СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая образовательная программа по математике «Развитие и коррекция познавательных процессов у обучающихся с использованием компьютерных дистанционных технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая образовательная программа по математике «Развитие и коррекция познавательных процессов у обучающихся с использованием компьютерных дистанционных технологий»»



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
"Школа-интернат № 113 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Самара"




Коррекционно-развивающая образовательная программа по математике

«Развитие и коррекция познавательных процессов у обучающихся

5 – 7 классов

с использованием компьютерных дистанционных технологий»


(дистанционный курс «С математикой в путь!»)





Автор-составитель:

Фомина И.Н.

Васильева А.А.


Эл. адрес : [email protected]

[email protected]





Самара, 2020


В последние годы, в Российской Федерации, на фоне социально-экономических преобразований продолжается развитие процессов гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции ребёнка с умственной отсталостью в процессе обучения. На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на развитие механизмов, обеспечивающие инновационных технологий – с использованием в процессе обучения модернизированных современных образовательных реабилитационных технологий с целью улучшения качества образования.

В процессе реализации педагогической работы был создан дистанционный учебный курс «С математикой в путь!», на основе образовательной платформы Moodle. Целевая аудитория курса обучающихся с ОВЗ, находящимися на очном и индивидуальном обучении.


Данная учебный курс «С математикой в путь!» предназначена для индивидуальной дистанционной и очной работы по коррекции и развитию познавательных процессов для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (УО) 5 – 7 класс.

Учебный курс основан на материале учебной программы, необходимом учащимся с недостатками умственного развития для социальной адаптации. Настоящая программа позволяет пробудить у обучающихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей проблемных ситуаций, деятельного подхода в обучении с использованием IT –технологий.

Образовательная коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов углублена и расширена представлениями о понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи учащихся. Обучающиеся научатся на практике применять полученные знания. Содержание программы позволяет ученику любого уровня обученности активно включиться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя. Она учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (УО).


Цель программы: является формирование умений и компетенций по математике для данной категории обучающихся.


Образовательная коррекционно-развивающая программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (УО) посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.



Задачи программы:

  • определить особые образовательные потребности обучающихся с НОДА и УО;

  • определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой этих особенностей и степенью их выраженности;

  • создать условия, способствующие освоению обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы с НОДА и УО и их интеграции в образовательном учреждении;

  • систематизировать и углубить имеющиеся знания по математике;

  • совершенствовать навыки счёта;

  • развивать математическую речь;

  • развивать пространственное мышление:

  • развивать умение работы с табличным материалом

  • дать учащимся такие знания, которые помогут им в дальнейшем в практической деятельности;

  • воспитывать гибкость математического мышления;


Новизна: новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование психических процессов, активного вмешательства в развитие ребенка. Программа дополнена заданиями, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Программа направлена на оказание практической помощи в социальной адаптации детей с НОДА и УО с использованием дистанционных образовательных технологий.


Педагогические принципы, на которые опирается программа:


  • ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика,

  • на общение учителя и ученика и немаловажное – занятость ученика во внеурочное время. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала

  • развитие интеллекта, исследовательского начала

  • развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.


  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений обучающихся с НОДА и УО, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.


  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.


Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими умственную отсталость.


  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) обучающихся с НОДА и УО выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей.


  • Практическая направленность

Содержание занятий курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских конкурсах и других математических играх и викторинах.


  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления,

во-вторых, успешное усвоение материала на занятиях и выступление на олимпиадах, конкурсах по математике.


Отличительные особенности программы данного курса по математике в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.


Место курса в учебном плане.

Программа составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 11-13 лет.

Программа рассчитана на 3 года обучения (102 учебных часов).

В течении каждого года обучения предлагается изучение данного курса 1 час в неделю, всего 34 часа в течение года.

Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Учитель может на начальных этапах подстраиваться к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагает меньшие по объему задания и дифференцируя их по сложности. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству, учитель старается приближать темп каждого ученика к темпу работы класса.


Электронный адрес: http://cde.sipkro.ru/moodle/course/view.php?id=1047


Форма обучения – очно-дистанционная.


Курс состоит из 35 модулей. Модули отструктурированы в логике познавательной деятельности:

  • Ознакомление с новым материалом,

  • овладение новым материалом,

  • применение новых знаний для решения практических, творческих и исследовательских задач

В курсе имеется большое количество дифференцируемых заданий (от «простого» к «сложному»), что дает возможность охватить учащихся трех классов.

