Просмотр содержимого документа
«Коррекционное логопедическое занятие по формированию звукопроизношения и подготовке детей 4-5 лет к грамоте. Тема: Звук [а]»
Звук А для детей средней группы
Подготовила:
учитель-логопед
Ручко Светлана Михайловна
Цели:
- Знакомить детей со звуком [а] и его акустико-артикуляционной характеристикой, условным обозначением и символом;
- Учить выделять звук [а] на слух и в произношении из ряда других гласных, из ряда слогов, из начала слов;
- Формировать у детей понятие «гласные звуки»;
- Упражнять в различении высоты, силы, тембра голоса на материале звука [а];
- Развивать умение отгадывать предметы по их определению (с опорой на предметные картинки);
- Способствовать развитию мышления в процессе классификации предметов по заданному признаку;
- Обогащать словарный запас детей лексикой на звук [а];
- Учить соотносить количество произносимых звуков [а] с количеством заданных предметов, используя приём «столько-сколько»;
- Упражнять в умении находить местоположение предмета с использованием предлогов «между», «под», «над» и пространственных наречий «справа», «слева» посредством корректурной таблицы;
- Учить подбирать слова на звук [а] с опорой на предметные картинки (по тематическому принципу);
Упражнение «Отгадай» Незнайка приготовил вам загадки:
- Этот человек лечит больных зверей». (Айболит)
- Это прозрачный стеклянный домик для рыбок. (Аквариум)
- Этот фрукт круглый, оранжевого цвета, растёт в жаркой Африке. (Апельсин)
- Он растёт в огороде, полосатый большой, когда спелый – красный внутри. (Арбуз)
- Крупная хищная морская рыба с очень острыми зубами и мощными челюстями. (Акула)
- Это транспортное средство для перевозки пассажиров и багажа, в котором есть сиденья и поручни. Чтобы проехать в нём надо купить билет. (Автобус)
- О каком предмете забыл Незнайка? Придумайте о нем загадку сами .
- С какого звука начинаются эти слова?
- Ответьте на вопросы:
- Назовите съедобные предметы. Назовите круглые предметы. Назовите хрупкие предметы. Назовите живые предметы. Назовите металлические предметы. Назовите опасные предметы.
Символ звука А Как плачет девочка? (А а а а…) Как врач просит показать горлышко? (А а а а…) Как поет певица? (А а а а…) Как девочка укачивает куклу? (А а а а…) Как кричит девочка, когда укололась иголкой (А!). Что говорит мальчик, когда берёт трубку? (Алё!) Что крикнул котёнок, когда упал в лужу? (Ай!)
Акустико-артикуляционная характеристика звука [А].
- Чтобы сказать звук [а], надо широко открыть рот и включить голос: ААА...
- Мешают ли губы, зубы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда мы говорим [а]? (Нет, не мешают).
- Звук [а] называют гласным потому, что его можно петь, тянуть и кричать, воздух свободно выходит из ротика, у него нет никаких преград на пути.
- Обозначать звук [а] будем красным цветом, потому что он «живёт» в красном домике со всеми гласными звуками.
Найдите лягушку, которая поёт звук А
Игра «Внимательные ушки» - Хлопните в ладоши, если услышите звук [а]:
о, у, о, а, ы, а, о, у, и, а, ы, о, а,…
ап, уп, оп, ам, ах , ух, их, ан…
азбука, осы, ангел, аист, утка, Игорь, арка, ива, Африка, Эля, утро, Аня, эхо.
Упражнение «Столько - сколько» - Произнесите звук [а] столько раз, сколько:
- Глаз у человека;
- Лап у собаки;
- Колёс у машины;
- Хвостов у собаки;
- Пальцев на руке;
- Фонарей у светофора;
- Фар у автомобиля;
- Рогов у коровы;
- Выходных дней в неделе;
Упражнение «Что (кто?) где находится?» - Назовите предметы на звук [А]. Что (кто?) находится справа от ананаса? Слева от апельсина? Между аистом и автобусом? Под аистом? Над антенной?
Упражнение «Назови фрукты на звук [а]» (Айва, абрикос, авокадо, алыча, ананас, апельсин)
Упражнение «Назови транспорт на звук [а]» (автобус, автомобиль, аэроплан, аэросани (гибрид саней и самолета)
Молодцы!