СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Коррекционно-развивающие упражнения в работе с детьми ОВЗ ФГОС НОО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке много упражнений ,которые нужны в работе для педагогов.

Просмотр содержимого документа
«"Коррекционно-развивающие упражнения в работе с детьми ОВЗ ФГОС НОО"»





Реферат на тему:

«Коррекционно-развивающие упражнения в работе с тяжело умственно отсталыми детьми».













Подготовила учитель Кукушкина Наталия Александровна,









Содержание


  • Введение…………………………………………………………...........стр. 1

  • Направления работы по развитию речевого общения………………..стр. 2

  • Правила организации подвижных игр………………………………...стр. 3

  • Пальчиковые упражнения……………………………………………..стр. 3

  • Сюжетные игры…………………………………………………………стр. 6

  • Дидактические игры……………………………………………………стр. 6-7

  • Ролевые, сюжетно - ролевые игры…………………………………….стр. 7

  • Театрализованные игры………………………………………………..стр. 7

  • Работа с картинками и картинами…………………………………….стр. 8

  • Экскурсии и прогулки…………………………………………………стр. 9

  • Развитие фонематического слуха……………………………………стр. 9-10

  • Развитие понимания речи……………………………………………стр.10-11

  • Развитие активной речи……………………………………………… стр. 12

  • Беседа как метод обучения общению……………………………….стр.12-13

  • Рассказ как метод обучения общению……………………………… стр. 13

  • Заключение…………………………………………………………… стр. 14

  • Приложение…………………………………………………………. стр.15-24

  • Литература…………………………………………………………. стр. 25





























Введение

В настоящее время  возросло число  учеников начальных классов, которые  в силу своих индивидуальных  психологических особенностей развития ,  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не  могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам.

Тяжело умственно отсталые дети не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности.

Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с тяжёлой умственной отсталостью . Ребенок с тяжёлой умственной отсталостью уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной  деятельности. Детям с тяжёлой умственной отсталостью свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о  недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму и математики.

У всех детей с тяжёлой умственной отсталостью наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости.

У детей с тяжёлой умственной отсталостью характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности.  Значительное отставание и своеобразие обнаруживается  в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности  таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих  учеников характерны - неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.

У младших школьников должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности  словаря и грамматического строя речи.

У детей с тяжёлой умственной отсталостью устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря,  приводит к дополнительным сложностям при обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом чтение детей характеризуется монотонностью, невыразительностью, замедленным темпом.

В письменной речи дети с тяжёлой умственной отсталостью делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.

В работе с тяжело умственно отсталыми детьми необходимы коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

В данной работе представлены различные направления работы по развитию речевого общения  детей с тяжёлой умственной отсталостью.

Общение – это не только произнесение слов. Понятие “общение” предполагает также умение слушать и понимать, умение наблюдать очередность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу.

На занятиях по развитию речи ребенок должен учиться не только говорить, но и слушать слова других людей. Ему  всегда следует давать время на ответ. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо подробно проанализировать, что к настоящему моменту ребенок уже умеет делать и начинать обучение с того уровня, который ему более всего подходит.

Особое значение для организации любых занятий имеют:

-       индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка;

-       комплексный подход к восприятию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);

-       психодинамическая разгрузка (чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности);

-       размытость границ между обучением и повседневной жизнедеятельностью.

Цель педагогов в работе с этими детьми – содействие развитию личности ребенка, его психологическая защита и воспитание доверия к миру. Поэтому к  педагогам предъявляются особые требования:

    -  всегда и везде соблюдать интересы учащихся;

    - защищать интересы учащихся;

    -  работать единой командой, не разделяя обучение и уход;

    - работать в сотрудничестве с родителями.

  Игра – основное средство развития общения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

 Основной формой работы по развитию речи являются занятия, проводимые в игровой форме, на которых ведущая роль принадлежит учителю.

Игра является основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс обучения умственно отсталого ребенка в школе. Усвоение детьми знаний, приобретение умений в игровой форме происходит гораздо лучше.

Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить неудачи, переживать успех. Игра предоставляет свободу в принятии самостоятельных решений, она способствует концентрации ребенка в течение продолжительного времени, это развлечение и расслабление, она вносит разнообразие в школьные будни, наконец, игра – это удовольствие для детей.

Игра – основной вид деятельности ребенка. Через игру он познает окружающий мир, в игре развивается его речь. Игра способствует развитию памяти, внимания, сообразительности, формированию личности ребенка, его общению и социализации в обществе.

Обучение ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вне зависимости от возраста. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами и игрушками, обыгрывать действия с ними.

При проведении игр с умственно отсталыми детьми учитель должен быть их активным участником. Он направляет ход игры и через неё воспитывает и обучает детей.

С умственно отсталым ребенком нужно все время общаться, развивая его наблюдательность, подражательность, внимание, память и речь. Не стоит давать ребенку много игрушек для самостоятельной игры, гораздо ценнее проводить с ним совместные игры.