Каждое занятие состоит из следующих частей:

  • частичное изложение программного материала;

  • стихи о математике;

  • интересные факты из жизни;

  • занимательные и практические задачи;

  • дидактические интерактиивные игры, флеш-игры,

  • интерактивные презентации-тесты с автоматизированной оценкой.


Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер.

Дистанционное образование – современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия, теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет как образовательной среды.


Коррекционно-развивающая работа включает:

  • выбирать оптимальные для развития обучающихся с НОДА и УО коррекционные программы/методики, методы и приёмы обучения в соответствии с его особыми образовательными возможностями;

  • системно воздействовать на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;

  • корректировать и развивать высшие психические функции;

  • развивать эмоционально-волевую и личностную сферу обучающихся;


Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

  • формировать БУД на всех этапах учебного процесса;

  • обучать детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развивать умение сравнивать, сопоставлять;

  • побуждать к речевой деятельности, осуществлять контроль за речевой деятельностью детей;

  • устанавливать взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

  • использовать более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

  • максимально использовать сохранных анализаторов обучающегося;

  • разделять деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющие осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

  • использовать упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия.


Еще одним условием успешного обучения детей с НОДА и УО является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с УО.


Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы обучающихся средствами изучаемого программного материала.


Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся.



Ключевые компетенции, межпредметные, предметные результаты освоения коррекционно-развивающей программы


Базовые учебные действия (БУД):

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных результатов.


Личностные результаты БУД

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

  • овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

  • приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

  • анализировать правила игры;

  • действовать в соответствии с заданными правилами;

  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план)

Метапредметные

Предметные результаты ЬУД

  • использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  • Приобретать первоначальные навыки работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).


Познавательные БУД:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятиям;

  • применять полученные знания в жизни.

Коммуникативные БУД:

  • организовывать самостоятельно учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • уметь в дискуссии выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.


Методика обучения

Образовательный процесс имеет развивающий характер, т. е. направлен на развитие природных задатков детей на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребёнка. Широко применяются личностно-ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящая к реализации своих возможностей.

Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

  • Адекватность требований и нагрузок.

  • Постепенность.

  • Индивидуализация темпа работы.

  • Повторность материала.


Планируемые результаты освоения курса


Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:


Определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью и НОДА.

Минимальный уровень:

- знать числовой ряд 1-100 в прямом порядке;

-понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части);

-знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

-знать таблицу умножения однозначных чисел до 5;

-понимать связь таблиц умножения и деления;

-знать переместительное свойство сложения и умножения;

-знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;

-знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения;

-называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;

-знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

-знать названия элементов четырехугольников;

-откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;

-выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;

-пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;

-практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения;

-различать числа, полученные при счете и измерении;

-записывать числа, полученные при измерении двумя мерами;

-определять время по часам хотя бы одним способом;

-пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;

-решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;

-решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);

-различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломанные линии, вычислять длину ломанной;

-узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение фигур без вычерчивания;

-чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;

-чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).

Достаточный уровень:

-знать числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;

- усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способы чтения и записи каждого вида деления;

-знать названия компонентов сложения вычитания, умножения, деления;

-знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления 1, на 10;

-понимать связь таблиц умножения и деления;

-знать переместительное свойство сложения и умножения;

-знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;

-знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения;

-знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;

-знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

-знать названия элементов четырехугольников;

-считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2,5,4 в пределах 100;

-откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;

-выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;

-использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;

-пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;

-практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения;

-различать числа, полученные при счете и измерении;

-записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5м62см, 3м03см;

-определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1 мин; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;

-решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

-кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);

-различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломанные линии, вычислять длину ломаной;

-узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

-чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;

- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).


















Литература:


      1. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Академия, 2001. — 192 с.

      2. Никитина Л. Н. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2012. — 191 с.

      3. Особенности обучения ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. — М.: СПб.: Нестор-История, 2012. — 216 с.

      4. Федеральная целевая программа развития образования на 2015–2020 годы. — режим открытого доступа http://www.rg.ru/2011/03/09/ obrazovanie-site-dok.html

      5. Власова Н.В. Слагаемые моей педагогической технологии Книга 2: метод. сборник. Ханты-Мансийский АО — ЮГРА АО.: ООО «Кондинская типография», 2010. -182 с.