми с ОВЗ»
Выполнила учитель
Гузь Светлана Николаевна
Бутурлиновка 2022