Тема:
Образование слов при помощи суффиксов.
Цель: учить навыкам словообразования при помощи суффиксов на материале лексической темы «Профессии».
Задачи
1.Познакомить детей со значением суффиксов.
2. Закреплять знания о правописании суффиксов.
3. Уточнять и активизировать словарный запас по теме «Профессии».
4.Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: карточки с набором букв, таблички с суффиксами, текст для индивидуальной работы, иллюстрации.
1. Закрепление материала предыдущего занятия.
Ученики получают карточки с набором букв.
Задача: увидеть среди букв слова и обвести их.
нодворслуакаменьонкрптелефонлкапедчавксапогуымпреварчасыукавоспибулка.
-Посмотрите на доску и назовите слова, которых не было на карточке.
двор дупло стол
камень сапог булка
лодка телефон компот
- Прочитайте слова, которые остались.
Образуйте новые слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Двор - дворик
Камень - камешек
Телефон - телефончик
Сапог - сапожок
Часы - часики
Булка - булочка
- Какие суффиксы придали словам уменьшительно-ласкательное значение?
2. Образование названий профессии.
- Как называют человека, который убирает двор? Дворник.
- Как называют специалиста по кирпичной и каменной кладке? Каменщик.
- Как называют работника телефонной станции? Телефонист.
- Кто шьёт и чинит обувь? Сапожник.
- Кто чинит часы? Часовщик.
- Булку и хлеб продаёт - …? Булочник.
- Что общего между этими словами? Это названия профессий.
3.Объявление темы занятия.
- Сегодня на занятии мы поговорим о профессиях. Узнаем, какие суффиксы придают словам эти значения.
4. Обогащение словаря профессий.
Знакомство с суффиксом «НИК».
С помощью какого суффикса образованы слова: дворник, сапожник, булочник? – «НИК».
(на доске табличка с суффиксом). Какие ещё слова-профессии с суффиксом «НИК» вы знаете?
Чинит печь - … (печник)
Следит за лесом - …(лесник)
Тушит пожар - …(пожарник)
5. Знакомства с суффиксом «ИСТ».
- С помощью какого суффикса образовано слово телефонист?
Суффикс «ИСТ» (табличка).
Задание: я показываю картинку, вы с помощью суффикса «ИСТ» образуете новые слова.
Трактор – тракторист
Такси – таксист
Пианино – пианист
Баян – баянист
В нашем оркестре ещё есть: гитара, аккордеон, гармонь, флейта.
Устно: назовите музыкантов.
Кто же играет на барабане? (Барабанщик). С помощью какого суффикса образовано это слово? Суффикс - «ЩИК».
6. Знакомство с суффиксами: -«ЧИК», -«ЩИК», -«ЯР», -«ОР».
- Название каких профессий образованы при помощи суффиксов -«ЧИК», -«ЩИК»?
Перед вами карточка с текстом. Прочитайте текст. Назовите названия всех профессий.
На строительной площадке стоит ужасный шум. Все заняты делом. экскаваторщики роют землю, каменщики замешивают бетон для фундамента. Работой строителей руководит архитектор, который проектировал новый дом, и начальник стройплощадки - прораб. Каменщики сообщают крановщику, куда ему опустить бетонную плиту. После того как дом возведён, за работу берутся стекольщики, электрики, сантехники, столяры, маляры. Их задача - привести в порядок внутренние помещения.
- Выделите выделите суффиксы в словах-профессиях.
7. Закрепление умения суффиксального способа образования новых слов.
«Чьи это вещи»?
На доске картинки кисть, метла, лопата.
Задание: подумать – человеку, какой профессии принадлежит эта вещь.
- Выделите суффиксы в следующих словах.
Кисть – художник
Указка - учитель
Метла - дворник
Лопата - садовник
Кисть и ведро - маляр.
8.Подведение итогов занятия.
нодворслуакаменьонкрптелефонлкапедчавксапогуымпреварчасыукавоспибулка.
нодворслуакаменьонкрптелефонлкапедчавксапогуымпреварчасыукавоспибулка.
нодворслуакаменьонкрптелефонлкапедчавксапогуымпреварчасыукавоспибулка.
двор дупло стол
камень сапог булка
лодка телефон компот
двор дупло стол
камень сапог булка
лодка телефон компот
двор дупло стол
камень сапог булка
лодка телефон компот
НИК
ИСТ
ЩИК
На строительной площадке стоит ужасный шум. Все заняты делом. экскаваторщики роют землю, каменщики замешивают бетон для фундамента. Работой строителей руководит архитектор, который проектировал новый дом, и начальник стройплощадки - прораб. Каменщики сообщают крановщику, куда ему опустить бетонную плиту. После того как дом возведён, за работу берутся стекольщики, электрики, сантехники, столяры, маляры. Их задача - привести в порядок внутренние помещения.
На строительной площадке стоит ужасный шум. Все заняты делом. экскаваторщики роют землю, каменщики замешивают бетон для фундамента. Работой строителей руководит архитектор, который проектировал новый дом, и начальник стройплощадки - прораб. Каменщики сообщают крановщику, куда ему опустить бетонную плиту. После того как дом возведён, за работу берутся стекольщики, электрики, сантехники, столяры, маляры. Их задача - привести в порядок внутренние помещения.
На строительной площадке стоит ужасный шум. Все заняты делом. экскаваторщики роют землю, каменщики замешивают бетон для фундамента. Работой строителей руководит архитектор, который проектировал новый дом, и начальник стройплощадки - прораб. Каменщики сообщают крановщику, куда ему опустить бетонную плиту. После того как дом возведён, за работу берутся стекольщики, электрики, сантехники, столяры, маляры. Их задача - привести в порядок внутренние помещения.
Кисть – художник
Указка - учитель
Метла - дворник
Лопата - садовник
Кисть и ведро - маляр.
Кисть – художник
Указка - учитель
Метла - дворник
Лопата - садовник
Кисть и ведро - маляр.
Кисть – художник
Указка - учитель
Метла - дворник
Лопата - садовник
Кисть и ведро - маляр.