Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Майминская средняя общеобразовательная школа №2»
649100, Республика Алтай, с. Майма, ул. Ленина, 56
Тел. 8 (38844) 22-1-79, E-mail: [email protected]
РАССМОТРЕНА НА ШМО Руководитель НМС /./ Протокол от «___»________2019г. № ___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ МСОШ №2 /./ «___»________2019г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ МСОШ №2 от «___»________2019г. №_____ |
Коррекционно-развивающая рабочая программа
психолого-педагогического сопровождения
обучающихся «группы риска»
на ступени начального общего образования
Педагог-психолог: Семенцова Дарья Васильевна
с. Майма
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Среди миллионов детей – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне.
Актуальность и концептуальные идеи программы.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме проблемы детей группы риска в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу – это те, кто составляет группу риска.
Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту.
В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обуславливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.
Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. А именно со стороны врача психоневролога, дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога, учителя начальных классов. Этим детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач – психолог.
Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.
Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ПДН, учреждений дополнительного образования.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Цель программы
Формирование культуры здорового образа жизни и общей культуры детей начальной школы; воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободе человека; формирование мотивов положительной адаптации и социализации личности, повышение самооценки обучающихся младшего школьного возраста.
Задачи программы
Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в школьной среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Осуществление психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
Ожидаемые результаты и способы оценки
Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.
Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.
Работа с учащимися
Цели и задачи:
- формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
- профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения,
алкоголя, наркотиков);
- профилактика правонарушений;
- психокоррекция;
- профориентация;
- пропаганда здорового образа жизни;
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью).
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)
Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
- привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
- выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
- разработка основных правил семейного воспитания;
- создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;
- всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей;
- способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формы работы:
- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);
- психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);
- психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Работа с педагогами
Цели и задачи:
- дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;
- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
Организация психологической помощи
Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
Календарно-тематическое планирование
Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
№ занятия | Дата проведения | Цели и задачи | Основные формы работы |
Занятие №1 Хороший друг. | сентябрь | 1. Развитие навыка налаживания дружеских отношений. 2. Повышение объективных ожиданий от значимых сверстников. | 1.Упр. «Хороший друг». 2.Упр. «Каков я? Кто я?». 3. Релаксационное упражнение. |
Занятие №2 Значимый человек. | октябрь | 1. Развитие способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения.. | 1. Игра «Значимый человек». 2. Релаксационное упражнение. |
Занятие №3 Разговор со взрослым. | ноябрь | 1. Развитие навыка конструктивного взаимодействия со взрослыми. | 1. Упр. « Разговор со взрослым». 2. Релаксационное упражнение. |
Занятие №4 Что, когда и кому я должен? | декабрь | 1. Овладение навыками позитивного поведения. | 1. Упр. « Что, когда и кому я должен». 2. Упр. «Спасибо, мне это не нужно!». 3. Упр. «Стоп! Подумай! Действуй!» 4. Релаксационное упражнение. |
Занятие №5 Без рук. | январь | 1. Развитие конструктивных навыков общения. 2. Развитие толерантного отношения друг к другу. | 1. Упр. «Без рук!». 2. Упр. «Жизненные ситуации. Как ты поступишь?». 3. Релаксационное упражнение. |
Занятие №6 Банк переживаний. | февраль | 1. Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования. | 1. Упр. «Банк переживаний». 2. Упр. «Мои достижения». 3. Релаксационное упражнение. |
Занятие №7 Словарь чувств. | март | 1. Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования. | 1.Упр. «Банк переживаний». 2. Мини-лекция «Наши чувства и эмоции в воспитании других». 3. Упр. «Добрые слова». 4. Релаксационное упражнение. |
Занятие №8 На ошибках учатся. | апрель | 1. Формирование основ толерантной коммуникативной культуры: - раскрытие содержания понятий «позитивное и негативное мышление»; - преодоление у воспитанников негативных мыслей о себе и окружающих людях; - овладение навыками позитивного мышления. | 1. Упр. «На ошибках учатся». 2. Мини-лекция «Позитивное и негативное мышление». 3. Сказка о том, что могут натворить темные мысли. Анализ сказки. |
Занятие №9 Была бы проблема! | май | 1.Отработка навыков преодоления трудностей. | 1. Упр. «Была бы проблема!». 2. Релаксационное упражнение. |
Занятие №10 Заключительное занятие. | май | 1. Подведение итогов. | 1. Упр. «Неоконченные предложения». 2. Релаксационное упражнение. 3. Беседа по анализу занятий. |
Список литературы
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
2. Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике
наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006
3. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам6все о наркомании.- Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2005
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.