Играя с куклой надо дать ей легкое для произношения имя. Называя части тела, лица куклы, необходимо сопоставить  их с частями тела и лица ребенка. При этом надо неоднократно возвращаться к повторениям. Играя с куклой, можно расширить познания ребенка, включая окружающие предметы, знакомя его с их цветом, формой, величиной.

  Правила организации подвижных игр.

  При организации подвижных игр следует учитывать необходимость смены игр – оживленных спокойными и наоборот. Важно принять во внимание предшествующее игре состояние ребенка. После малоподвижного занятия надо организовать более подвижную игру. В ходе самой игры необходимо чередовать моменты движений и отдыха.  В связи с тем, что для умственно отсталых детей школьного возраста нет специально подобранных  подвижных игр, учителю надо использовать игры для дошкольников и приспособить эти игры для тяжело умственно отсталых детей. Чем меньше возраст школьников, тем проще должны быть движения в игре.

Очень важно подбирать игры, доступные пониманию детей по своему содержанию и простые по исполнению. При организации подвижных игр необходимо учитывать сезонность и температуру дня. Перед началом игры следует заранее приготовить игровой материал. Объяснения, которые дает педагог во время игры, должны быть короткими и ясными. В одно занятие не следует проводить более двух игр. В процессе игры дети могут просто побегать. Постепенно с развитием детей игры усложняются. Усложнением может служить увеличение расстояния для пробега, увеличение числа играющих, введение в игру каких-то новых предметов.

Примеры подвижных игр для умственно отсталых детей представлены в приложении 1.

Пальчиковые упражнения.

  Игры, в которых используются разные движения пальцев, занимают совершенно особое место среди детских игр. Проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга занимает более трети общей площади и очень близка к моторной речевой зоне. Этим объясняется стимулирующее воздействие тренировки мелкой моторики руки на речевое развитие ребенка. Пальцевые игры оказывают также заметное влияние на общее психофизическое развитие, помогают ребенку сформировать образ “телесного Я”, приобрести навыки невербального общения.

Уровень развития речи детей находится также в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это неговорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

         Учитывая влияние движений пальцев рук на деятельность головного мозга, т.е. на стимуляцию развития психических функций, особенно речевых, рекомендуется в каждое занятие по развитию речи для умеренно и тяжело умственно отсталых детей вводить пальцевые игры.

Умственно отсталый ребенок не умеет играть, его нужно научить этому, поиграть с ним. Игры с ладошками, пальчиками помогают организовать и привлечь к себе как отдельных детей, так и всю группу. Такие игры, как “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”, “Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять” и другие, дети хорошо воспринимают и с удовольствием в них играют.

Игры с пальчиками может быть использована и в форме развлечения, и для закрепления у детей знаний, бытовых навыков и навыков общения.

Играть с пальчиками можно, надевая на пальцы головку куклы.

Примеры пальчиковых игр представлены в приложении 2.

Сюжетные игры.

Обучая ребенка сюжетной игре, надо начинать с таких игрушек, которые могут заинтересовать ребенка. Это главным образом легко приводимые в движение игрушки.

В занятиях по развитию навыков общения могут использоваться сюжетные игры: “Оденем куклу”, “Накормим куклу”, “Кукла идет гулять” и др. В игре “Накормим куклу” должен точно повторяться процесс обеда самого ребенка. Эта игра может быть в различных вариантах, например, “Мы кормим куклу”, “Кукла пришла в гости”. Но при всех вариантах названий игры и её проведения процесс пользования столом и посудой должен оставаться неизменным. Когда дети будут хорошо знать предметы, связанные с питанием, в порядке игры можно что-либо менять.

Игра с сюжетной игрушкой позволяет расширять навыки ребенка, его умения.

Поиграв, дети должны привыкнуть приводить место для игры в порядок, убирать игрушки.

Дидактические игры.

  Дидактическая игра широко используется учителем в работе с умеренно и тяжело умственными отсталыми детьми главным образом как игра обучающая. Не менее важна дидактическая игра и как средство воспитания. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на различных занятиях.

Применение дидактических игрушек требует от педагога тщательного обдумывания возможностей детей и способов использования каждой игрушки. Обучая игре, педагог играет с каждым ребенком в отдельности, а затем и со всеми вместе. После многократного повторения дети начинают играть самостоятельно.

К дидактическим игрушкам относятся пирамидки, грибки, шары, кольца, разрезные и парные картинки и т.д.

Все дидактические игры, с которыми учитель знакомит детей, способствуют развитию сообразительности, памяти, внимания, развивают речь детей.

Для детей с умственной отсталостью можно использовать в играх парные картинки, когда одну из двух одинаковых картинок разрезают на части и затем из этих частей складывают картинку по имеющемуся образцу.

Игры с пирамидками служат развитию координации движений рук ребенка, являются упражнениями в различении цветов, позволяют сравнивать величину колец.

Очень много разнообразных игр можно организовать и с природными материалами. Например, игры с песком очень любят дети. Легко привыкают играть с песком и умственно отсталые дети. Они могут рисовать на песке, лепить из песка фигуры.

Игры с природными материалами практически знакомят детей с их свойствами: сыпучестью сухого песка и свойствами сырого песка, водой теплой и холодной.

