КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: «Злость и гнев. Как с ними справиться»
Класс: 4
Выполнила:
Петрова Нелли Владимировна
Курск 2019
Тема занятия: Злость и гнев. Как с ними справиться
Цель: Формирование у обучающихся умения осознавать свои негативные эмоции и управлять ими через обучение приемам саморегуляции.
Задачи:
Расширить представления учащихся о чувстве гнева и злости, как одного из чувств присущего человеку;
Актуализировать опыт детей, связанный с проявлением гнева;
Обучение приемам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство гнева и злости;
Коррекция зрительного восприятия через упражнение в собирании целого из частей
Коррекция эмоционально-волевой сферы в упражнениях на адекватное эмоциональное реагирование;
Воспитание мотивации к учению, самопознанию.
Оборудование занятия: фонограмма «Шум моря», спокойная музыка для дыхательной гимнастики; презентация; мяч.
Раздаточный материал: пиктограмма злого лица, разрезанная на 4-6 частей в зависимости от возможностей каждого ученика; листы с незавершенными предложениями по количеству учеников (для более слабых учеников предложений на листе меньше); надувные шары (чуть больше, чем учеников); таблицы с зашифрованными способами избавления от гнева – одна на пару учеников; тесты по количеству учеников.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии. Посмотрите друг на друга, поздоровайтесь.
Разминка
Давайте сыграем в игру «Поменяйтесь местами те, кто….»
По команде “Хлопок” сейчас меняются местами те, кто:
- пришел в школу в хорошем настроении; - имеет много друзей;
- рад, что он ученик 4-го класса; - любит путешествовать.
Хорошо! Так как многие из вас любят путешествовать, то сегодня мы продолжаем наше морское путешествие по островам чувств и эмоций. Но чтобы наше путешествие было удачным, я хочу проверить насколько команда нашего корабля готова к отплытию.
Упражнение «Построиться в алфавитном порядке»
Всем членам команды построиться в шеренгу в алфавитном порядке. Молодцы! Садитесь, пожалуйста, на свои места.
Основная часть. Актуализация знаний.
Упражнение «Собери разрезную картинку»
Ребята, сейчас мы узнаем, на остров каких эмоций и чувств мы отправляемся путешествовать. У каждого на парте лежит конверт с разрезной картинкой. Соберите ее и скажите, что на ней изображено? (примерные ответы: лицо, сердитый смайлик, кто-то плохой….)
Это нарисовано упрощенное изображение лица в виде смайлика. Какая эмоция изображена на нем? (злость.)
Тема нашего занятия «Злость и гнев. Как с ними справиться».
Зная тему урока, как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? Пригодятся ли приобретенные сегодня знания в жизни?
Сегодня мы с вами отправляемся на остров Злости. Садитесь поудобнее, закройте глаза. Представьте перед собой море, как волны бьются о борт корабля. Мы отплываем (фонограмма «Шум моря»)
Можете открывать глаза. Мы на острове. Здесь живут люди, которые часто злятся, гневаются. Посмотрите на этих людей. (слайд1). Ребята, по каким признакам вы понимаете, что человек испытывает чувство гнева, злости? (рот открыт, кричит, брови опущены) Вы правы. Выражение лица становится неприятным, когда человек находится под властью такой эмоции как злость и гнев. Общаться с такими людьми тоже неприятно.
Упражнение «Продолжи предложение»
Ребята, а вам приходится гневаться, злиться? (Да)
Сейчас каждый из вас попробует самостоятельно вспомнить, в каких ситуациях вы испытываете эти чувства. Достаньте из ваших конвертов листок с цифрой 1. Возьмите ручки и продолжите предложения. (После выполнения упражнения обсуждаются ситуации, в чьих высказываниях злость не имела оснований, а в каких нужно было злиться на себя.) Молодцы.
