СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционное логопедическое занятие по формированию звукопроизношения и подготовке детей 4-5 лет к грамоте.  Тема: Звук [а]

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена мультимедийная презентация логопедического занятия по формированию звукопроизношения и подготовке детей 4-5 лет к грамоте.  Тема: Звук [а]

Просмотр содержимого документа
«Коррекционное логопедическое занятие по формированию звукопроизношения и подготовке детей 4-5 лет к грамоте.  Тема: Звук [а]»

Звук  А    для детей средней группы Подготовила: учитель-логопед Ручко Светлана Михайловна

Звук  А  для детей средней группы

Подготовила:

учитель-логопед

Ручко Светлана Михайловна

Цели: Знакомить детей со звуком [а] и его акустико-артикуляционной характеристикой,  условным обозначением и символом; Учить выделять звук [а] на слух и в произношении из ряда других гласных, из ряда слогов, из начала слов; Формировать у детей понятие «гласные звуки»; Упражнять в различении высоты, силы, тембра голоса на материале звука [а]; Развивать умение отгадывать предметы по их определению (с опорой на предметные картинки); Способствовать развитию мышления в процессе классификации предметов по заданному признаку; Обогащать словарный запас детей лексикой на звук [а]; Учить соотносить количество произносимых звуков [а] с количеством заданных предметов, используя приём «столько-сколько»; Упражнять в умении находить местоположение предмета с использованием предлогов «между», «под», «над» и пространственных наречий «справа», «слева» посредством корректурной таблицы; Учить подбирать слова на звук [а] с опорой на предметные картинки (по тематическому принципу);

Цели:

  • Знакомить детей со звуком [а] и его акустико-артикуляционной характеристикой, условным обозначением и символом;
  • Учить выделять звук [а] на слух и в произношении из ряда других гласных, из ряда слогов, из начала слов;
  • Формировать у детей понятие «гласные звуки»;
  • Упражнять в различении высоты, силы, тембра голоса на материале звука [а];
  • Развивать умение отгадывать предметы по их определению (с опорой на предметные картинки);
  • Способствовать развитию мышления в процессе классификации предметов по заданному признаку;
  • Обогащать словарный запас детей лексикой на звук [а];
  • Учить соотносить количество произносимых звуков [а] с количеством заданных предметов, используя приём «столько-сколько»;
  • Упражнять в умении находить местоположение предмета с использованием предлогов «между», «под», «над» и пространственных наречий «справа», «слева» посредством корректурной таблицы;
  • Учить подбирать слова на звук [а] с опорой на предметные картинки (по тематическому принципу);
Упражнение «Отгадай»  Незнайка приготовил вам загадки: Этот человек лечит больных зверей». (Айболит) Это прозрачный стеклянный домик для рыбок. (Аквариум) Этот фрукт круглый, оранжевого цвета, растёт в жаркой Африке. (Апельсин) Он растёт в огороде, полосатый большой, когда спелый – красный внутри. (Арбуз) Крупная хищная морская рыба с очень острыми зубами и мощными челюстями. (Акула) Это транспортное средство для перевозки пассажиров и багажа, в котором есть сиденья и поручни. Чтобы проехать в нём надо купить билет. (Автобус) О каком предмете забыл Незнайка? Придумайте о нем загадку сами . С какого звука начинаются эти слова? Ответьте на вопросы: Назовите съедобные предметы.  Назовите круглые предметы.  Назовите хрупкие предметы.  Назовите живые предметы.  Назовите металлические предметы.  Назовите опасные предметы.

Упражнение «Отгадай» Незнайка приготовил вам загадки:

  • Этот человек лечит больных зверей». (Айболит)
  • Это прозрачный стеклянный домик для рыбок. (Аквариум)
  • Этот фрукт круглый, оранжевого цвета, растёт в жаркой Африке. (Апельсин)
  • Он растёт в огороде, полосатый большой, когда спелый – красный внутри. (Арбуз)
  • Крупная хищная морская рыба с очень острыми зубами и мощными челюстями. (Акула)
  • Это транспортное средство для перевозки пассажиров и багажа, в котором есть сиденья и поручни. Чтобы проехать в нём надо купить билет. (Автобус)
  • О каком предмете забыл Незнайка? Придумайте о нем загадку сами .
  • С какого звука начинаются эти слова?
  • Ответьте на вопросы:
  • Назовите съедобные предметы. Назовите круглые предметы. Назовите хрупкие предметы. Назовите живые предметы. Назовите металлические предметы. Назовите опасные предметы.
          Символ звука  А   Как плачет девочка? (А а а а…) Как врач просит показать горлышко? (А а а а…)  Как поет певица? (А а а а…) Как девочка укачивает куклу? (А а а а…)  Как кричит девочка, когда укололась иголкой (А!). Что говорит мальчик, когда берёт трубку? (Алё!) Что крикнул котёнок, когда упал в лужу? (Ай!)

