СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно - педагогическое и социально-психологическое сопровождение обучающихся с ЗПР с использованием малых фольклорных форм.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Малые фольклорные формы лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно - педагогическое и социально-психологическое сопровождение обучающихся с ЗПР с использованием малых фольклорных форм.»

 Коррекционно-педагогическое и социально-психологическое сопровождение обучающихся  с задержкой психического развития с использованием малых фольклорных форм.

Коррекционно-педагогическое и социально-психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития с использованием малых фольклорных форм.

Условия успешности сопровождения обучающихся с задержкой психического развития Организация в образовательном учреждении системы психолого-педагогического сопровождения; Учет  индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития; Осуществление коррекционной работы средствами учебных дисциплин и силами узких специалистов; Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности;

Условия успешности сопровождения обучающихся с задержкой психического развития

  • Организация в образовательном учреждении системы психолого-педагогического сопровождения;
  • Учет индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития;
  • Осуществление коррекционной работы средствами учебных дисциплин и силами узких специалистов;
  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности;
Организация обучения детей с задержкой психического развития на основе индивидуальных образовательных программ;  Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным повышением уровня сложности заданий;  Интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников;  Активизация ресурсов семьи ребенка с задержкой психического развития.
  • Организация обучения детей с задержкой психического развития на основе индивидуальных образовательных программ;
  • Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным повышением уровня сложности заданий;
  • Интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников;
  • Активизация ресурсов семьи ребенка с задержкой психического развития.
" width="640"

Х

РАЗВИТИЕ

Понятие задержки психического развития употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации

Понятие задержки психического развития употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации

Формы задержки психического развития Задержка психического развития конституционального происхождения;  Задержка психического развития соматогенного происхождения;  Задержка психического развития психогенного происхождения;  Задержка психического развития церебрально-органического происхождения.

Формы задержки психического развития

  • Задержка психического развития конституционального происхождения;
  • Задержка психического развития соматогенного происхождения;
  • Задержка психического развития психогенного происхождения;
  • Задержка психического развития церебрально-органического происхождения.
Особенности психического развития детей при задержке психического развития  (школьный возраст)

Особенности психического развития детей при задержке психического развития (школьный возраст)

Особенности ощущений  и восприятия нарушение предметности и структурности восприятия);  нарушение целостности восприятия;  замедление процесса переработки информации, поступающей через органы чувств;  снижение скорости восприятия при отклонении от оптимальных условий);  отсутствие целенаправленности и планомерности в обследовании объекта при использовании любого канала восприятия;;  нарушение ориентировки в пространстве;

Особенности ощущений и восприятия

  • нарушение предметности и структурности восприятия);
  • нарушение целостности восприятия;
  • замедление процесса переработки информации, поступающей через органы чувств;
  • снижение скорости восприятия при отклонении от оптимальных условий);
  • отсутствие целенаправленности и планомерности в обследовании объекта при использовании любого канала восприятия;;
  • нарушение ориентировки в пространстве;
Особенности внимания  неустойчивость внимания;  сниженная концентрация внимания;  снижение объема внимания;  сниженная избирательность внимания;  сниженное распределение внимания;  трудности переключения с одного вида деятельности на другой, отсутствие гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;  повышенная отвлекаемость;

Особенности внимания

  • неустойчивость внимания;
  • сниженная концентрация внимания;
  • снижение объема внимания;
  • сниженная избирательность внимания;
  • сниженное распределение внимания;
  • трудности переключения с одного вида деятельности на другой, отсутствие гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;
  • повышенная отвлекаемость;
Особенности памяти наглядный материал запоминается лучше, чем вербальный;  отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания и воспроизведения;  сниженный объем запоминания;  нарушение порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов;  более низкий уровень продуктивности памяти (на 2-3 года);  медленный прирост результативности памяти по объему и качеству на протяжении школьного обучения;

