Модуль 3
«Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога по формированию учебной мотивации школьников с нарушенным слухом (зрением)»
Беленко Виктория Викторовна , заместитель директора по УВР, учитель-дефектолог (сурдопедагог) КОУ ВО «Павловская школа-интернат № 1»
Классификация детей с нарушенным слухом:
- Слабослышащие (тугоухие) – дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К ним относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20-50 дБ и больше (тугоухость первой степени ) и если он слышит звуки только громкостью от 50-70 дБ и больше (тугоухость второй степени ).
- У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц).
Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушением слуха:
Объем внешних воздействий на ребенка с нарушенным слухом очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.
Особенности компонентов психики:
Развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:
- наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- письменная речь в обеих их формах – импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) приобретает бОльшую роль по сравнению с устной;
- импрессивная форма речи (чтение) превалирует над экспрессивной (письмом).
Особенности внимания:
- низкая концентрация и устойчивость внимания;
- слабо организовано и имеет небольшой объем;
- плохо распределяемо, неустойчивое за счет
быстрой утомляемости детей с нарушенным слухом.
Особенности поведения и обучения детей с ОВЗ:
- Трудности удержания внимания
- Слабая память
- Быстрая утомляемость
- Затрудненное понимание
- Гипо- или гиперактивность
Процесс обучения детей с ОВЗ
- Это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и обучающегося, в ходе которого решаются задачи образования, здоровьесбережения, воспитания и общего развития.
Основные принципы обучения детей с ОВЗ
- Индивидуальный подход к каждому учащемуся.
- Мотивирование ребенка к учебному процессу.
- Предотвращение наступления утомления (чередование теории и практической деятельности, проведение физкультминуток и т.д.)
- Использование методов, активизирующих познавательную деятельность.
- Проявление педагогического такта.
- Поощрение за успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.
Рекомендуемые фразы:
- «Не расстраивайся. Давай я помогу»
- «Это легко исправить»
- «У тебя отлично получается!»
- «Я рад(а) за тебя!»
- «Ты мне очень помог. Большое спасибо!»
Мотивация в учении:
- это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.
Значение использования наглядного материала при обучении:
Продуктивность внимания зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. При достаточной изобразительности дети с нарушенным слухом точнее устанавливают информативные признаки объектов, делают меньше ошибок. Наглядность при обучении необходима:
- для привлечения непроизвольно внимания;
- для развития произвольного внимания .
Критерии и структура понятия «готовность к школьному обучению» :
Это готовность к школьному обучению в самом общем смысле, предполагает достижение ребенком такого уровня развития, при котором он становится способным участвовать в систематическом школьном обучении.
Структура понятия :
это многоаспектное явление, включающее все характеристики возрастного развития ребенка:
- психологические;
- физиологические;
- физические;
- психические.
Основные критерии готовности детей к школе:
- формирование определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе;
- личная готовность;
- интеллектуальная готовность;
- мотивационная готовность;
- эмоционально-волевая готовность;
- коммуникативная готовность.
Психологическая готовность как совокупность сформированных качеств :
« Она представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной сферы, степени сформированности механизмов речевой регуляции и т.д.»
А.В.Запорожец
Сензитивный период
- Это благоприятный период , наиболее перспективный для развития ребенка.
Обучаемость детей – основной показатель уровня умственного развития :
- «это общая восприимчивость к знаниям» Б.Г.Ананьев);
- «восприимчивость к усвоению знаний и способов мыслительной деятельности» (Н.А. Менчинская);.
- «общий темп продвижения учащихся» (З.И.Калмыкова);
- «это способность ребенка к переносу усвоенного способа, действия на самостоятельное выполнение аналогичного задания» (Л.С.Выготский).
Ведущая деятельность:
- Это понятие введено А.Н.Леонтьевым при анализе источников, влияющих на развитие возрастных новообразований ребенка.
Компоненты учебной деятельности:
- мотивационно-ориентировочный (1)
- операционально-познавательный (2)
- рефлексивно-оценочный (3)
(А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин, В.В.Давыдов)
Авторы общепсихологической теории деятельности:
- Ананьев Борис Герасимович;
- Выготский Лев Семенович;
- Гальперин Петр Яковлевич;
- Запорожец Александр Владимирович;
- Леонтьев Александр Николаевич;
- Лурия Александр Романович;
- Эльконин Борис Данилович;
- Давыдов Василий Васильевич.