Упражнение с воздушными шарами (5 мин)
Ребята, у меня в руках воздушный шар. Миша, помоги, пожалуйста, его надуть. Вот у Миши шар достиг таких размеров, что вот-вот лопнет. Также бывает и с чувствами. Когда ты копишь в себе гнев, не выражаешь его, он растет, растет и может вырваться наружу. Так тяжело удерживать гнев внутри себя. Миша, попробуй выпустить из шарика немного воздуха. Потрогайте шарик. Он теперь не такой напряженный, с ним можно играть, вряд ли он лопнет. Вспомните, как вы злитесь, сравните силу своего гнева с надутым шариком: насколько сильно он надут. А теперь каждый надуйте свой шарик так, как вам хочется Представьте, что вы выдыхаете в шарик весь свой накопившийся гнев. Чтобы избавиться от гнева, можно лопнуть свой шарик. (по желанию ребят)
В ситуации вызывающей сильный гнев важно сначала уменьшить его количество, а потом разобраться в ситуации. Когда вы слишком рассержены, дыхание сбивается, становится неровным, воздух не попадает в организм в достаточном количестве. От недостатка воздуха может возникнуть чувство «Я сейчас лопну». Так в народе говорят : «Чуть не лопнул от злости» (слайд 2)
Дыхательная гимнастика (фонограмма спокойной музыки )
Поэтому надо сразу же наладить дыхание, приручить злость. Делаем пять глубоких вдохов и выдохов. Прослеживаем, как воздух заполняет легкие, проникая все глубже, как вместе с выходом воздуха уходит негодование. Дыхательные упражнения это один из способов уменьшить свой гнев.
Упражнение «Расшифруй фразу»
Ваше следующее задание будет расшифровать фразу – один из способов как еще можно уменьшить свой гнев. Будем работать в парах. На каждую парту раздаю по таблице, в которой зашифрована фраза. Вам необходимо расшифровать ее по принципу соответствия букв цифрам. Например, найдите цифру 1 в первой таблице – ей соответствует буква (Д), а цифре 2? (помочь слабым ученикам начать выполнять задание).
Физкультминутка
Ребята, мы путешествуем на корабле, а на море бывает качка Встаньте со своих мест. Будем выполнять упражнения. Стало палубу качать! Правую ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем. Теперь меняем ноги. Левую ногу к палубе прижимаем, правую расслабляем.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Давайте посмотрим, насколько полно и правильно вы усвоили то, о чём мы сегодня говорили. Я предлагаю вам выполнить тест. Он состоит из 3 вопросов. После его выполнения вы сами себя проверите. (Когда все дети выполнили задание педагог показать слайд с правильными ответами.)
Вопросы теста:
1.У человека должны быть:
а) одни и те же эмоции
б) разные эмоции в зависимости от причин их вызвавших.
2.Воспитанный человек должен уметь:
а) уметь управлять своими эмоциями
б) уметь скрывать свои эмоции
3.Чтобы уменьшить свою злость и гнев, не обидев другого, можно:
а) глубоко подышать и посчитать до 10.
б) накричать на своего обидчика
в) вытереть ноги о коврик «злости» или послушать спокойную музыку.
Вот уже раздается сигнал с корабля. Нам нужно возвращаться обратно в школу. Сядьте поудобнее, закрываем глаза, представляем как мы плывем и ветер обдувает нас. Почувствуйте это. Мы плывем и нас покачивает из стороны в сторону.(фонограмма «Шум моря» )
Подведение итогов. Рефлексия .
-Зачем нужно контролировать свой гнев? В каких ситуациях вы сможете применять изученные приемы уменьшения гнева? Какой прием уменьшения гнева тебе больше понравился и ты сможешь применять в жизни?
3.1 Ритуал прощания
Ребята, мне приятно было с вами общаться и вы мне подарили хорошее настроение на целый день, даже на целую неделю. Я предлагаю поблагодарить друг друга за приятное общение. Я начну, а вы продолжите. Кидая мячик участнику, обращаемся со словами «……..мне приятно было сегодня с тобой общаться! В ответ сказать: «Спасибо ….., мне тоже!»