М., 2007
5. Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у
старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007
6. Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист,
№6, 2007. с.47 — 48
7. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.-
М.,«Вако», 2004
8. Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая
поддержка // Социальная педагогика №5,2009
9. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
10. Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997
11.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005
12. Я выбираю профессию (информационное издание), «Янтарная летопись»,
2010
Приложение
Упражнение «Хороший друг».
Цель:
1. Развитие навыка налаживания дружеских отношений.
2. Повышение объективных ожиданий от значимых сверстников.
Инструкция:
Подумай о своем хорошем друге. Это может быть реальный человек, с которым ты на самом деле дружишь. А можешь подумать и том, с кем только собираешься подружиться.
- Что ты можешь сказать об этом человеке?
- Что вы любите делать вместе?
- Как выглядит твой друг?
- Что тебе больше всего нравится в нем?
- Что вы делаете для того чтобы ваша дружба больше и больше крепла?
Обсуждение ответов.
Вопросы для обсуждения:
Как человек находит друга?
2. Почему так важны в жизни хорошие друзья?
Упражнение «Значимый человек».
Цель:
Развитие способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения.
Инструкция:
Вспомни какого-нибудь человека, который играет важную роль в твоей жизни. Это может быть человек, которого ты любишь, или человек, с которым у тебя есть проблемы. А теперь представь себе, что этот человек будет рассказывать о себе. А теперь представь себе, что этот человек будет рассказывать о себе. Пусть он опишет, что он думает или чувствует. Запиши то, что он говорит, от первого лица, например: «Меня зовут… Я очень люблю… А еще мне нравится…» (5-10минут).
А теперь ты можешь записать то, что ты сам хотел бы сказать этому человеку. Возможно, ты захочешь сказать ему, что тебе в нем нравится; возможно, выскажешь какое-то свое пожелание. Возможно, тебе захочется попросить его, чтобы он что-то делал по-другому (5минут).
Вопросы для обсуждения:
- Какого значимого для себя человека ты выбрал?
- Было ли трудно представить то, что другой человек говорит о самом себе?
- Хочешь ли ты чего-нибудь от этого человека?
- Как тебе кажется, не хочет ли он чего-нибудь от тебя?
Упражнение «Разговор со взрослыми».
Цель:
Развитие навыка конструктивного взаимодействия со взрослыми.
Инструкция:
Иногда у подростков складывается впечатление, что взрослые не хотят их понимать. Вспомните конкретную ситуацию, когда
Взрослые (Учителя, родители и др.), по-вашему мнению, не хотят вас слушать. Теперь возьмите лист бумаги и напишите, какими словами вы можете попытаться им объяснить свою позицию. Запишите пять вариантов того, что вы могли бы им сказать (5-10 минут).
Теперь еще раз внимательно просмотрите ваши пять вариантов разговора. Поставьте «плюс» около трех формулировок, которые, как вы чувствуете, не обидят другого человека. В противном случае поставьте «минус». Если вы не уверены в безопасности той или иной формулировки, поставьте около нее знак вопроса.
Вопросы для обсуждения:
- С какими взрослыми ты хорошо ладишь, а с какими – плохо?
- Бываешь ли ты слишком неуверенным или слишком дерзким?
- Что ты сам можешь изменить для того, чтобы лучше ладить со взрослыми?
- Как ты можешь учесть характер того или иного взрослого, чтобы бесконфликтно взаимодействовать с ним?
