Конспект коррекционно-развивающего занятия
Тема «Овощи и фрукты»
I.Орг. момент
- Здравствуйте, ребята! Встаньте, пожалуйста, ровно у своих парт. С каким настроением вы пришли на урок? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне Спасибо! Садитесь. У всех настроение хорошее. Начинаем урок.
II. 1. – Не так давно начался учебный год. Первого сентября вы пришли снова в школу. Скажите, с сентября начинается какое время года? (Осень.) Правильно, сентябрь – это первый месяц осени. Назовите все осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
- Я вам предлагаю рассказать небольшое стихотворение об осени. Нам помогут вот эти картинки. (Слайд 1)
Осень в гости к нам пришла.
И подарки принесла:
Желтые листочки, вкусные грибочки,
Овощи и фрукты, хлебные продукты. (Дети с помощью таблицы рассказывают с учителем стихотворение.)
- Какие же подарки принесла нам осень? (Желтые листья, грибы, овощи, фрукты, хлеб.)
2. – Итак, тема нашего урока «Овощи и фрукты». (Слайд 2)
- Назовите, какие овощи вы знаете. (Слайд 3)
- А какие фрукты вы знаете? (Слайд 4)
- А чем отличаются овощи и фрукты? (Слайд 5)
(Овощи растут в огороде: в земле, на грядках, на кустиках. Когда овощи созревают, их выкапывают (картофель), выдергивают (морковь), срезают (капусту), срывают с кустиков (помидоры, огурцы, перцы. А фрукты растут на деревьях, в садах. После созревания их срывают с веток.)
- Посмотрите на экран: где изображен огород, а где – сад?
- Я хочу предложить вам интересную игру. Нужно собрать фрукты и овощи в корзины. (Интерактивный стол, игра «Разложи») Молодцы. Садитесь за парты.
3. – Посмотрите, что лежит в этой корзинке. Назовите знакомые вам овощи и фрукты. (Натуральная наглядность: морковь, огурец, картофель, капуста, яблоко, помидор, персик, груша, свекла, лук.) Это осенний урожай.
- Давайте вместе посчитаем овощи и фрукты. Поднимите правую руку. (Дети вместе с учителем загибают пальцы и считают: 1 огурец, 2 огурца, 3 огурца, 4 огурца, 5 огурцов. Поднимают левую руку, загибая пальчики, считают помидоры, яблоки и груши.) Молодцы!
4. – Подготовили наши ручки для выполнения задания. Каждый из вас получит свое задание. (Выполнение детьми индивидуальных заданий.)
5. – Предлагаю вам более подробно и внимательно изучить овощи и фрукты.
- Что это? (Помидор.)
- Какого он цвета? (Красного.)
- Какой помидор по форме? (Круглый.) Сравнение с геометрической фигурой кругом.
- Где растет помидор? (В огороде, на кустике. Это овощ.)
- Какой он на ощупь? Дать потрогать. (Гладкий.) Учитель кладет помидор в мешочек.
- А это что? (Огурец.) Какого он цвета? (Зеленого.) Какой он по форме? (Овальный.) Сравнение с овалом. Где он растет? (Тоже на кустике. Это овощ.) Какой огурец на ощупь? (Шершавый, колючий.) Учитель убирает огурец в мешок.
То же самое задание с картофелем, морковью, луком, яблоком, персиком.
6. – В этом мешочке лежат овощи и фрукты, которые мы рассмотрели. Хочу поиграть с вами в игру «Волшебный мешочек». (Дети на ощупь определяют овощи и фрукты.)
7. – Посмотрите, что у меня в руках. (Лимон.) Я его разрежу пополам, и мы попробуем выжать из него сок. (Учитель приглашает ребенка помочь выжать сок.) Это сок из лимона, т.е. лимонный сок. Много ли сока мы выжали из лимона? (Да.) Значит, лимон сочный. (Учитель предлагает выжать сок из моркови.) Получилось? (Нет.)
- Для того, чтобы выжать сок из моркови и других овощей и фруктов, используют специальную кухонную машину – соковыжималку. (Слайд 6)
- Какой сок мы получил из моркови (морковный), огурца (огуречный), груши (грушевый), апельсина (апельсиновый), персика (персиковый), свеклы (свекольный).
- А из помидора какой сок получается? ….. Из помидора получается томатный сок. Помидоры называют еще томаты.
8. – Скажите, пожалуйста, а что еще можно приготовить из фруктов и овощей? (Слайд 7)
(Из картофеля можно приготовить пюре – картофельное; также картофель можно пожарить и отварить.)
- Если мы пожарим картофель, то он будет жареный. А если его мы будем варить, то… вареный.
- Что можно приготовить из огурцов и помидоров? (Салат. Овощной.) Их можно солить. Они будут….соленые. Из овощей варят суп, их тушат. А их фруктов получается вкусное, сладкое варенье и повидло.
9.- Хочу предложить вам еще игру. Вы должны с закрытыми глазками угадать овощи и фрукты по вкусу. (Яблоко, лимон, огурец, помидор, морковь.) (Яблоко, огурец, помидор, морковь - сладкие, лимон – кислый.)
- А лук какой по вкусу? (Горький.) Я вам предложу понюхать его. В луке очень много витаминов. Ребята, все овощи и фрукты очень полезны.
10. – А теперь мы немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста, в круг. Когда я назову овощ, вы должны присесть, а когда фрукт – хлопнуть в ладоши над головой. Молодцы. Садитесь за парты.
11. – Мы рассмотрели овощи и фрукты, назвали их цвет, форму; потрогали, попробовали на вкус; рассказали, что можно их них приготовить.
- Посмотрите на доску. Вы видите схему, которая нам поможет составить небольшие рассказы об овощах и фруктах. (Слайд 8)
- Послушайте, я вам расскажу про огурец. Это огурец. Это овощ. Он растет в огороде на кустике. Он зеленый, овальный. На ощупь - шершавый, на вкус – сладкий. Из огурца можно сделать салат. Его можно засолить. (Дети с помощью учителя составляют рассказы о помидоре, яблоке, лимоне, моркови, луке, свекле.
12. – А теперь я вам расскажу рассказ-загадку. А вы мне скажете, о чем это рассказ. (Это овощ. Растет на грядке, его срезают ножом. Он зеленый, круглый, гладкий, на вкус сладко-горький. Этот овощ добавляют в суп, из него можно сделать салат, можно его потушить и засолить.) Какой овощ я загадала. (Капуста.)
13.- Сейчас мы разделимся на две команды и сыграем в игру «Поварята». Участники одной команды выберут овощи для овощного супа, а другие ребята – выберут фрукты, чтобы сварить компот. (Дидактическая игра с наглядным материалом.)
III. – Ребята, вы все молодцы! Наш урок подходит к концу. Скажите, что вам больше всего понравилось на уроке? С каким настроением вы уходите с урока? А я хочу поблагодарить вас за хорошую работу и угостить вкусными и полезными яблоками. На перемене вы помоете ручки и скушаете их.
- Урок окончен. Вы все молодцы! (Слайд 9)