государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Составлена на заседании ПМПк
от ___._______.2016г. Протокол № ____
Председатель ПМПк: ________/Полуэктова Л.Н./
Утверждена.
Директор: ________/Л.Г. Землянская/
Приказ .№ ____ от _____ ______2016 г.
Обсуждена и принята на заседании педагогического совета
от 31.08.2016 г. Протокол № 1
Коррекционно-развивающая программа по ритмике
во 2 классе
на 2016-2017 уч. год
Составитель: Кострубина Наталья Владимировна
Учитель I категории
Пояснительная записка.
Данная рабочая коррекционная программа составлена на основе заключений ПМПк, результатов обследования речи детей класса и разработана на основе программы по ритмике для 1-4 классов (под редакцией А. Айдарбекова) и требований к уровню подготовки обучающихся. Данная программа рассчитана на 1 год. Программа составлена с учетом регионального компонента, который отражен в содержании заданий и упражнений. В региональном учебном плане на ритмику во 2 классе отводится 33 часа. (1 час в неделю).
Актуальность программы.
Преподавание ритмики в специальном образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на обучающихся, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представления детей о пространстве и умения ориентироваться в нём.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движения.
Упражнения с детскими музыкальными предметами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать её характер, развивают способность переживать содержание музыкального образа.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности.
В связи с этим, коррекция недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности является необходимой в структуре работы с данной категорией детей.
Цель программы: осуществлять коррекцию недостатков физического развития обучающихся средствами музыкально-ритмической деятельности.
Задачи программы:
Формировать представление обучающихся о пространстве и умение ориентироваться в нём.
Развивать общую и речевую моторику, эмоционально - волевую сферу.
Учить слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.
Развивать у детей подвижность пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдение ритмичности и координации движений рук.
Формировать умения согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Развивать ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Воспитывать положительные качества личности (дружелюбие, дисциплинированность, коллективизм).
Средства (формы)и методы коррекционной работы:
- во 2 классе занятия проводятся со всем классом.
- используются ТСО, упражнения с детскими музыкальными инструментами, игры под музыку, танцевальные упражнения, пальчиковая гимнастика, коррекционно-развивающие упражнения на развитие ВПФ.
-применяются наглядный, практический, словесный методы.
Этапы реализации и сроки реализации.
Данная программа состоит из одного этапа коррекционной работы 2 класс – на год.
Организация занятий: занятия проходят в актовом зале, классе. По программе занимаются все дети 2 класса. Календарное планирование по данной программе составляется на год. Занятие проводится 1 раз в неделю по 40 мин.
Оборудование:
Музыка для релаксации. 3 кассеты, DVD-диски «Любимые песни для детей», «Городские фонарики», «Школа танцев для детей».
«Лучшие песни для детей», - 3 кассеты, «Песни для всей семьи» - 2 кассеты, гимнастические палки, барабан, бубен, мячи,
Структура занятия.
Орг. момент.
Психологический настрой. Сообщение темы урока.
Коррекционно - развивающие упражнения различных направлений (упражнения на коррекцию ВПФ, мелкой и общей моторики, релаксацию, речи)
Упражнения на ориентировку в пространстве, перестроения.
Общеразвивающие и ритмико- гимнастические упражнения.
Упражнения для мелкой моторики и с детскими музыкальными инструментами.
Танцевальные упражнения.
Игры под музыку,
Итог.
Психо - эмоциональный настрой на перемену.
Определение результативности: Результат выполнения оценивается словесно (хорошо, отлично, молодец).
Предполагаемый результат: подвижность пальцев, соблюдение ритмичности и координации движений, выполнение под музыку разнообразных движений, исполнение песен, танцев, развитие общей и речевой моторики.
Нормативно-правовые документы:
Закон «Об образовании» в РФ 273 от 30.12.2012 год.
Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 2.4.2.3286-15
Закон «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.
Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002г.№29/2065-п)
Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.2002г. №1277).
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под ред. В.В. Воронковой М., «Владос», 2001год.
Учебный план государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2016-2017 год.
Используемая методическая литература:
И. Агапова, М. Давыдова «Лучшие музыкальные игры для детей». Москва. «Лада». 2009 год
О. Савчук, Н. Картавых «Школа танцев для детей». Ленинградское издательство. 2009 год.
Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «СА-ФИ-ДАНСЕ». Ленинградское издательство. 2010 год.
Направления коррекционной работы.