Особенности памяти

  • наглядный материал запоминается лучше, чем вербальный;
  • отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания и воспроизведения;
  • сниженный объем запоминания;
  • нарушение порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов;
  • более низкий уровень продуктивности памяти (на 2-3 года);
  • медленный прирост результативности памяти по объему и качеству на протяжении школьного обучения;
Особенности мышления отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной задачи;  недостаточный уровень сформированности операций обобщения (группировка предметов по родовой принадлежности);  уровень развития наглядно-действенного мышления такой же, как в норме, за исключением детей с церебрально-органической формой ЗПР;  неоднородный уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления среди детей (у одних может соответствовать норме, у других – находится на очень низком уровне развития);  недостаточность, ограниченность и фрагментарность знаний об окружающей действительности;  трудности в понимании многозвеньевых учебных инструкций.

Особенности мышления

  • отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной задачи;
  • недостаточный уровень сформированности операций обобщения (группировка предметов по родовой принадлежности);
  • уровень развития наглядно-действенного мышления такой же, как в норме, за исключением детей с церебрально-органической формой ЗПР;
  • неоднородный уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления среди детей (у одних может соответствовать норме, у других – находится на очень низком уровне развития);
  • недостаточность, ограниченность и фрагментарность знаний об окружающей действительности;
  • трудности в понимании многозвеньевых учебных инструкций.
Особенности  речевого развития недостаточная дифференцированность восприятия речевых звуков; бедный словарный запас, отражающий неточные представления об окружающем мире; нарушения звукопроизношения; несформированность лексико-грамматического строя речи (трудности использования прилагательных, антонимических и синонимических средств языка); наличие аграмматизмов;

Особенности речевого развития

  • недостаточная дифференцированность восприятия речевых звуков;
  • бедный словарный запас, отражающий неточные представления об окружающем мире;
  • нарушения звукопроизношения;
  • несформированность лексико-грамматического строя речи (трудности использования прилагательных, антонимических и синонимических средств языка);
  • наличие аграмматизмов;
Рассмотренные особенности развития психических процессов у обучающихся с задержкой психического развития являются основой реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и одновременно выступают в качестве «мишеней» психокоррекционной работы

Рассмотренные особенности развития психических процессов

у обучающихся с задержкой психического развития

являются основой реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и одновременно выступают в качестве «мишеней» психокоррекционной работы

Цель коррекционной работы  оптимизация интеллектуальной деятельности обучающихся за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность

Цель коррекционной работы

оптимизация интеллектуальной деятельности обучающихся за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность

Для достижения обозначенной цели педагогу необходимо четко знать:  1. Какие высшие психические процессы необходимо развивать у ребенка на уроке, при изучении той или иной темы; 2. С помощью каких средств развивать то или иное качество, функцию, психический процесс; 3. Взаимосвязь психических функций и процессов; 4. Как осуществлять мониторинг уровня развития психических функций и процессов.

Для достижения обозначенной цели педагогу необходимо четко знать:

1. Какие высшие психические процессы необходимо развивать у ребенка на уроке, при изучении той или иной темы;

2. С помощью каких средств развивать то или иное качество, функцию, психический процесс;

3. Взаимосвязь психических функций и процессов;

4. Как осуществлять мониторинг уровня развития психических функций и процессов.

Постановка задач Педагог формулирует три типа задач: Образовательные Воспитательные Коррекционные (коррекционно-развивающие )

Постановка задач

Педагог формулирует три типа задач:

  • Образовательные
  • Воспитательные
  • Коррекционные (коррекционно-развивающие )
Образовательные задачи Определяют задачи усвоения учебного программного материала, овладение детьми определенных учебных знаний, умений и навыков; Формулировка задач отражает содержание занятия (конкретность).

Образовательные задачи

  • Определяют задачи усвоения учебного программного материала, овладение детьми определенных учебных знаний, умений и навыков;
  • Формулировка задач отражает содержание занятия (конкретность).
Воспитательные задачи Определяют задачи формирования ценностного отношения к тому или иному предмету, явлению, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д .

Воспитательные задачи

  • Определяют задачи формирования ценностного отношения к тому или иному предмету, явлению, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д .
Коррекционные задачи Четко ориентируют педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами; Должны быть предельно конкретными и направленными на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке; Реализация коррекционных задач предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.