Примеры дидактических игр представлены в приложении 3.

Ролевые, сюжетно-ролевые игры.

 В процессе ролевых игр дети воссоздают цепочки игровых действий, связанных с определенной ролью. Примерами таких игр могут быть игры “Врач”, “Учитель”, “Мама”.

Сюжетно-ролевые игры – это согласованное выполнение детьми ролевых действий в соответствии с сюжетом. Сюжетно-ролевые игры направлены на воспроизведение отношений между людьми.

Примеры сюжетно-ролевых игр представлены в приложении 4.

Театрализованные игры.

 Эти игры предполагают наличие сцены и зрителей:

- режиссерские игры (ребенок разыгрывает свой собственный сюжет, выступает в роли и режиссера и актера);

- игры-драматизации (ребенок играет в соответствии с ролью, имитирует движение персонажей), например: “Репка”, “Теремок” и др.);

- кукольный театр (ребенок передвигает фигурки плоскостного, пальчикового, кукольного театра в соответствии с ролью;

- теневой театр.

Работа с картинками и картинами.

Прекрасным пособием по развитию речи служат картины и картинки. Работа с картинками начинается после того, как дети уже знают ряд предметов и их названия. Картинки могут изображать хорошо знакомые предметы: животных, детей, взрослых, их действия. Они подбираются таким образом, чтобы их можно было соотнести с окружающей обстановкой.

Для работы рекомендуется подготовить следующие комплекты картинок:

Однопредметные картинки: картинки с изображением одного предмета – из одежды, мебели, посуды, овощей, животных.

Элементарно-сюжетные картинки:например, мальчик сидит на стуле, собака ест, девочка несет тарелку и др.

Раздаточные картинки: те же предметные картинки, такого же или меньшего размера, с теми же изображениями, служащие для раздачи их детям во время занятий.

Предметные картинки используются для работы в младших классах, сюжетные – в более старших.

Работа с картинками позволяет научить ребенка узнавать предмет, которого нет в комнате, позволяет по изображению найти предмет, находящийся в комнате. Так, например, педагог показывает картинку с нарисованным столом и просит назвать предмет; или называет предмет, которого нет в комнате, и просит детей найти этот предмет на картинке.

При использовании картинки с простым сюжетом беседа усложняется. Если в начале школьного обучения дети просто называют предмет, то позднее кроме предмета дети должны назвать и действие, совершаемое этим предметом.

Картинки следует выдавать и для самостоятельного рассматривания. Детям раздается по одной, а впоследствии и по несколько картинок. Ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что нарисовано на ней. Для рассматривания сначала даются однопредметные картинки. Когда ребенок научится рассказывать о своей картинке, можно переходить к сюжетной картинке. Приучить детей рассматривать картинки – трудное дело. Поэтому первое время педагог должен уделить внимание каждому ребенку в отдельности, чтобы научить его внимательно рассматривать картинку и говорить, что на ней изображено.

Вопросы по картинке нужно ставить короткие и ясные. Не надо задавать вопросов о тех деталях рисунка, которые изображены неясно и нечетко.

В процессе использования картинок для развития детей рекомендуется игра в детское лото.

Вариантов работы с картинками очень много. Главное, чтобы рассматривание картинки вызывало у умственно отсталого ребенка эмоции, а ее объяснение сопровождалось речью, короткими предложениями, что активизирует его внимание и понимание действий, изображенных на картинке. Эти приемы, в свою очередь, способствуют развитию у умственно отсталого ребенка желание активного общения.

Экскурсии и прогулки.

  Важное значение в развитии коммуникации имеют экскурсии на природу, в общественные места (в магазин, на почту), а также привлечение детей к участию в школьных и домашних делах, посильном приготовлении пищи, уборке квартиры. При этом все предметы и действия следует обязательно обозначать словами, жестами, мимикой.

         Дети многое узнают об окружающем мире и учатся общению во время прогулок и экскурсий. Необходимо только помнить, что прогулка совершается с умственно отсталыми детьми и поэтому цель прогулки должна быть ясной, объем новых знаний должен быть ограничен.

Целевые прогулки, как правило, надо начинать с  ближайшего окружения: знакомство с двором  или частью двора, прогулка в сад, по улице и т.д.

Содержание целевой прогулки меняется в зависимости от времени года. После окончания прогулки проводится итоговая беседа о том, что дети видели и что узнали. При этом беседа охватывает основную цель прогулки. Во время целевых прогулок собирается необходимый иллюстративный материал: ветки деревьев, листья, цветы и т.п. Этот материал используется для украшения класса или в качестве пособия – например, для наблюдения за распусканием почек.

Во время прогулки детей знакомят с территорией школы, с улицей, садом, рекой, полем, лесом и т.д.

Зимой дети наблюдают снег и снежинки, замерзание воды в лужах – образование льда; весной – таяние снега, образование луж и ручейков.

Целевые прогулки приучают детей к взаимопомощи, организованности, вниманию друг к другу, способствуют развитию наблюдательности, внимания и памяти.

Развитие общения умственно отсталых детей при обучении речи.

