Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
"Школа-интернат № 113 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Самара"
Коррекционно-развивающая образовательная программа по математике
«Развитие и коррекция познавательных процессов у обучающихся
5 – 7 классов
с использованием компьютерных дистанционных технологий»
(дистанционный курс «С математикой в путь!»)
Автор-составитель:
Фомина И.Н.
Васильева А.А.
Эл. адрес : [email protected]
[email protected]
Самара, 2020
В последние годы, в Российской Федерации, на фоне социально-экономических преобразований продолжается развитие процессов гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции ребёнка с умственной отсталостью в процессе обучения. На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на развитие механизмов, обеспечивающие инновационных технологий – с использованием в процессе обучения модернизированных современных образовательных реабилитационных технологий с целью улучшения качества образования.
В процессе реализации педагогической работы был создан дистанционный учебный курс «С математикой в путь!», на основе образовательной платформы Moodle. Целевая аудитория курса обучающихся с ОВЗ, находящимися на очном и индивидуальном обучении.
Данная учебный курс «С математикой в путь!» предназначена для индивидуальной дистанционной и очной работы по коррекции и развитию познавательных процессов для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (УО) 5 – 7 класс.
Учебный курс основан на материале учебной программы, необходимом учащимся с недостатками умственного развития для социальной адаптации. Настоящая программа позволяет пробудить у обучающихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей проблемных ситуаций, деятельного подхода в обучении с использованием IT –технологий.
Образовательная коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов углублена и расширена представлениями о понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи учащихся. Обучающиеся научатся на практике применять полученные знания. Содержание программы позволяет ученику любого уровня обученности активно включиться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя. Она учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (УО).
Цель программы: является формирование умений и компетенций по математике для данной категории обучающихся.
Образовательная коррекционно-развивающая программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (УО) посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи программы:
определить особые образовательные потребности обучающихся с НОДА и УО;
определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой этих особенностей и степенью их выраженности;
создать условия, способствующие освоению обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы с НОДА и УО и их интеграции в образовательном учреждении;
систематизировать и углубить имеющиеся знания по математике;
совершенствовать навыки счёта;
развивать математическую речь;
развивать пространственное мышление:
развивать умение работы с табличным материалом
дать учащимся такие знания, которые помогут им в дальнейшем в практической деятельности;
воспитывать гибкость математического мышления;
Новизна: новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование психических процессов, активного вмешательства в развитие ребенка. Программа дополнена заданиями, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Программа направлена на оказание практической помощи в социальной адаптации детей с НОДА и УО с использованием дистанционных образовательных технологий.
Педагогические принципы, на которые опирается программа:
ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика,
на общение учителя и ученика и немаловажное – занятость ученика во внеурочное время. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
развитие личности ученика, его творческого потенциала
развитие интеллекта, исследовательского начала
развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений обучающихся с НОДА и УО, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими умственную отсталость.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) обучающихся с НОДА и УО выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей.
Содержание занятий курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских конкурсах и других математических играх и викторинах.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления,
во-вторых, успешное усвоение материала на занятиях и выступление на олимпиадах, конкурсах по математике.
Отличительные особенности программы данного курса по математике в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Место курса в учебном плане.
Программа составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 11-13 лет.
Программа рассчитана на 3 года обучения (102 учебных часов).
В течении каждого года обучения предлагается изучение данного курса 1 час в неделю, всего 34 часа в течение года.
Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Учитель может на начальных этапах подстраиваться к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагает меньшие по объему задания и дифференцируя их по сложности. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству, учитель старается приближать темп каждого ученика к темпу работы класса.
Электронный адрес: http://cde.sipkro.ru/moodle/course/view.php?id=1047
Форма обучения – очно-дистанционная.
Курс состоит из 35 модулей. Модули отструктурированы в логике познавательной деятельности:
Ознакомление с новым материалом,
овладение новым материалом,
применение новых знаний для решения практических, творческих и исследовательских задач
В курсе имеется большое количество дифференцируемых заданий (от «простого» к «сложному»), что дает возможность охватить учащихся трех классов.