- Насколько хорошо ты понимаешь взрослых?
- В каких вещах тебе с трудом удается понять взрослых?
- Представь себе, что ты сам действуешь на нервы окружающим. Как другому человеку лучше тебе об этом сказать?
Упражнение «Что, когда и кому я должен».
Цель:
Овладение навыками позитивного поведения.
Инструкция:
Иногда мы делаем то, что от нас ждут другие, даже если мы сами и несомненно хотим это делать. Например, друг приглашает тебя пойти вместе с ним в кино. А у меня в этот день нет настроения идти в кино. Надо ли мне в этом случае идти или нет? Я чувствую, что должен это сделать, ведь это же мой друг. Но в то же время я знаю, что мне самому этого не хочется. У меня были другие планы.
Я думаю, что это вам знакомо. Вспомните и опишите два-три случая, когда кто-нибудь ждал от вас того, чего вам делать не хотелось, и, несмотря на свое нежелание, вы все-таки сделали. Возможно, это было в школе или дома, или в какой-то другой ситуации. Как вы при этом себя чувствовали?
А иной раз мы не делаем того, чего ждут от нас другие. Опишите два-три случая, когда вы не сделали того, чего хотели от вас другие (друзья, родители или кто-то еще) Как вы себя чувствовали в такой ситуации?
Вопросы для обсуждения:
- Каким людям тебе труднее всего говорить «нет»?
- Каким людям тебе легче всего говорить «нет»?
- Если ты хочешь выполнить желание другого человека, говоришь ли ты ему четкое «да»?
- Когда подросток должен делать то, что от него ждут, а когда не должен?
Упражнение «Спасибо, мне это не нужно!»
Цель:
Отработка уверенного и эффективного поведения.
Ведущий предлагает ситуации, в которых подростку предлагают употребить алкоголь.
Подросток под различными предлогами должен отказаться.
Упражнение «Стоп! Подумай! Действуй!»
Ведущий предлагает ситуацию, в которой присутствует реальная опасность, связанная с алкоголем. После ознакомления с ситуацией, подросток берет карточку «Стоп!», на ней раскрываются чувства, переживание, желания, которые могут возникнуть в этой ситуации. Подросток обсуждает, сходятся ли эти переживание с его личными.
Затем берется вторая карточка «Подумай!». На ней записаны три возможные реакции. Подросток должен определить, подходят ли эти реакции к предложенной ситуации, и при желании дописать свои.
На последней карточке написано слово «Действуй!». На листке бумаги подросток должен изложить свое решение проблемы.
Упражнение «Без рук!»
Цель:
Развитие конструктивных навыков общения.
Инструкция:
Иногда мы пытаемся доказать свою правоту во что бы то ни стало. В таком споре может не быть ничего плохого, но он может превратиться и в настоящую открытую борьбу. Вспомни тот случай, когда твой спор с кем-нибудь едва ли не закончился настоящей дракой. Может быть, ты был настолько возбужден, что готов был сам начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на тебя! А может быть, вы оба готовы были драться, но что-то позволило вам избежать рукоприкладства… Опиши, что происходило тогда, и как ты себя при этом чувствовал. Дай этой истории какое-нибудь название.
Вопросы для обсуждения:
- Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться?
- Драка – это хороший способ разрешить спор?
- Что ты может сделать, чтобы спор не превратился в драку?
- Что ты делаешь, когда кто-нибудь оскорбляет тебя словами?
- В чем различие между спором и дракой?
Упражнение «Банк переживаний».
Цель:
Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.
Источник многих проблем – чрезмерные опасения и заботы. Осложнить себе жизнь достаточно просто: надо меньше думать и переживать о том, что может случиться с нами или нашими близкими. «А вдруг…», «А что, если…». Тот, кто много размышляет об этом, тратит свои силы на переживание и преодоление того, чего нет и, может быть, никогда не будет. У такого человека не остается сил на решение отдельных вполне посильных проблем.