Коррекционные задачи

  • Четко ориентируют педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами;
  • Должны быть предельно конкретными и направленными на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке;
  • Реализация коррекционных задач предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.
Как определить коррекционные задачи? При планировании уроков, индивидуальных и групповых занятий, проектировании программно-планирующей документации педагогу следует ответить на вопрос: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на занятии в связи с изучаемым материалом?»

Как определить коррекционные задачи?

  • При планировании уроков, индивидуальных и групповых занятий, проектировании программно-планирующей документации педагогу следует ответить на вопрос: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на занятии в связи с изучаемым материалом?»
При проектировании рабочей программы учебного курса для специальных (коррекционных) классов необходимо описание коррекционной направленности обучения; Коррекционную направленность обучения целесообразно излагать по разделам;
  • При проектировании рабочей программы учебного курса для специальных (коррекционных) классов необходимо описание коррекционной направленности обучения;
  • Коррекционную направленность обучения целесообразно излагать по разделам;
Основные направления коррекционной работы Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития Коррекция отдельных сторон психической деятельности Формирование пространственных представлений Развитие основных мыслительных операций Развитие различных видов мышления Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы Развитие речи, овладение техникой речи Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Основные направления коррекционной работы

  • Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития
  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности
  • Формирование пространственных представлений
  • Развитие основных мыслительных операций
  • Развитие различных видов мышления
  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
  • Развитие речи, овладение техникой речи
  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
 развитие произвольного внимания при выполнении упражнений на соотнесение;  развитие зрительного восприятия путем дифференциации букв рукописного и печатного шрифта;  коррекция зрительного и слухового восприятия через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур;  работа над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при заучивании текста стихотворения;  развитие вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов; развитие кратковременной памяти путем выполнения письма по памяти;

  • развитие произвольного внимания при выполнении упражнений на соотнесение;
  • развитие зрительного восприятия путем дифференциации букв рукописного и печатного шрифта;
  • коррекция зрительного и слухового восприятия через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур;
  • работа над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при заучивании текста стихотворения;
  • развитие вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов;
  • развитие кратковременной памяти путем выполнения письма по памяти;
развитие аналитико-синтетической деятельности при работе с деформированным текстом;  развитие связной письменной речи при написании сочинения; развитие навыка связного устного высказывания и монологической формы устной речи при работе над пересказом по плану;  коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах;   развитие координации движений при выполнении ………. упражнений;  развитие умения объективно оценивать поведение одноклассника при выставлении и коллективном обсуждении его оценки;
  • развитие аналитико-синтетической деятельности при работе с деформированным текстом;
  • развитие связной письменной речи при написании сочинения;
  • развитие навыка связного устного высказывания и монологической формы устной речи при работе над пересказом по плану;
  • коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах;
  • развитие координации движений при выполнении ………. упражнений;
  • развитие умения объективно оценивать поведение одноклассника при выставлении и коллективном обсуждении его оценки;
Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук развитие навыков каллиграфии развитие артикуляционной моторики развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв  развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ

Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук
  • развитие навыков каллиграфии
  • развитие артикуляционной моторики
  • развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв
  • развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов
  • развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ
Коррекция отдельных сторон психической деятельности развитие зрительного восприятия и узнавания развитие зрительной памяти и внимания формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) развитие пространственных представлений и ориентации развитие представлений о времени развитие слухового внимания и памяти развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа Для развития ВПП я использую малые фольклорные формы

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

  • развитие зрительного восприятия и узнавания
  • развитие зрительной памяти и внимания
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
  • развитие пространственных представлений и ориентации
  • развитие представлений о времени
  • развитие слухового внимания и памяти
  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
  • Для развития ВПП я использую малые фольклорные формы
Использую различные формы работы со сказкой Анализ сказок. Рассказывание сказок Постановка сказок Сочинение сказок Куклотерапия.   
  • Использую различные формы работы со сказкой Анализ сказок.
  • Рассказывание сказок
  • Постановка сказок
  • Сочинение сказок
  • Куклотерапия.
  •  
 На слайде мы с детьми обыгрываем скороговорку ехал Грека через реку. Улучшается автоматизация звуков и дикция.

