СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа по ритмике во 2 классе на 2016-2017 уч. год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподавание ритмики в специальном образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

 Специфические средства воздействия на обучающихся, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа по ритмике во 2 классе на 2016-2017 уч. год»



государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа-интернат»

Составлена на заседании ПМПк

от ___._______.2016г. Протокол № ____

Председатель ПМПк: ________/Полуэктова Л.Н./

Утверждена.

Директор: ________/Л.Г. Землянская/

Приказ .№ ____ от _____ ______2016 г.


Обсуждена и принята на заседании педагогического совета

от 31.08.2016 г. Протокол № 1










Коррекционно-развивающая программа по ритмике

во 2 классе

на 2016-2017 уч. год







Составитель: Кострубина Наталья Владимировна

Учитель I категории



Пояснительная записка.



Данная рабочая коррекционная программа составлена на основе заключений ПМПк, результатов обследования речи детей класса и разработана на основе программы по ритмике для 1-4 классов (под редакцией А. Айдарбекова) и требований к уровню подготовки обучающихся. Данная программа рассчитана на 1 год. Программа составлена с учетом регионального компонента, который отражен в содержании заданий и упражнений. В региональном учебном плане на ритмику во 2 классе отводится 33 часа. (1 час в неделю).

Актуальность программы.

Преподавание ритмики в специальном образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

Специфические средства воздействия на обучающихся, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представления детей о пространстве и умения ориентироваться в нём.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движения.

Упражнения с детскими музыкальными предметами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать её характер, развивают способность переживать содержание музыкального образа.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности.

В связи с этим, коррекция недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности является необходимой в структуре работы с данной категорией детей.

Цель программы: осуществлять коррекцию недостатков физического развития обучающихся средствами музыкально-ритмической деятельности.

Задачи программы:

  1. Формировать представление обучающихся о пространстве и умение ориентироваться в нём.

  2. Развивать общую и речевую моторику, эмоционально - волевую сферу.

  3. Учить слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.

  4. Развивать у детей подвижность пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдение ритмичности и координации движений рук.

  5. Формировать умения согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

  6. Развивать ловкость, быстроту реакции, точность движений.

  7. Воспитывать положительные качества личности (дружелюбие, дисциплинированность, коллективизм).



Средства (формы)и методы коррекционной работы:

- во 2 классе занятия проводятся со всем классом.

- используются ТСО, упражнения с детскими музыкальными инструментами, игры под музыку, танцевальные упражнения, пальчиковая гимнастика, коррекционно-развивающие упражнения на развитие ВПФ.

-применяются наглядный, практический, словесный методы.

Этапы реализации и сроки реализации.

Данная программа состоит из одного этапа коррекционной работы 2 класс – на год.

Организация занятий: занятия проходят в актовом зале, классе. По программе занимаются все дети 2 класса. Календарное планирование по данной программе составляется на год. Занятие проводится 1 раз в неделю по 40 мин.

Оборудование:

Музыка для релаксации. 3 кассеты, DVD-диски «Любимые песни для детей», «Городские фонарики», «Школа танцев для детей».

«Лучшие песни для детей», - 3 кассеты, «Песни для всей семьи» - 2 кассеты, гимнастические палки, барабан, бубен, мячи,



Структура занятия.

  1. Орг. момент.

  2. Психологический настрой. Сообщение темы урока.

  3. Коррекционно - развивающие упражнения различных направлений (упражнения на коррекцию ВПФ, мелкой и общей моторики, релаксацию, речи)

  4. Упражнения на ориентировку в пространстве, перестроения.

  5. Общеразвивающие и ритмико- гимнастические упражнения.

  6. Упражнения для мелкой моторики и с детскими музыкальными инструментами.

  7. Танцевальные упражнения.

  8. Игры под музыку,

  9. Итог.

  10. Психо - эмоциональный настрой на перемену.



Определение результативности: Результат выполнения оценивается словесно (хорошо, отлично, молодец).



Предполагаемый результат: подвижность пальцев, соблюдение ритмичности и координации движений, выполнение под музыку разнообразных движений, исполнение песен, танцев, развитие общей и речевой моторики.

Нормативно-правовые документы:

  1. Закон «Об образовании» в РФ 273 от 30.12.2012 год.

  2. Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 2.4.2.3286-15

  3. Закон «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.

  4. Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002г.№29/2065-п)

  5. Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.2002г. №1277).

  6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под ред. В.В. Воронковой М., «Владос», 2001год.

  7. Учебный план государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2016-2017 год.

  8. Используемая методическая литература:

  • И. Агапова, М. Давыдова «Лучшие музыкальные игры для детей». Москва. «Лада». 2009 год

  • О. Савчук, Н. Картавых «Школа танцев для детей». Ленинградское издательство. 2009 год.

  • Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «СА-ФИ-ДАНСЕ». Ленинградское издательство. 2010 год.





Направления коррекционной работы.


2 класс



Наименование раздела коррекционной программы и характеристика основных направлений коррекционной работы

Кол-во часов

Коррекционно-развивающие цели.

1.

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Совершенствование навыков ходьбы и бега. Построение в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, передавать друг другу, перекладывать с места на место.

На каждом уроке

    1. Развивать представления обуч-ся о пространстве и умения ориентироваться в нём.

    2. Учить специальным упражнениям под музыку (ходьба цепочкой или в колонне) в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов. Движения к определённой цели между предметами.


2.

Ритмико-гимнастические упражнения.

Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Повороты туловища, наклоны. Упражнения на координацию движений. Разнообразные движения рук и ног под музыку. Выполнение движений и после остановки музыки. Упр. на расслабление мышц.

На каждом уроке

  1. Коррекция недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы.

  2. Учить слушать музыку; развивать ловкость, быстроту реакции, точность движений.

3.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

Круговые движения кистью. Упражнения для пальцев рук. Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками одновременно и поочерёдно в разных вариациях.

На каждом уроке

  1. Развивать у детей подвижность пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук.

  2. Расширять знания, вызывать живой эмоциональный интерес у детей, развивать слуховое восприятие.




4

Игры под музыку. Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой. Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

На каждом уроке

  1. Учить оценивать характер музыки; развивать способность переживать содержание музыкального образа.


5


Танцевальные упражнения. Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Неторопливый танцевальный бег, поскоки с ноги на ногу, переменные притопы. Тихая, настороженная ходьба. Элементы русской пляски. Движения парами: ходьба, бег, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев.

На каждом уроке

  1. Развивать активность и воображение, координацию движений.

  2. Развивать дыхательный аппарат.

  3. Воспитывать положительные качества личности, организованность, дисциплинированность, вежливость, общение с другом.





Проверено «_____________» 2016 г.

Зам. директора по УР:__________

/Л.Н. Полуэктова/

Календарно-тематическое планирование уроков ритмики 2 класс

(I полугодие - 15 часов)

урока.

Дата

Тема урока. Тема для повторения.

Направления коррекционной работы



Ритмико-гимнастические упражнения.

Упражнения с

детскими музыкальными инструмента ми.

Игры под музыку.

Танцевальные упражнения




Танцевальные упражнения.

1 четверть (8 часов)

№1.

07.09

Повторение

танцевальных элементов.

Правильное исходное положение. Построение и вход в зал.

Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, смена рук, свободное падение рук.

Круговые движения кистью (свободные).

Движения в соответствии с характером музыки.

Повторение

танцевальных

элементов.

№2

14.09

Построение: вход в зал. Приветствие учителя.

Движения рук в соответствии с характером и динамикой музыки.

Круговые движения рук.

Упражнения с лентами. Падение рук с исходного положения.

Круговые движения кистью (свободные и напряжённые).

Движения рук в соответствии с характером и динамикой музыки.

Повторение

танцевальных

элементов







Тихая настороженная ходьба.

Неторопливый танцующий бег.

№3

21.09

Совершенствование навыков ходьбы.

Круговые движения рук.

Упражнения с

лентами.

Наклоны.

Одновременное сгибание пальцев одной и разгибание пальцев другой руки в медленном темпе.

Игра «Карусели».

Повторение

танцевальных

элементов


Стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу.

№ 4-5

29.09

06.10

Ходьба вперёд и назад.

Бег с хлопками. Построение в шеренгу, колонну.

Упражнения общеразвивающего характера. Ритмические движения с флажками.

Ускорение темпа сгибания и разгибания пальцев рук в соответствии с характером музыки.

Передача движениями содержания песен.

Лёгкие поскоки.





Ходьба, поскоки, остановка.





6

13.10

Ходьба, бег. Построение в шеренгу, колонну, цепочку, круг.

Наклоны, повороты туловища в сочетании с движениями рук

Передача характера музыки хлопками.


Музыкальная игра «Поменяйка».

Лёгкие поскоки.











7

20.10

Ходьба с ускорением и замедлением темпа. Построение в колонну по 2.

Повороты туловища с передачей предметов. Перекрёстные движения рук и ног. Упражнения с мячом под стихотворный текст.

Противопоставление 1 пальца остальным. Разучивание попевок.

Музыкальная игра «Поменяйка».

Переменные притопы.







8

27.10

Поскоки переменным шагом с продвижением вперёд.

Упражнения на формирование осанки. Опускание и поднимание предметов без сгибания колен.

Разучивание попевок, их прохлопывание.

Игра с цветными флажками.