Каждое занятие состоит из следующих частей:
частичное изложение программного материала;
стихи о математике;
интересные факты из жизни;
занимательные и практические задачи;
дидактические интерактиивные игры, флеш-игры,
интерактивные презентации-тесты с автоматизированной оценкой.
Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер.
Дистанционное образование – современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия, теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет как образовательной среды.
Коррекционно-развивающая работа включает:
выбирать оптимальные для развития обучающихся с НОДА и УО коррекционные программы/методики, методы и приёмы обучения в соответствии с его особыми образовательными возможностями;
системно воздействовать на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;
корректировать и развивать высшие психические функции;
развивать эмоционально-волевую и личностную сферу обучающихся;
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
формировать БУД на всех этапах учебного процесса;
обучать детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развивать умение сравнивать, сопоставлять;
побуждать к речевой деятельности, осуществлять контроль за речевой деятельностью детей;
устанавливать взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
использовать более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
максимально использовать сохранных анализаторов обучающегося;
разделять деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющие осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
использовать упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с НОДА и УО является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с УО.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы обучающихся средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся.
Ключевые компетенции, межпредметные, предметные результаты освоения коррекционно-развивающей программы
Базовые учебные действия (БУД):
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты БУД
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры;
действовать в соответствии с заданными правилами;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план)
Метапредметные
Предметные результаты ЬУД
использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретать первоначальные навыки работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Познавательные БУД:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям;
применять полученные знания в жизни.
Коммуникативные БУД:
организовывать самостоятельно учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
уметь в дискуссии выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Методика обучения
Образовательный процесс имеет развивающий характер, т. е. направлен на развитие природных задатков детей на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребёнка. Широко применяются личностно-ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящая к реализации своих возможностей.
Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
Адекватность требований и нагрузок.
Постепенность.
Индивидуализация темпа работы.
Повторность материала.
Планируемые результаты освоения курса
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью и НОДА.
Минимальный уровень:
- знать числовой ряд 1-100 в прямом порядке;
-понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части);
-знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
-знать таблицу умножения однозначных чисел до 5;
-понимать связь таблиц умножения и деления;
-знать переместительное свойство сложения и умножения;
-знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;
-знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения;
-называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;
-знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
-знать названия элементов четырехугольников;
-откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
-выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
-пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
-практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения;
-различать числа, полученные при счете и измерении;
-записывать числа, полученные при измерении двумя мерами;
-определять время по часам хотя бы одним способом;
-пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;
-решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
-решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
-различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломанные линии, вычислять длину ломанной;
-узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение фигур без вычерчивания;
-чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;
-чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).
Достаточный уровень:
-знать числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;
- усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способы чтения и записи каждого вида деления;
-знать названия компонентов сложения вычитания, умножения, деления;
-знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления 1, на 10;
-понимать связь таблиц умножения и деления;
-знать переместительное свойство сложения и умножения;
-знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
-знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения;
-знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;
-знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
-знать названия элементов четырехугольников;
-считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2,5,4 в пределах 100;
-откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
-выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
-использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
-пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
-практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения;
-различать числа, полученные при счете и измерении;
-записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5м62см, 3м03см;
-определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1 мин; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;
-решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
-кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
-различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломанные линии, вычислять длину ломаной;
-узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
-чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;
- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).
Литература:
Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Академия, 2001. — 192 с.
Никитина Л. Н. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2012. — 191 с.
Особенности обучения ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. — М.: СПб.: Нестор-История, 2012. — 216 с.
Федеральная целевая программа развития образования на 2015–2020 годы. — режим открытого доступа http://www.rg.ru/2011/03/09/ obrazovanie-site-dok.html
Власова Н.В. Слагаемые моей педагогической технологии Книга 2: метод. сборник. Ханты-Мансийский АО — ЮГРА АО.: ООО «Кондинская типография», 2010. -182 с.