2 класс
| Наименование раздела коррекционной программы и характеристика основных направлений коррекционной работы | Кол-во часов | Коррекционно-развивающие цели. |
1. | Упражнения на ориентировку в пространстве. Совершенствование навыков ходьбы и бега. Построение в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, передавать друг другу, перекладывать с места на место. | На каждом уроке | Развивать представления обуч-ся о пространстве и умения ориентироваться в нём. Учить специальным упражнениям под музыку (ходьба цепочкой или в колонне) в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов. Движения к определённой цели между предметами. |
2. | Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Повороты туловища, наклоны. Упражнения на координацию движений. Разнообразные движения рук и ног под музыку. Выполнение движений и после остановки музыки. Упр. на расслабление мышц. | На каждом уроке | Коррекция недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы. Учить слушать музыку; развивать ловкость, быстроту реакции, точность движений. |
3. | Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Круговые движения кистью. Упражнения для пальцев рук. Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками одновременно и поочерёдно в разных вариациях. | На каждом уроке | Развивать у детей подвижность пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Расширять знания, вызывать живой эмоциональный интерес у детей, развивать слуховое восприятие. |
4 | Игры под музыку. Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой. Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. | На каждом уроке | Учить оценивать характер музыки; развивать способность переживать содержание музыкального образа. |
5 | Танцевальные упражнения. Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Неторопливый танцевальный бег, поскоки с ноги на ногу, переменные притопы. Тихая, настороженная ходьба. Элементы русской пляски. Движения парами: ходьба, бег, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев. | На каждом уроке | Развивать активность и воображение, координацию движений. Развивать дыхательный аппарат. Воспитывать положительные качества личности, организованность, дисциплинированность, вежливость, общение с другом. |
Проверено «_____________» 2016 г.
Зам. директора по УР:__________
/Л.Н. Полуэктова/
Календарно-тематическое планирование уроков ритмики 2 класс
(I полугодие - 15 часов)
№ урока. | Дата | Тема урока. Тема для повторения. | Направления коррекционной работы | | |
Ритмико-гимнастические упражнения. | Упражнения с детскими музыкальными инструмента ми. | Игры под музыку. | Танцевальные упражнения | | | | Танцевальные упражнения. |
1 четверть (8 часов) |
№1. | 07.09 | Повторение танцевальных элементов. Правильное исходное положение. Построение и вход в зал. | Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, смена рук, свободное падение рук. | Круговые движения кистью (свободные). | Движения в соответствии с характером музыки. | Повторение танцевальных элементов. |
№2 | 14.09 | Построение: вход в зал. Приветствие учителя. Движения рук в соответствии с характером и динамикой музыки. | Круговые движения рук. Упражнения с лентами. Падение рук с исходного положения. | Круговые движения кистью (свободные и напряжённые). | Движения рук в соответствии с характером и динамикой музыки. | Повторение танцевальных элементов | | Тихая настороженная ходьба. Неторопливый танцующий бег. |
№3 | 21.09 | Совершенствование навыков ходьбы. | Круговые движения рук. Упражнения с лентами. Наклоны. | Одновременное сгибание пальцев одной и разгибание пальцев другой руки в медленном темпе. | Игра «Карусели». | Повторение танцевальных элементов | | Стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу. |
№ 4-5 | 29.09 06.10 | Ходьба вперёд и назад. Бег с хлопками. Построение в шеренгу, колонну. | Упражнения общеразвивающего характера. Ритмические движения с флажками. | Ускорение темпа сгибания и разгибания пальцев рук в соответствии с характером музыки. | Передача движениями содержания песен. | Лёгкие поскоки. | | | Ходьба, поскоки, остановка. |
6 | 13.10 | Ходьба, бег. Построение в шеренгу, колонну, цепочку, круг. | Наклоны, повороты туловища в сочетании с движениями рук | Передача характера музыки хлопками. | Музыкальная игра «Поменяйка». | Лёгкие поскоки. | | | | |
7 | 20.10 | Ходьба с ускорением и замедлением темпа. Построение в колонну по 2. | Повороты туловища с передачей предметов. Перекрёстные движения рук и ног. Упражнения с мячом под стихотворный текст. | Противопоставление 1 пальца остальным. Разучивание попевок. | Музыкальная игра «Поменяйка». | Переменные притопы. | | | | |
8 | 27.10 | Поскоки переменным шагом с продвижением вперёд. | Упражнения на формирование осанки. Опускание и поднимание предметов без сгибания колен. | Разучивание попевок, их прохлопывание. | Игра с цветными флажками. | Шаг с поскоком и притопом. | 9 | | Поскоки переменным шагом с продвижением вперёд. | Упражнения на формирование осанки. Опускание и поднимание предметов без сгибания колен. |
2 четверть (7 часов) | | | | |
9 | 10.11 | Ходьба, бег. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. | Выставление ног вперёд, назад, в стороны. Перекрёстные движения рук и ног. | Прохлопывание, отстукивание изученных попевок. | Игра «Зайцы и медведь», | Прыжки с выбрасыванием ноги вперёд. | | | | |
10 | 17.11 | Ходьба, бег. Перестроение из колонны парами в колонну по 1. | Упражнения на выработку осанки. Сгибание и разгибание ступни стоя и сидя. | Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане. | Инсценирование доступных песен. | Движения парами: бег, ходьба с приседанием, | | | | |
11 | 24.11 | Ходьба с высоким подниманием колен и лёгкий бег на носках. | Ритмико -гимнастические упражнения с мячом. | Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане. | Инсценирование доступных песен. | Парная пляска. | | | | |
12-13 | 01.12 08.12 | Ходьба, бег. Разнообразные перестроения. | Упражнения с предметами на месте и во время ходьбы. | Исполнения восходящей и нисходящей гаммы в пределах 5 нот. | Инсценирование доступных песен. | Парная пляска | | | | |
14-15 | 15.12 22.12 | Закрепление умений и навыков, полученных в 1 полугодии. | | | | |
Проверено «___» ______________ 2017 г.