Обучение вербальному общению (речи) умеренно и тяжело умственно отсталых складывается на начальном этапе из следующих задач:

-       научить ребенка слушать речь педагога;

-       научить понимать слова педагога;

-       научить ребенка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;

-       научить ребенка называть простейшие действия с предметами.

Развитие фонематического слуха.

Работе по развитию у умственно отсталых учащихся фонематического слуха предшествует формирование у них умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. На экскурсии, во время прогулки учитель предлагает детям послушать шуршание листьев под ногами, шелест падающей листвы, передать его звуками: “Ш-ш-ш”. Необходимо слушать и различать голоса птиц, животных, различать звуки транспорта. Можно провести игру “Кто услышит больше звуков?”, или “О чем говорит улица?”.

Развитию внимания к звукам окружающей действительности способствует чтение учителем стихотворений, загадок, в которых передаются голоса животных.

 Например:

Кто на елке, на суку

Счет ведет: “Ку-ку… ку-ку”?

Рано-рано поутру

Пастушок: Ту-ру-ру-ру.

А коровки в лад ему

Затянули: Му-му-му.

 Все звуки, имитирующие голоса животных, учитель должен выделять голосом, интонацией и обязательно требовать повторения их учащимися.

Развитие фонематического слуха должно проводиться в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. Формирование слухового восприятия способствует коррекции произношения у детей, у которых это нарушение связано с недостатком фонематического слуха.

Занятия по развитию речи начинаются с приучения ребенка слушать речь педагога. Этот первый шаг очень труден и от него зависит многое в работе с детьми. Если учитель ласков и тактичен с детьми – внимание детей ему обеспечено.

Развитие понимания речи.

  Развивая вербальное общение, необходимо решать одновременно две задачи: развивать у детей понимание речи и формировать у них  навыки активного использования её в коммуникативных целях. При этом развитие пассивной речи, т.е. понимание, опережает становление активной речи.

Для развития у ребенка понимания речи требуется:

-       взаимодействие ребенка с объектами: другим лицом, предметами;

-       выполнение словесных поручений взрослого;

-       понимание речи как акта общения, ее активное восприятие и ответ.

Инициатива такого общения должна исходить от взрослого. Однако, ребенок в процессе общения не пассивен – наоборот, восприятие речи является активным процессом. У детей с умственной отсталостью знания  об окружающем мире и предметах оказываются обедненными, поверхностными, а часто совсем отсутствуют. Поэтому развитию понимания речи необходимо придавать большое значение на протяжении всего обучения.

Понимание речи у умеренно и тяжело отсталых детей развивается при активном участии взрослых. В разговоре с детьми следует употреблять простые, понятные им слова. Предложения нужно строить просто и правильно, произносить их медленно и отчетливо.

Обучение пониманию смысла речи включает развитие умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции: называть свое имя и фамилию; называть имена и отчества своих родителей; применять слова “здравствуйте”, “до свидания”, “спасибо”.

Необходимо научить ребенка отвечать на вопросы “кто это?”, “что это?”.  Ребенок должен научиться классифицировать предметы по наглядному образцу, знать обобщающие слова.

Даже в тех случаях, когда ребенок не говорит, с ним необходимо проводить работу по развитию речи. Для такого ребенка развитием речи будет понимание обращенной к нему речи, понимание поручений, понимание слов – названий предмета и слов – названий действий с предметами.

Для неговорящих детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, в том числе лепетную. У этих детей не нужно требовать называть свою фамилию, имена и отчества знакомых, родителей. Они должны по произнесенной фамилии уметь показывать друзей, по просьбе показывать части тела и лица, предметы, находящиеся в комнате. Таких учащихся нужно просить повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы.

Для понимания детьми смысла слов полезно на всех предметах обихода прикрепить таблички с написанными печатным шрифтом названиями (стол, стул, шкаф и т.д.) Показывая табличку, следует произносить написанное на ней слово и указывать рукой на предмет, который оно обозначает. Для проверки понимания слова нужно спросить, где находится данный предмет, попросить показать его.

Для того, чтобы научить умственно отсталых детей вербальному общению, необходимо научить их правильно произносить и употреблять слова, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом. Для этого необходимы специальные систематические занятия по развитию речи. Каждое такое занятие должно быть посвящено одной какой-нибудь теме. При этом количество новых слов, сообщаемых на одном занятии, должно быть ограничено.

Общей задачей обучения развитию речи является создание предметной  речи, обучение детей словам – названиям предметов окружающего мира, словам – названиям действий с предметами. Ребенка нужно научить произносить слова и короткие предложения. Эти слова и предложения должны иметь практический смысл, быть связаны с жизнью ребенка, с его действиями с предметами.

Развитие активной речи.

  Чем бы ни занимался ребенок, необходимо обращать внимание на его речь. Речь формируется в деятельности, в неразрывной связи с  остальными психическими процессами. Нужно, чтобы ребенок старался рассказывать что он делал, что видел и т.д. Объясняя ребенку смысл новых слов, можно вводить в свою речь новые слова, проследив за их правильным употреблением и произнесением. Постепенно новые слова войдут в активную речь ребенка, обогатив ее, облегчив общение с окружающими. Ребенок сможет пользоваться речью для получения новой информации.