Шаг с поскоком и притопом.

9


Поскоки переменным шагом с продвижением вперёд.

Упражнения на формирование осанки. Опускание и поднимание предметов без сгибания колен.



2 четверть (7 часов)









9

10.11

Ходьба, бег. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную.

Выставление ног вперёд, назад, в стороны. Перекрёстные движения рук и ног.

Прохлопывание, отстукивание изученных попевок.

Игра «Зайцы и медведь»,

Прыжки с

выбрасыванием ноги вперёд.





10

17.11

Ходьба, бег. Перестроение из колонны парами в колонну по 1.

Упражнения на выработку осанки. Сгибание и разгибание ступни стоя и сидя.

Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане.

Инсценирование доступных песен.

Движения парами: бег, ходьба с приседанием,





11

24.11








Ходьба с высоким подниманием колен и лёгкий бег на носках.

Ритмико -гимнастические упражнения с мячом.

Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане.

Инсценирование доступных песен.

Парная пляска.






12-13


01.12

08.12

Ходьба, бег.

Разнообразные

перестроения.

Упражнения с предметами на месте и во время ходьбы.

Исполнения восходящей и нисходящей гаммы в пределах 5 нот.

Инсценирование доступных песен.



Парная пляска














14-15

15.12

22.12

Закрепление умений и навыков, полученных в 1 полугодии.







Проверено «___» ______________ 2017 г.

зам. дир. по УР __________ Л.Н.Полуэктова

Календарно-тематическое планирование по ритмике для 2 класса

2 полугодие 3 четверть.(10 часов)


урока

Дата

Тема урока.

Тема для повторения.

Направления коррекционной работы

Ритмико-гимнастические упражнения.

Упражнения с

детскими музыкальными инструментами.

Игры под музыку

Танцевальные упражнения.

16

12.01

Совершенствование навыков ходьбы, бега.

Повороты туловища с передачей предмета. Наклоны.

Разучивание гаммы в пределах одной октавы.

Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений.

Танец зайчат.

17

19.01


Построение в колонну, шеренгу по 2.

Упражнения на выработку осанки. Выбрасывание то левой, то правой ноги вперёд.

Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане.

Игры с пением и речевым

сопровождением.

Танец маленьких утят.

18

26.01

Построение круга из шеренги.

Упражнения на

координацию

движений.

Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане.

Игры с пением и речевым

сопровождением.

Танец маленьких утят.

19

02.02


Бег на месте с движениями рук. Поскоки переменным шагом с продвижением вперёд.

Комплекс упражнений типа «Ходьба на месте».

Исполнение попевок.

Игра «Садовник и зайцы».

Пляска в кругу.

20-21

09.02

16.02

Движение змейкой. Построение в круг.

Упражнения для шеи. Повороты туловища.

Упражнения для кисти рук.

Игра «Мячики и дети».

Пляска в кругу.

22

23.02

Перестроения во время

ходьбы.

Бег с хлопками.

Упражнения с предметами.

Упражнения для кисти рук.

Игра «Мячики и дети».

Пляска в кругу.

23-24

02.03

09.03

Бег, различные виды ходьбы.

Упражнения на координацию движения. Упражнения для расслабления мышц.

Прохлопывание ритма песен.

Игра «Ритмы, ритмы»,

Пляска в кругу.

25-26

16.03

23.03

Закрепление умений и навыков, полученных в 3 четверти.



4 четверть( 8 часов)

27

06.04

Движение змейкой.

Упражнения для рук плечевого пояса.

Упражнения для кисти рук.

Игра «Птица без гнезда».

Переменный шаг.

28

13.04

Бег на месте с различными движениями ног.

Упражнение на

формирование

осанки.

Упражнения на выделение пальцев рук.

Игра «Птица без гнезда».

Движения парами.

29

20.04

Ходьба в сочетании с движениями рук.

Упражнения на расслабление мышц.

Разучивание гаммы в пределах 1 октавы.

Имитационные движения.

Движения парами.

30

27.04

Перестроение в цепочку, в круг.

Ритмические движения с флажками.

Разучивание гаммы.

Имитационные движения.

Танец маленьких утят.

31

04.05

Ходьба, бег, движения с предметами.

Упражнения на выработку осанки. Упражнения с мячом под стихотворный текст.

Исполнение ритмических рисунков.

Инсценирование доступных песен.

Парный танец.

32

11.05

Ходьба, бег. Упражнения с предметами.

Разнообразные перекрёстные движения рук и ног. Перенос тяжести тела.

Выделение пальцев рук. Исполнение ритмических рисунков.

Инсценирование доступных песен.

Парный танец.

33-34

18.05

25.05

Закрепление умений и навыков, полученных во 2 полугодии.
























7