зам. дир. по УР __________ Л.Н.Полуэктова
Календарно-тематическое планирование по ритмике для 2 класса
2 полугодие 3 четверть.(10 часов)
№ урока | Дата | Тема урока. Тема для повторения. | Направления коррекционной работы |
Ритмико-гимнастические упражнения. | Упражнения с детскими музыкальными инструментами. | Игры под музыку | Танцевальные упражнения. |
16 | 12.01 | Совершенствование навыков ходьбы, бега. | Повороты туловища с передачей предмета. Наклоны. | Разучивание гаммы в пределах одной октавы. | Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. | Танец зайчат. |
17 | 19.01 | Построение в колонну, шеренгу по 2. | Упражнения на выработку осанки. Выбрасывание то левой, то правой ноги вперёд. | Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане. | Игры с пением и речевым сопровождением. | Танец маленьких утят. |
18 | 26.01 | Построение круга из шеренги. | Упражнения на координацию движений. | Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане. | Игры с пением и речевым сопровождением. | Танец маленьких утят. |
19 | 02.02 | Бег на месте с движениями рук. Поскоки переменным шагом с продвижением вперёд. | Комплекс упражнений типа «Ходьба на месте». | Исполнение попевок. | Игра «Садовник и зайцы». | Пляска в кругу. |
20-21 | 09.02 16.02 | Движение змейкой. Построение в круг. | Упражнения для шеи. Повороты туловища. | Упражнения для кисти рук. | Игра «Мячики и дети». | Пляска в кругу. |
22 | 23.02 | Перестроения во время ходьбы. Бег с хлопками. | Упражнения с предметами. | Упражнения для кисти рук. | Игра «Мячики и дети». | Пляска в кругу. |
23-24 | 02.03 09.03 | Бег, различные виды ходьбы. | Упражнения на координацию движения. Упражнения для расслабления мышц. | Прохлопывание ритма песен. | Игра «Ритмы, ритмы», | Пляска в кругу. |
25-26 | 16.03 23.03 | Закрепление умений и навыков, полученных в 3 четверти. |
4 четверть( 8 часов) |
27 | 06.04 | Движение змейкой. | Упражнения для рук плечевого пояса. | Упражнения для кисти рук. | Игра «Птица без гнезда». | Переменный шаг. |
28 | 13.04 | Бег на месте с различными движениями ног. | Упражнение на формирование осанки. | Упражнения на выделение пальцев рук. | Игра «Птица без гнезда». | Движения парами. |
29 | 20.04 | Ходьба в сочетании с движениями рук. | Упражнения на расслабление мышц. | Разучивание гаммы в пределах 1 октавы. | Имитационные движения. | Движения парами. |
30 | 27.04 | Перестроение в цепочку, в круг. | Ритмические движения с флажками. | Разучивание гаммы. | Имитационные движения. | Танец маленьких утят. |
31 | 04.05 | Ходьба, бег, движения с предметами. | Упражнения на выработку осанки. Упражнения с мячом под стихотворный текст. | Исполнение ритмических рисунков. | Инсценирование доступных песен. | Парный танец. |
32 | 11.05 | Ходьба, бег. Упражнения с предметами. | Разнообразные перекрёстные движения рук и ног. Перенос тяжести тела. | Выделение пальцев рук. Исполнение ритмических рисунков. | Инсценирование доступных песен. | Парный танец. |
33-34 | 18.05 25.05 | Закрепление умений и навыков, полученных во 2 полугодии. |
7