А.Н. Леонтьев (1975 г.):
«Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива»
Основные условия и факторы, влияющие на мотивацию и интерес к учению:
- роль совместной, коллективной деятельности;
- оптимальное сочетание различных методов обучения;
- создание положительных переживаний;
- воспитание сознательного отношения к учению и т.д.
В.В.Давыдов (1986 г.):
- Обучение детей с нарушениями слуха и зрения не завершается в условиях классно-урочной системы. Взаимосвязь УД с другими видами деятельности детей служит психологической основой единства и неразрывности их обучения и воспитания. Внутреннее единство всего учебно-воспитательного процесса особенно важно по отношению к обучению и воспитанию детей с ОВЗ.
Условия обучения и воспитания детей с ОВЗ:
Установление взаимосвязи учебной и различного вида внеклассной деятельности, при обеспечении единства подхода, выборе адекватной модели обучения и построении оптимальной образовательной траектории создает условия для обогащения, коррекции и профилактики развития каждого ребенка с нарушением слуха (зрения).
Смысл учения – сложное личностное образование:
- опознавание ребенком объективной значимости учения, которое опирается на общественно выработанные нравственные ценности, принятые в социальном окружении и семье ребенка;
- понимание субъективной значимости учения для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка.
Связь смысла учения с мотивами и эмоциями:
Смысл учения, его значимость для школьника лежат в основании мотивационной сферы. От смысла учения зависит направленность школьника, т.е. мотивы учения. Для организации УД наличия мотивов бывает недостаточно. Воспитание правильной эмоциональной направленности должно сопровождаться воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Эмоции, несомненно , имеют мотивирующее значение в процессе учения.
Александр Николаевич Леонтьев (1971 г.):
«Специфика эмоций состоит в том, что они отражают отношение между мотивами и возможностью успеха деятельности по реализации этих мотивов».
Группы положительных эмоций (по отношению к учебной деятельности):
- эмоции, связанные со школой в целом, пребыванием в ней;
- эмоции, обусловленные ровными, хорошими, деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами; отсутствием конфликтов с ними, участие в жизни классного и школьного коллектива;
- эмоции, связанные с осознанием каждым учеником своих возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей;
- эмоции, связанные с получением нового учебного материала;
- эмоции, возникающие при овладении учащимися приемами самостоятельного добывания знаний, самообразования.
Мотивационная сфера учения определяется моментами:
- характером самой учебной деятельности школьников, сформированностью ее компонентов;
- смыслом учения для каждого школьника;
- характером мотивов учения;
- зрелостью целей;
- особенностями эмоций, сопровождающих процесс учения.
Группы мотивов учения:
- первая группа : мотивы, заложенные в самой УД, которые связаны с содержанием, процессом и непосредственным результатом УД;
- вторая группа : мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, тем, что лежит вне самой УД и продолжается всей системой отношений ребенка с окружающей действительностью.
Подгруппы мотивов второй группы:
- широкие социальные мотивы(долг и ответственность перед обществом, классом, учителем; мотивы самоопределения – понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и самосовершенствование);
- узколичные мотивы (стремление получить одобрение со стороны учителя, родителей, одноклассников, получать хорошие отметки – такая мотивация условно названа мотивацией «благополучия» ;
- Желание быть в числе первых учеников, быть лучшим (такую мотивацию условно назвали «престижной мотивацией» );
- Отрицательные мотивы (стремление избегать неприятностей со стороны учителя и родителей, если школьник не будет хорошо учиться). Подобную мотивацию условно назвали « мотивацией избегания неприятностей» .
Виды целей или задач :
- образовательные;
- воспитательные;
- развивающие
- коррекционно-развивающие (коррекционные)(в дефектологии).
Экскурсионная работа:
- имеет наглядный и информативный характер;
- способствует формированию не только знаний и представлений об окружающей действительности, но и эмоций, нравственных качеств, оказывает воздействие на мировоззрение человека;
- уточняет представления об окружающем и обогащает чувственный опыт;
- повышает эффективность образовательно-воспитательной работы;
- имеет коррекционно-компенсаторную направленность;
- предполагает использование линейно-концетрического подхода.
