Коррекционно-развивающая программа по развитию знаний по ознакомлению с окружающим миром для детей с умственной отсталостью «Домашние животные»
В связи с актуальностью проблемы нами принято решение – разработать коррекционную программу, чтобы у учащихся с умственной отсталостью был сформирован достаточный уровень знаний о домашних животных.
Для решения поставленных задач используются дидактические игры, загадки, упражнения и продуктивные виды деятельности, приёмы и методы, направленные на развитие достаточного уровня знаний об окружающем мире.
Концептуальными основами организации коррекционного процесса является обеспечение оптимальных условий для системного, непрерывного комплексного обучения детей с умственной отсталостью.
Программа предназначена для детей с умственной отсталостью.
Разработка программы коррекционных мероприятий в зависимости от характера происхождения и конкретного механизма нарушений, направлена на их предупреждение, уменьшение или устранение.
Предлагаемая коррекционная программа может быть использована педагогами коррекционных учреждений: логопедами, психологами, учителями-дефектологами, работающими с детьми с умственной отсталостью, младшего школьного возраста.
Цель программы: уточнение представлений детей о домашних животных, закрепление в речи понятия «домашнее животное». Обогащение и активизация словаря детей по теме «Домашние животные».
Задачи программы: формировать представления, учащихся о домашних животных, помочь понять, почему их называют домашними. Воспитывать любовь к животным.
В основе программы лежат следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка.
Принцип «нормативности» развития, на основе учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей ребенка с умственной отсталостью.
Принцип системности развивающих, профилактических заданий.
Деятельностный принцип коррекции. В данной программе учитывается ведущая деятельность школьников с умственной отсталостью – игра, подобраны игры и игровые упражнения на развитие знаний о классификации домашних животных.
Рекомендательный характер оказания помощи.
Направления работы:
коррекционно-развивающая. Развитие у учащихся с умственной отсталостью достаточного уровня знаний о домашних животных, посредством включения специально подобранных упражнений;
информационно-просветительская. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям по вопросам использования методов и средств коррекционного воздействия на детей;
Характеристика содержания коррекционной программы.
Вид программы – свободный, то есть актуальный на данный момент времени.
Подбор заданий, игровых упражнений осуществляется в зависимости от результатов диагностики. Задания предлагаются в соответствии с учётом характера интеллектуальных нарушений, сформированности знаний у учащихся с умственной отсталостью о домашних животных.
Механизм реализации программы:
Предложенный материал программы рассчитан для работы с учащимися младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
В коррекционной работе необходимо решать задачи формирования познавательной деятельности, уточнения и обогащения представлений и образов окружающей действительности.
Предложенные игры и упражнения подобраны с учётом интеллектуальных нарушений детей, возраста, требуют создания необходимых условий для их проведения.
Решение данных задач осуществляется в процессе подгрупповых занятий, продолжительностью 25-30 минут. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Обязательной частью любой деятельности является проведение не менее двух динамических коррекционных пауз (упражнения на дыхательную гимнастику; самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковая гимнастика, физкультминутки) в соответствии с темой.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
- учёт актуального уровня психического развития ребенка;
-создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы;
-дифференцированный подход с учётом индивидуальных возможностей, учёт зоны ближайшего развития ребёнка.
-профилактика умственных и физических нагрузок.
Программно-методическое обеспечение:
система занятий разработана на основе источников:
Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.М.:2010.
Ознакомление с окружающим миром: Тетр. для учащихся: Учеб. пособие для 1-го кл. коррекц. образоват. учреждений VIII вида / Л. В. Кмытюк, А. В. Усвайская. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1998.
Шевченко С.Г. Природа и мы. Методические рекомендации для ознакомления детей с окружающим миром и развития речи. – Смоленск, Ассоциация XXI век, 2000.
Материально – техническое обеспечение:
- специально подготовленные пособия, компьютер;
- подбор дидактических игр и упражнений, физкультурных минуток;
Методические рекомендации по формированию уровня знаний о домашних животных.