В дальнейшем учитель должен формировать речевую деятельность ребенка, обучая его правильному построению фразы. С этой целью организуются беседы на основе проведенных экскурсий, в процессе наблюдений и т.д. Таким образом формируется диалогическая речь, умение отвечать, спрашивать, выслушивать указания, советы учителя.

К другим методическим приемам обучения умственно отсталых школьников правильной речи относятся такие ее виды, как сопряженная, отраженная и хоровая речь с движением.

При сопряженной речи ученик вместе с учителем произносит ранее сказанную фразу, при отраженной – ученики самостоятельно повторяют услышанное предложение. Эти приемы способствуют формированию у детей неторопливого темпа, правильной артикуляции и дикции, соблюдению пауз, логического ударения.

Хоровая речь тоже дает положительные результаты в укреплении неторопливого темпа и определенного ритма высказывания. ЕЁ лучше использовать для работы с небольшими группами учащихся, чтобы учитель мог услышать каждого ребенка. Хоровая речь должна быть легкой, плавной, четкой и сохранять свою выразительность.

Беседа как метод обучения общению.

  Важную роль в общении играет беседа – совместное обсуждение материала с педагогом. Обсуждать  можно план будущей или итоги выполненной работы, результаты наблюдений, сделанных учащимися во время экскурсии. Беседу можно использовать для закрепления знаний и для осмысления учащимися нового учебного материала (А.Р. Маллер).

В беседу с учащимися помимо вопросов “кто?”, “что?” и т.д.,  требующих простой констатации фактов или событий, следует обязательно включать вопросы “зачем?”, “почему?”, что способствует образованию элементарных причинно-следственных связей.

В самом начале обучения умственно отсталых детей очень важно соблюдать общедидактические требования к постановке вопросов.

-        Вопросы задаются всему классу, чтобы привлечь внимание учащихся, научить их слушать и понимать обращенную к ним речь.

-        Учащимся дается время на обдумывание ответа.

-        Вопросы не должны предполагать односложного ответа (“да” или “нет”).

-        Нельзя задавать вопросы, которые требуют двойного ответа (например: “Какие съедобные и несъедобные грибы вы знаете?”).

Для формирования у учащихся с нарушением интеллекта правильного речевого высказывания следует соблюдать и такое требование, как необходимость на первых порах включать в вопрос почти  все слова, которые войдут в ответ ученика, чтобы облегчить ему задачу правильного построения фразы.

Необходимо добиваться, чтобы учащиеся не отвечали односложно, а давали правильный, полный ответ.

В развитии общения особую роль играет объяснение. Объяснением пользуются при ознакомлении учащихся с новыми словами, а также с некоторыми правилами поведения в общественных местах. Во время практической деятельности учащимся объясняют, как поступать в тех или иных случаях, каким образом совершить действие (А.Р. Маллер).

Рассказ как метод обучения общению.

Рассказ педагога всегда сопровождается демонстрацией наглядных пособий и самостоятельными работами учащихся, что способствует преодолению трудностей, возникающих при усвоении знаний.

         Чтобы воспитанники могли воспринимать учебный материал со слов педагога, к рассказу как методу обучения предъявляются следующие требования (А.Р. Маллер).

-       Объем учебного материала в рассказе должен быть оптимальным для детей данного года обучения.

-       Новый материал следует связывать с уже имеющимися у учащихся знаниями, особенно с теми, которые были получены на основании собственного практического опыта или наблюдений.

-       Время рассказа должно быть непродолжительным.

-       Рассказ должен быть ясным, четким и эмоциональным.

-       Речь педагога должна быть правильной, простой, без непонятных детям выражений.

Сопровождение рассказа педагога действиями игрушечных персонажей, взятых из жизни, оживляет рассказ  и привлекает внимание детей.

Разучивание стихов, потешек и песен занимает важное место в развитии речи умеренно  и тяжело умственно отсталого ребенка. В процессе разучивания тренируется его память, развивается речь. В начале обучения стихотворения, песни, разучиваемые детьми, должны быть небольшими и простыми по содержанию.














Заключение.

В заключение следует сказать, что общение должно стать важной частью всех взаимоотношений умеренно и тяжело  умственно отсталых школьников со сверстниками и взрослыми людьми. Люди, которые их любят и которых любят они, могут многому научить их, получив при этом удовлетворение и массу удовольствия от общения. Использование при обучении игровых методов создает благоприятные условия для формирования у детей таких важных для становления учебной деятельности качеств и состояний, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, и в том числе различных способов самоконтроля и самооценки.































Приложение 1.

    Примеры подвижных игр для умственно отсталых детей.

Подвижная игра “У медведя во бору”.

         Дети становятся в круг, в центре – ребенок в маске медведя. Дети водят хоровод и поют:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит, Все на нас глядит,

А потом как зарычит

И за нами побежит.

Дети разбегаются.  “Медведь” рычит и пытается поймать кого-нибудь из детей. Пойманный ребенок становится “медведем”, игра повторяется.