Логические задачи конвергентного характера:
это задачи, имеющие только один правильный способ решения – например, на движение, на время.
Логические задачи дивергентного характера:
это задачи, имеющие несколько верных ответов , например:
- выполнить как можно больше рисунков на тему «Летом в лесу», «Подводный мир» и т.п.;
- описать событие по-разному (с разных точек зрения, от лица…);
- придумать разные варианты заглавий к тексту (аппликации);
- составить как можно больше изображений из геометрических фигур (детям раздать разноцветные геометрические фигуры из картона, пластмассы);
- найди «лишний» предмет (слово) и докажи свой ответ: минута, секунда, час, вечер.
Психология обучения людей с нарушенным слухом:
Ограниченная речевая компетенция, характерная для человека с нарушенным слухом, сформированная к тому же с помощью альтернативных знаковых систем, ставит перед специальной психологией задачу исследовать особенности восприятия ребенком с нарушенным слухом окружающего мира, своеобразие переработки информации в контексте особого восприятия на учебную деятельность.
Психология преподавания детям с нарушенным слухом отдельных учебных предметов:
Классический принцип Ф.М. Гилля: «Обучение речи – во всем»
Основные проблемные области:
- Вопросы, связанные с развитием речи, в том числе с объемом понятий, относящихся к преподаваемым предметам.
- Вопросы методики и дидактики обучения детей с нарушенным слухом конкретным дисциплинам.
Преподавание каждого учебного предмета – это обучение языку, наполненное предметным содержанием.
Но преподавание учебных дисциплин и обучение речи следует рассматривать как две самостоятельные сферы методики и дидактики.
Психология развития ребенка с нарушенным слухом:
Исследование учебного процесса применительно к детям с нарушенным слухом рассматривается как «особый, специальный случай» психологии развития, предметом которой является развитие неслышащего как личности, социально интегрированную в общее человеческое сообщество.
Практическая часть
Классический принцип Фридриха Морица Гилля:
«Обучение речи – во всем»
Приемы по формированию положительной мотивации у детей с ОВЗ (из опыта работы с детьми, имеющими нарушение слуха):
Использование и развитие творческих способностей детей через создание иллюстраций к литературным произведениям.
Прием «Найди и прочитай слова»:
- Имя существительное – это … …, которая отвечает на вопросы … или ….; обозначает … .
Прием «Лови ошибку»:
- Учитель или воспитатель намереннно допускает ошибку, чтобы проверить, кто из детей самый внимательный.
Использование материала папок «Задания на развитие познавательных процессов»
- Развитие эмоционально-волевой готовности: игры «Фотография», «Сделай так», «Грустно-весело», «Четвертый - лишний».
- Развитие логического мышления: игры «Что случилось?», «Как догадался?».
- Работа с синонимами и антонимами: игра «Оденем куклу на прогулку», «Подложи табличку».
- Формирование внутренней позиции школьника: игра «Цветик-многоцветик».
Литература:
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
2. Речицкая Е.Г. Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 127 с.
3. Речицкая Е.Г., Кулакова Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 199 с.
4. Речицкая Е.Г. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха : Монография/ Е. Г. Речицкая. – 2-е изд. – М.: МПГУ, 2017. – 188 с.
5. Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 248 с.
Учебно-методическая литература:
- Иванова И.В., Киселева Л.А., Тарасенко Л.А. «Коррекционная работа по формированию правильной речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся 1-5 классов. Практический материал для изучения орфоэпических правил в общеобразовательных школах, реализующих ФГОС и АООП НОО глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся».
- Иванова И.В., Киселева Л.А., Тарасенко Л.А. «Коррекционная работа по формированию правильной речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся 6-10 классов. Практический материал для изучения орфоэпических правил в общеобразовательных школах, реализующих ФГОС и АООП НОО глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся».
- Новоторцева Н.В. Серия рабочих тетрадей по развитию речи (Логопедические тетради).
Новоторцева Н.В. Серия рабочих тетрадей по развитию речи (Логопедические тетради)
Спасибо за работу!