Инструкция:
Подумай, вспомни, о чем ты обычно переживаешь? Есть ли сейчас какая-нибудь важная проблема, стоящая перед тобой. Запиши проблему и связанные с ней переживания на небольшом листочке бумаги и положи в коробку. Храни его у себя дома. Раз в неделю в спокойной обстановке садись за стол, записывай свои заботы и переживания и добавляйте их в коробку. Через две недели переберите свои заботы и посмотрите, что с ними стало за это время. Процедуру можно повторить через месяц и более.
Вопросы для обсуждения (минимум через две недели):
- Не исчезли ли многие заботы и переживания сами собой?
- Можно ли отличить преодолимые и непреодолимые трудности? Если да, то как?
Упражнение «Словарь чувств».
Цель:
Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.
Инструкция.
Мне хочется узнать, сколько слов, обозначающих различные чувства, ты можешь назвать за одну минуту. Ты будешь называть, а я считать. Теперь напиши, пожалуйста, какие чувства испытываешь после контрольной работы (1минута). А теперь вспомни значимую для тебя ситуацию. Можешь ли ты ее описать на языке чувств? (2-3 минуты).
Вопросы для обсуждения:
- С кем ты говоришь о своих чувствах?
- О каких чувствах тебе бывает легче говорить?
- О каком чувстве тебе говорить труднее?
- Какое чувство нравится тебе больше других?
- Какое, по-твоему, самое неприятное чувство?
- Почему важно, чтобы мы могли говорить о своих чувствах?
Упражнение «На ошибках учатся».
Цель:
Формирование толерантной коммуникативной культуры.
Инструкция:
Каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Каждый из вас знает, что он время от времени делает ошибки. Можешь ли ты вспомнить сейчас какую-нибудь свою большую ошибку?
Некоторые люди, совершив ошибку, очень строго судят себя. Другие просто еще раз пытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым таким шагом они учатся и никогда не создают больших проблем, если у них что-то сразу не вышло. А как ты реагируешь на свои ошибки?
Вопросы для обсуждения:
- Переживаешь ли ты, когда совершаешь ошибку?
- Можешь ли ты, после того как совершишь ошибку, начать делать что-то другое?
- Пытаешься ли ты многократно совершать какое-то действие до тех пор, пока не научишься его делать?
- Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается?
Упражнение «Была бы проблема».
Цель:
Отработка навыков преодоления трудностей.
Один из важных ресурсов преодоления жизненных трудностей – это успешный опыт такого преодоления. «Закон накопления опыта» действует и тогда, когда речь идет о жизненных трудностях и кризисах. Чем успешнее человек справлялся с ними в прошлом, тем лучше это у него получится в будущем. Опыт преодоления трудностей есть у каждого человека. Вспомнить его, получить доступ к этому личностному ресурсу поможет упражнение, девиз которого – «Была бы проблема, а решение найдется!»
Инструкция:
Удавалось ли тебе когда-нибудь сделать что-то, что было для тебя очень сложным? Задача была непростой, но ты все же справился с ней! Возможно, остальные не обратили внимания на то, что ты сделал что-то очень важное для себя, но сам ты был доволен, что смог преодолеть себя и справиться с такой сложной проблемой.. Вспомни пару таких случаев из твоего личного опыта и опиши их.
Вопросы для обсуждения:
- Когда у тебя что-нибудь хорошо получается, кому ты расскажешь об этом?
- По каким признакам окружающие могут заметить, что ты гордишься собой?
- Что тебе потребовалось, чтобы сделать то, о чем ты рассказал?
- Когда тебе нужно сделать что-то очень сложное, сколько попыток ты предпринимаешь?
- В каких случаях ты бываешь готов сделать и все бросить?
Упражнение «Неоконченное предложение».
Цель:
Самостоятельный анализ результативности деятельности, самооценка ресурсов и достижений, присвоение и переживание полученного в ходе занятий опыта.
Инструкция:
Допиши предложения:
- Я научился…
- Я узнал, что…
- Я нашел подтверждение тому, что…
- Я обнаружил, что…
- Я был удивлен тем, что…
- Самым важным для меня было…