Символ звука А Как плачет девочка? (А а а а…) Как врач просит показать горлышко? (А а а а…) Как поет певица? (А а а а…) Как девочка укачивает куклу? (А а а а…) Как кричит девочка, когда укололась иголкой (А!). Что говорит мальчик, когда берёт трубку? (Алё!) Что крикнул котёнок, когда упал в лужу? (Ай!)

Акустико-артикуляционная характеристика звука [А]. Чтобы сказать звук [а], надо широко открыть рот и включить голос: ААА... Мешают ли губы, зубы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда мы говорим [а]? (Нет, не мешают). Звук [а]   называют гласным потому, что его можно петь, тянуть и кричать, воздух свободно выходит из ротика, у него нет никаких преград на пути. Обозначать звук [а] будем красным цветом, потому что он «живёт» в красном домике со всеми гласными звуками.

Акустико-артикуляционная характеристика звука [А].

  • Чтобы сказать звук [а], надо широко открыть рот и включить голос: ААА...
  • Мешают ли губы, зубы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда мы говорим [а]? (Нет, не мешают).
  • Звук [а]   называют гласным потому, что его можно петь, тянуть и кричать, воздух свободно выходит из ротика, у него нет никаких преград на пути.
  • Обозначать звук [а] будем красным цветом, потому что он «живёт» в красном домике со всеми гласными звуками.
Найдите лягушку, которая поёт звук  А 

Найдите лягушку, которая поёт звук А

Игра «Внимательные ушки»  - Хлопните в ладоши, если услышите звук [а]: Из ряда других гласных:  о, у, о, а, ы, а, о, у, и, а, ы, о, а,… Из ряда слогов:  ап, уп, оп, ам, ах , ух, их, ан… Из начала слов:  азбука, осы, ангел, аист, утка, Игорь, арка, ива, Африка, Эля, утро, Аня, эхо.

Игра «Внимательные ушки» - Хлопните в ладоши, если услышите звук [а]:

  • Из ряда других гласных:

о, у, о, а, ы, а, о, у, и, а, ы, о, а,…

  • Из ряда слогов:

ап, уп, оп, ам, ах , ух, их, ан…

  • Из начала слов:

азбука, осы, ангел, аист, утка, Игорь, арка, ива, Африка, Эля, утро, Аня, эхо.

 Упражнение «Столько - сколько»  - Произнесите звук [а] столько раз, сколько:   Глаз у человека; Лап у собаки; Колёс у машины; Хвостов у собаки; Пальцев на руке; Фонарей у светофора; Фар у автомобиля; Рогов у коровы; Выходных дней в неделе;

Упражнение «Столько - сколько» - Произнесите звук [а] столько раз, сколько:

  • Глаз у человека;
  • Лап у собаки;
  • Колёс у машины;
  • Хвостов у собаки;
  • Пальцев на руке;
  • Фонарей у светофора;
  • Фар у автомобиля;
  • Рогов у коровы;
  • Выходных дней в неделе;
Упражнение «Что (кто?) где находится?»  - Назовите предметы на звук  [А].  Что (кто?) находится справа от ананаса? Слева от апельсина? Между аистом и автобусом? Под аистом? Над антенной?

Упражнение «Что (кто?) где находится?» - Назовите предметы на звук  [А]. Что (кто?) находится справа от ананаса? Слева от апельсина? Между аистом и автобусом? Под аистом? Над антенной?

Упражнение «Назови фрукты на звук [а]»  (Айва, абрикос,  авокадо, алыча, ананас, апельсин)

Упражнение «Назови фрукты на звук [а]» (Айва, абрикос, авокадо, алыча, ананас, апельсин)

Упражнение «Назови транспорт на звук [а]»  (автобус, автомобиль, аэроплан, аэросани (гибрид саней и самолета)

Упражнение «Назови транспорт на звук [а]» (автобус, автомобиль, аэроплан, аэросани (гибрид саней и самолета)

Молодцы!

Молодцы!