 

Подвижная игра “Заинька”.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так, и ушами шевелит.

(Дети приседают на корточки и шевелят пальцами, приставленными к ушам.)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть.

(Встают и хлопают в ладоши.)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок, надо зайке поскакать.

(Прыгают на месте или передвигаются прыжками вперед.)

 

Подвижная игра “Огуречик”.

Цель: учить детей совместно выполнять упражнения под музыку.

Педагог выбирает “огуречик”, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик,

Ты совсем как человечек.

Мы тебя кормили, Мы тебя поили,

На ноги поставили,

(Подходят к “огуречику” и поднимают его.)

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

“Огуречик” танцует, дети хлопают в ладоши. После танца “огуречик” выбирает на свое место другого ребенка, и игра продолжается.

 Подвижная игра “Нам не тесно”.

Цель: учить детей, как избегать ссор, вести себя прилично, не толкаться, считаться друг с другом.

Игра проводится во время прогулки. Педагог чертит на земле линию и говорит:

- Это будет наш дом. Отсюда наши ножки побегут по дорожке, а куда они побегут, сейчас покажут.

         Педагог отходит от детей на расстояние 20-25 шагов и проводит на земле черту, параллельную первой. Затем он помогает детям построиться у первой (стартовой) линии и произносит слова, под которые они будут выполнять игровые действия.

Ножки, ножки

Бежали по дорожке.

Бежали лесочком.

(Дети бегут по направлению ко второй линии.)

Прыгали по кочкам:

Прыг-скок, прыг-скок.

Прибежали на лужок,

Потеряли сапожок.

(Дети прыгают на двух ногах, приближаясь к педагогу. С последним словом останавливаются, приседают на корточки и поворачиваются то в одну, то в другую сторону, будто ищут сапожок.)

-Нашли сапожок! – говорит педагог, и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала.

Все игровые действия выполняются детьми одинаково и одновременно. Это имеет двойной смысл. Во-первых, двигаясь вместе (шеренгой) в ограниченном пространстве и в одном направлении, дети учатся не толкаться, считаться друг с другом. Во-вторых, подражание друг другу становится средством игрового общения. Все это сближает детей между собой и со взрослыми.

         В ходе игры необходимо помогать детям соблюдать правила, особенно когда требуется выполнять согласованные движения в ограниченном пространстве, что для умственно отсталых детей затруднительно.

 Подвижная игра “Найди свою пару”.

         Цель: закреплять навык определения различий между мальчиками и девочками.

         Педагог делит мальчиков и девочек по парам. Они встают друг за другом, держась за руки. Звучит музыка. Дети отпускают руки и разбегаются по комнате. По сигналу педагога все девочки и мальчики должны найти свою пару. Те мальчик и девочка, которые первыми успели найти друг друга и взяться за руки, получают поощрительный приз.

         Игру можно повторять 3 – 4 раза.





Приложение 2.

 Примеры пальчиковых игр для умственно отсталых детей.


 “Пальчики в лесу”. 

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять:

Держат перед собой левую руку ладонью к себе.

Этот пальчик гриб нашел,

Загибают мизинец левой руки.

Этот пальчик чистил стол,

Загибают безымянный палец.

Этот пальчик резать стал,

Загибают средний палец.

Этот пальчик жарить стал,

Загибают указательный палец.

Этот сел - все съел,

Оттого и потолстел.

Загибают большой палец.

 

Белка”.

Сидит белка на тележке,

Дети выполняют ритмическое покачивание сжатыми в кулак пальцами, затем поочередно поднимают пальцы рук, начиная с большого.

Продает она орешки

Лисичке-сестричке,

Воробью,

Синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.


Ёжик и мышка”.

Бежит ежик по дорожке,

Ножками стучит

Указательным и средним пальцами правой руки быстро перебирать (бежать) по столу.

Иголками шевелит: тихо, тихо, тихо…

Пошевелить всеми пальцами.

Бежит маленькая мышка,

Ёжик её цап! – и поймал.

А сам побежал в норку,

клубочком свернулся

и спать лег.

Указательный и средний пальцы левой руки “бегут ” по столу, правой рукой накрыть левую. Левую руку спрятать за спину, правый кулачок крепко сжать и перевернуть.





Веселые пальчики”.

Цель: дать возможность детям убедиться в широких возможностях пальцев своих рук через прочувствование мышечных ощущений.

         Педагог рассматривает на своей руке пальцы, говоря: “Это большой палец, а этот меньше, а этот совсем маленький – мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья. Послушайте потешку про эти пальчики”.

         Дети вслед за педагогом поочередно загибают пальчики рук.

Педагог, поочередно загибая пальцы, говорит:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Остался одни большой палец. Обращаясь к нему, педагог говорит:

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

После небольшой паузы, разгибая все пальцы и поднимая вверх руку, педагог весело заканчивает.

Встали пальчики! Ура!

В школу нам идти пора.

 “Скакалка”. 

Пальцы на обеих руках сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Делать круговые движения большими пальцами ритмично с большой амплитудой сначала в одну сторону, потом в другую.