1.Речевая разминка: игра «Тихо-громко»
Цель: развивать творческую инициативу, интонационную выразительность, отрабатывать навыки четкого произношения.
Детям предлагают вспомнить как разговаривает лошадь «Иго-го»
Педагог предлагает ребёнку произнести «иго-го» громко, а потом тихо.
2. Работа с загадками.
Цель: развитие познавательной деятельности, формирование системы знаний об окружающем мире, способности к самостоятельному познанию. Отгадывание загадок влияет на разностороннее развитие детей.
А) Он в мундире ярком
Шпоры для красы.
Днём – он забияка,
Поутру – часы. (Петух)
Б) С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком. (Собака)
В) Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молочком! (Кошка)
Г) Я копытами стучу, стучу,
Я скачу, скачу.
Развивается игриво
На ветру густая грива. (Конь)
3. Работа с палочками. «Построй домик для собачки»
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев, уточнение представлений детей о месте обитании домашних животных.
(Дети строят будку для собаки из палочек).
Дидактические игры по теме «Домашние животные»
1.Игра «Путаница» («Кто, где живет?»)
Цели: развивать слуховое внимание, связную речь. Ход игры. Педагог предлагает детям послушать предложение и исправить ошибку. Например,
Кошка живет в конуре. — Кошка живет в доме. Лошадь живет в свинарнике. — Лошадь живет в конюшне
2.Игра «У кого пропал детеныш?»
Цели: развивать зрительное внимание, зрительную память, закреплять названия детёнышей животных.
Ход игры. На доске выставлены картинки с изображениями животных и их детенышей по парам. Затем педагог одну картинку убирает. Дети должны догадаться, какой детеныш «потерялся».
3.Игра «Веселый счет»
Цели: развивать грамматический строй речи, учить согласовывать имена существительные с числительными.
Ход игры: педагог предлагает детям посчитать домашних животных. Игру можно проводить с мячом.
Например, один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов.
4.Игра «Праздник у животных»
Цели: уточнять представления детей о том, чем питаются домашние животные, развивать связную речь.
Ход игры. На столе предметные картинки с изображением угощений для разных животных. У детей — изображения этих домашних животных. Дети должны найти угощение для своих животных.
Например, у меня коза. Для козы сено. Коза жует сено.
5. Игра «Узнай по силуэту».
Цель игры: подобрать соответствующее цветное изображение к силуэтному, закрепить знания о домашних животных.
Ход игры: детям раздаются карточки с силуэтными изображениями домашних животных. На столе лежат цветные изображения этих животных. Педагог предлагает найти пару «изображение- силуэт» соответствующей формы, назвать животного.
При реализации данной программы у учащихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста должны наблюдаться следующие результаты:
уточнены представления об окружающей действительности;
сформированы уровни активной социальной позиции, адекватная самооценка;
обогащён и активизирован словарь детей по теме «домашние животные»;
сформированы знания о жизнедеятельности, о признаках домашних животных.
Учащиеся приобретут навыки активной познавательной деятельности, научатся видеть, слушать, рассуждать, а также сравнивать, анализировать, обобщать. Упорядочение представлений и знаний об окружающем создаст базу для усвоения навыков по классификации животных.
Нами разработаны и предложены рекомендации по развитию знаний у учащихся с умственной отсталостью о домашних животных педагогам и родителям.
Рекомендации педагогу - психологу:
Создавать условия для мотивированной, значимой для ребёнка познавательной деятельности, ситуации успеха.
Формировать социально-адаптивное поведение, позволяющее ребенку с умственной отсталостью быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях.
Логопеду:
Учитывать в работе замедление темпа развития отдельных психических функций и их своеобразие у детей с интеллектуальными нарушениями.
Использовать речь как мощный компенсаторный фактор, охватывающий познавательную деятельность.
Работа с родителями:
проведение практикумов – знакомство с различными играми и упражнениями на развитие пространственной ориентировки;
создание «Семейной игротеки» (игры, книги о домашних животных);
организация выставок, детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
Игра незаменима в обучении детей с умственной отсталостью. Именно игра развивает, корригирует и обучает такого ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в других условиях Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.