На слайде мы с детьми обыгрываем скороговорку ехал Грека через реку. Улучшается автоматизация звуков и дикция.

Затем использую куклотерапию . Новый материал объясняется при помощи куклы. Такая яркая кукла увлекает детей и они выполняют письменные задания по теме в чередовании с игрой.

Затем использую куклотерапию . Новый материал объясняется при помощи куклы.

Такая яркая кукла увлекает детей и они выполняют письменные задания по теме в чередовании с игрой.

Дети входят в сказочный мир, изображают своих героев, переживают те чувства и эмоции, которые переживают герои .Как известно, с самого начала сказки ребёнок занимает позицию положительного героя Также ребёнок испытывает негативные чувства по отношению к отрицательному герою, и в результате у ребёнка формируется соответствующие отношение к плохим качествам человека: жадность, подлость, злоба и другие. Посредством сказки у детей развивается нравственные качества и это заставляет делать важные выводы и нередко извлекать урок на примере героев.

Дети входят в сказочный мир, изображают своих героев, переживают те чувства и эмоции, которые переживают герои .Как известно, с самого начала сказки ребёнок занимает позицию положительного героя Также ребёнок испытывает негативные чувства по отношению к отрицательному герою, и в результате у ребёнка формируется соответствующие отношение к плохим качествам человека: жадность, подлость, злоба и другие. Посредством сказки у детей развивается нравственные качества и это заставляет делать важные выводы и нередко извлекать урок на примере героев.

Коррекционные приемы узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов парные изображения (найди отличия) незаконченные изображения (дорисуй) фигурно-фоновое различие предметов, букв анализ сложного образца нахождения сходства и различия двух изображений установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор») вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом нахождение заданного элемента в ряду букв перерисовывание фигур по точкам

Коррекционные приемы

  • узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов
  • парные изображения (найди отличия)
  • незаконченные изображения (дорисуй)
  • фигурно-фоновое различие предметов, букв
  • анализ сложного образца
  • нахождения сходства и различия двух изображений
  • установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»)
  • вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации
  • нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом
  • нахождение заданного элемента в ряду букв
  • перерисовывание фигур по точкам
Развитие навыков программирования  и контроля собственной деятельности регуляция простейших двигательных актов;  формирование умения ориентировки в задании;  формирование умения планирования этапов выполнения задания;  формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;  формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;

Развитие навыков программирования и контроля собственной деятельности

  • регуляция простейших двигательных актов;
  • формирование умения ориентировки в задании;
  • формирование умения планирования этапов выполнения задания;
  • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
  • формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы релаксационные упражнения для мимики лица; игры-драматизации; создание ситуации успеха;

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

  • релаксационные упражнения для мимики лица;
  • игры-драматизации;
  • создание ситуации успеха;
Коррекционные приемы  по развитию пространственно-временной ориентировки Определи руку по схеме способом наложения;  Определи ногу по отпечатку следов на песке;  Работа с числовыми рядами;  Графические диктанты; Ориентировка в схеме собственного тела; Ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; Определение пространственного расположения элементов букв;  Применение карточек-опор с названием дней недели, месяцев, времен года и др.

Коррекционные приемы по развитию пространственно-временной ориентировки

  • Определи руку по схеме способом наложения;
  • Определи ногу по отпечатку следов на песке;
  • Работа с числовыми рядами;
  • Графические диктанты;
  • Ориентировка в схеме собственного тела;
  • Ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости;
  • Определение пространственного расположения элементов букв;
  • Применение карточек-опор с названием дней недели, месяцев, времен года и др.
Коррекционные приемы  по развитию памяти Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;  Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; Найди предмет среди других; Использование опорных схем; Конструирование с закрытыми глазами; Угадай фигуру (на ощупь с закрытыми глазами); Подбери третье слово (яйцо-курица (цыпленок);