 

Я скачу, я верчу

Новую скакалку,

Захочу, обскачу

Галю и Наталку.

Ну-ка раз, ну-ка два,

Посреди дорожки,

Да бегом с ветерком,

Да на правой ножке.

Я скачу, я верчу

Новую скакалку,

Я скачу, я учу

Галю и Наталку.

Ну-ка раз, ну-ка два,

Учатся сестрички.

За спиной день-деньской 

Прыгают сестрички.

 


Братцы’.

 Пошли два братца

Вместе прогуляться,

А за ними еще два братца.

Ну, а старший – не гулял,

Очень громко их позвал.

Он за стол их посадил,

Вкусной кашей накормил.

Ладонь положить на стол, пальцы соединить. Раздвинуть в стороны две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем – средний и указательный. Большим пальцем “звать”братьев и “кормить”кашей.

 “Моя семья”.

 Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка

Вот деточка моя,

А вот вся семья.

 Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов “А вот и вся семья” второй рукой обхватить весь кулачок.

 “Наш малыш”. 

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с  большого пальца.

 “Здравствуй, дружок!” 

Здравствуй, дружок!

Здравствуй, дружок!

 

Сгибается указательный палец правой руки.

Как живешь?

Хорошо!

Сгибается указательный палец левой руки.

 

Обнялись,

Зацепились друг за друга,

Сцепить указательные пальцы.

Поцеловались,

Постучать кончиками указательных пальцев.

 

Стукнулись,

Постучать указательными пальцами друг о друга.

 

Разбежались.

Движение правой рукой влево, левой – вправо.

 





































 Приложение 3.

Примеры дидактических игр для умственно отсталых детей.

Игра  ‘Чудесный мешочек’.

Цель: научить детей узнавать овощи на ощупь.

Педагог складывает в мешочек, предварительно показав детям, муляжи овощей, затем вызывает детей по одному и предлагает на ощупь определить и назвать овощи. Дети нащупывают в мешочке по одному и, узнав овощ достают его и показывают остальным. Педагог задает вопросы, касающиеся характерных признаков овощей.

 Игра “Определи на вкус”.

Цель:научить детей определять овощи на вкус.

Педагог вызывает детей, завязывает им глаза и дает попробовать кусочек огурца, моркови, лука и т.п. Дети должны назвать, что они едят.

 Игра “Мой день”.

Цель: развивать у детей умение видеть и понимать свой внешний и внутренний мир.

Дидактический материал:  картинки с изображением поведения детей в быту, их игр , карандаши, фломастеры.

         Педагог предлагает детям послушать стихотворение “Мой день”.

Утром я проснулся сам,

Утром я оделся сам,

А потом умылся сам,

Съел свой завтрак тоже сам.

Днем я прогулялся сам

И домой вернулся сам.

Дома поиграл я сам,

Книжку почитал я сам,

Вечером разделся сам,

Спать улегся в тишине…

Увидал звезду в окне.

Не скандалил и не хныкал.

Вот и все. Спасибо мне!

Педагог спрашивает детей, как они ведут себя дома и что умеют делать самостоятельно. Просит рассказать плохо или хорошо вел себя мальчик в стихотворении и как бы они вели себя. Затем педагог предлагает детям нарисовать, как они ведут себя дома.

Игра “Кто больше назовет действий’.

Цель:  учить детей соотносить действия людей с их профессией.

Педагог называет профессию и по очереди бросает мяч детям. Ребенок, поймавший мяч, называет только одно действие, связанное с данной профессией. Если ребенок не может ответить, он ударяет мячом в пол, ловит его и бросает обратно.

Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточни понимание детьми слов, используемых в различных профессиях при обозначении действий. Затем говорит:

- Дети, я работаю в школе учителем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Она врач. Это её профессия. Как вы думаете, какая профессия у Евгении Константиновны, которая готовит нам обед? (Дети отвечают: “Повар”.) Каждый человек, имея профессию, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают).)

Сейчас мы поиграем с вами в игру: “Кто больше назовет действий?” Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии.

 Игра “Какая бывает погода?”

Педагог. Дети, у меня на доске картинки. Сейчас я буду читать небольшие стихи о погоде в разное время года, а вы должны показать мне картинку об  этом времени года.

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

Педагог. Вы должны показать картинку, на которой можно видеть, как идет снег. Это бывает зимой.

Дождик, дождик, поливай – будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

(Дети показывают картинку с дождем. Это бывает осенью.)

Вышел я на лужок, очень солнышко жжет –

Стала моя кожица краснеть и ежиться.

(Дети показывают картинку с солнышком. Это бывает летом.)

Такой мороз! Такой мороз! Берет за нос, дерет до слез.

Такой мороз трескучий! Пристал, пристал, прискучил.

(Дети показывают картинку о морозе. Это - зима.)















Приложение 4.

Примеры сюжетно-ролевых игр для умственно отсталых детей.

  Сюжетно-ролевая игра “Наши прически’.

Цель: формировать у детей понятие о такой детали внешнего вида, как прическа; развивать фантазию, воображение.

Дидактический материал: сюжетные и предметные картинки; принадлежности для ухода за волосами; расческа, заколки, резиночки, бантики; зеркало.

         Педагог вместе с детьми рассматривает и обсуждает картинки, на которых изображены мальчики и девочки с различными прическами и цветом волос. Педагог рассказывает детям о разной длине  волос, цвете волос, деталях и особенностях причесок. Дети угадывают, на каких картинках художник изобразил мальчика, на каких – девочку.

Короткая стрижка…

Длинная стрижка…

Но кто здесь

Девчонка?

И кто здесь

Мальчишка?

         После небольшой беседы и чтения стихотворения педагог приглашает мальчика и девочку выступить в роли парикмахера. Двое других ребят соглашаются сделать у них новую прическу. Все девочки садятся вокруг маленького парикмахера-девочки и помогают ей делать прическу мальчику. Мальчики соответственно образуют свой салон, чтобы сделать новую прическу девочке.

         В конце игры все дети обсуждают результаты работы новых парикмахеров.

 Сюжетно-ролевая игра “День рождения’.

 Цель: обучить детей правильным формам общения друг  с другом, умению дарить и принимать подарки, хорошим манерам.

Подготовка к игре. На занятиях, предшествующих данной игре, проводится беседа, в ходе которой выясняется, у кого и когда день рождения, как отмечают такие праздники  (преподносятся  подарки, приглашаются гости, пекутся или покупаются торты, пирожные). После этого дети рассказывают о своем дне рождения или о дне рождения своего друга, на котором они присутствовали. Затем педагог сообщает, что через несколько дней будет отмечаться день рождения одного из ребят. Перед игрой обсуждается,  что можно подарить на день рождения. Дети готовят подарки: лепят из пластилина, вырезают забавные фигурки, делают аппликации или вышивки и т.д.  Виновник торжества приглашает детей на день рождения – свой или своей куклы.

Оборудование: Нарядная кукла, чайная посуда, угощение (настоящее или изготовлено из пластилина, бумаги), подарки.

Роли: Хозяйка дома, которая отмечает день рождения своей дочки (куклы Оли), гости.

Сюжет игры.

Педагог. Ребята, сегодня особенный день. Мы отмечаем день рождения куклы Оли. Пусть будет все как полагается в день рождения: хозяйка накроет праздничный стол. Разные сласти мы уже приготовили. Придут гости с подарками для Оли. Каждый должен развернуть свой подарок и рассказать, как он его сделал. Хозяйка поблагодарит всех и будет угощать. Гости поедят и похвалят хозяйку за отличное угощение, а дочку Олю – за хорошее поведение.

Ход игры.

Педагог. У куклы Оли день рождения! Вот подарки, угощения. Таня, у твоей дочки день рождения. Ты её нарядила? А  теперь накрывай праздничный стол. Скоро придут гости.

Таня усаживает на стульчик нарядную куклу и говорит, обращаясь к ней: “Олечка, у тебя сегодня день рождения! Сейчас придут гости. Посиди тихо!”

Таня накрывает праздничный стол.

Дети-гости выходят за дверь. Берут с собой завернутые в бумагу подарки – собственные поделки.

Стук в дверь.

Таня. Войдите!

Первый гость. Здравствуйте!

Таня. Здравствуйте!

Гость. Поздравляю вас и вашу Олечку с днем рождения. Я принес для нее подарок (подает).

Таня. Спасибо! Какой красивый букет.

Снова стук.

Таня. Войдите! Здравствуйте!

Второй гость: Здравствуйте1 Я дарю Олечке рисунок. Эту собачку я рисовал сам. Сначала с нарисовал голову, потом туловище, лапы, а потом хвостик. Затем я ее раскрасил.

Таня. Спасибо. Рисунок очень хороший. Я повешу его на стену над Олечкиной кроватью.

Третий гость. Поздравляю Олю с днем рождения! Я дарю ей тюльпаны. Эти цветы я сделала сама. Сначала вырезала лепестки цветка и склеила их. Затем из проволоки сделала стебель, обернула его зеленой бумагой и к стеблю прикрепила цветы.

Таня. Спасибо! Тюльпаны совсем как настоящие.

Гость. Давайте их поставим в вазу.

Когда все гости вручат подарки, хозяйка приглашает их к столу. Гости рассаживаются. Хозяйка разливает чай и раскладывает угощение по тарелкам.

Таня. Попробуйте торт. Я его сама пекла.

Первый гость. Торт очень вкусный!

Второй гость. Я люблю торт с кремом. Здесь крем сладкий.

Третий гость. Очень вкусное пирожное.

Таня. Вам налить еще чаю?

Первый гость.Да, пожалуйста!

Второй гость. Нет, спасибо!

Таня. Возьмите яблоки, пожалуйста.

Гости оценивают каждое блюдо, благодарят за угощение хозяйку, желают ей и её дочке и прощаются.





































Литература.

Бондаренко Н. К. Дидактические игры в детском саду.

Бондаренко Н.К. Воспитание детей в игре.

Гуровец Г. В. Коррекционно - развивающие игры как метод обучения специальной педагогике.

Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры.

Катаева А.А., Стребелёва Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении школьников с отклонением в развитии.