Коррекционные приемы по развитию памяти

  • Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
  • Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
  • Найди предмет среди других;
  • Использование опорных схем;
  • Конструирование с закрытыми глазами;
  • Угадай фигуру (на ощупь с закрытыми глазами);
  • Подбери третье слово (яйцо-курица (цыпленок);
Коррекционные приемы  по развитию мыслительных операций Назови одним словом; Исключи лишнее; Обобщи по видовому понятию; Раскрой объем видового понятия; Установи временные и причинно-следственные зависимости (продолжи предложение: Мама выключила свет, потому что …); Составление рассказов по наблюдениям в природе, по сюжетным картинам; Составление плана текста, экскурсии, похода; Описание предмета по картинному плану;

Коррекционные приемы по развитию мыслительных операций

  • Назови одним словом;
  • Исключи лишнее;
  • Обобщи по видовому понятию;
  • Раскрой объем видового понятия;
  • Установи временные и причинно-следственные зависимости (продолжи предложение: Мама выключила свет, потому что …);
  • Составление рассказов по наблюдениям в природе, по сюжетным картинам;
  • Составление плана текста, экскурсии, похода;
  • Описание предмета по картинному плану;
Таким образом, коррекционная работа с обучающимися с ЗПР базируется на следующих составляющих: развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.;  обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;  приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, т.к. эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;  формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку (общие (ключевые) компетенции);

Таким образом, коррекционная работа с обучающимися с ЗПР базируется на следующих составляющих:

  • развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.;
  • обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;
  • приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, т.к. эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;
  • формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку (общие (ключевые) компетенции);
усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно и др.; расширение содержания учебной деятельности, требующего от детей интеллектуального напряжения; адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач; отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов, использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания); обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин;
  • усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно и др.;
  • расширение содержания учебной деятельности, требующего от детей интеллектуального напряжения;
  • адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач;
  • отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов, использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);
  • обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин;
Требования к методике обучения стимулировать развитие возможно большей самостоятельности при решении поставленных задач;  оказывать помощь обучающего, направляющего и стимулирующего характера;  формировать умения пользоваться имеющимися знаниями;  иметь четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;  cодержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала;  соответствовать возрастным особенностям учащихся по содержанию, эмоциональному воздействию;

Требования к методике обучения

  • стимулировать развитие возможно большей самостоятельности при решении поставленных задач;
  • оказывать помощь обучающего, направляющего и стимулирующего характера;
  • формировать умения пользоваться имеющимися знаниями;
  • иметь четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;
  • cодержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала;
  • соответствовать возрастным особенностям учащихся по содержанию, эмоциональному воздействию;
поэтапное  распределение учебного материала и аналитико-синтетический способ его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия (особое внимание – выявлению причинно-следственных связей и закономерностей);  акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;  опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;  достаточное количество упражнений для усвоения и повторения учебного материала;  включение для самостоятельного выполнения упражнений, заданий разной степени сложности;  постоянное обращение к конкретной действительности;
  • поэтапное  распределение учебного материала и аналитико-синтетический способ его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия (особое внимание – выявлению причинно-следственных связей и закономерностей);
  • акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;
  • опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;
  • достаточное количество упражнений для усвоения и повторения учебного материала;
  • включение для самостоятельного выполнения упражнений, заданий разной степени сложности;
  • постоянное обращение к конкретной действительности;
Интеграция в общество как конечная цель обучения  выпускник, имеющий психофизическое нарушение, должен войти в общество как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности.  Достижение конечной цели возможно лишь в том случае, если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку.  ЗПР во всех видах может корректироваться в таких условиях, которые соответствуют состоянию школьника .

Интеграция в общество как конечная цель обучения

  • выпускник, имеющий психофизическое нарушение, должен войти в общество как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности.
  • Достижение конечной цели возможно лишь в том случае, если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку.
  • ЗПР во всех видах может корректироваться в таких условиях, которые соответствуют состоянию школьника .