Тема занятия: Развитие навыков общения.
Цель: Развитие умения эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения.
Задачи:
Образовательные и коррекционно-развивающие:
создать положительную мотивацию и заинтересованность детей в занятиях;
раскрыть содержание понятия "общение", познакомить со способами общения;
развить умение находить подход к людям, закрепить навыки бесконфликтного общения;
обучать эффективным способам общения;
помочь практически преодолевать скованность, неуверенность в общении с людьми;
учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей;
создать и поддержать положительный психоэмоциональный климат в группе.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо общаться;
создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля и взаимоконтроля, уметь договариваться при работе в парах;
Универсальные учебные действия
ЛичностныеУУД:
1.Развивать умения выказывать своё отношение к окружающему, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
1. Развивать умения высказывать своё предположение на основе выполненных упражнений.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1. Развивать умения слушать и понимать других.
2. Развивать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
3.Развивать умения работать в паре.
4.Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
5.Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
6.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
1. Развивать умения делать выводы на основе анализа речевого материала.
2. Находить ответы на вопросы, вызванные определенной ситуацией.
Оборудование: телефон, раздаточный материал
Ход занятия
Здравствуйте, ребята, гости…
У меня сегодня настроение отличное, надеюсь -у вас тоже. (жест - палец вверх)
Ребята, прежде чем начнем занятие, хочу показать вам фрагмент из мультфильма «Барбоскины»
Итак, как называется процесс, когда кто-то с кем-то разговаривает о чем либо?
Назовите тему нашего урока.
Тема нашего урока называется: «ОБЩЕНИЕ»
Часто ли приходится вам общаться? С кем в течение дня вы общаетесь? (дома, в школе, в магазине…)
Вывод: человек постоянно находится в общении с другими людьми.
Скажите, а что мы должны узнать и понять сегодня на уроке?
1. Понятие общения.
2. Способы общения.
3. Правила общения.
4. Роль общения в жизни людей
Значит какая цель нашего урока?
Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей.
-Итак, что же такое общение? Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «общение»
Общение –взаимные деловые и дружеские отношения , это обмен информацией, эмоциями между людьми, восприятие и понимание другого человека.
Очень важный момент для установления контакта с собеседником - это приветствие. Как вы здороваетесь?
Среди парней и мужчин принято здороваться рукопожатием. Если для зрячего достаточно знать, кто первый подает руку и в каких случаях следует здороваться или прощаться рукопожатием, то у незрячих людей с этим жестом возникают определенные проблемы. При рукопожатии должны доминировать незрячие. Т.е немного приподнимает руку, согнутую в локтевом суставе.
Увидев этот жест, зрячий пожмет руку……………….
- после долгой разлуки встретились с близким другом
-поздоровайтесь со знакомым
-с малознакомым
-с незнакомым………
(выражение лица, личное пространство)
Возвращаемся к плану. Итак, мы узнали, что такое общение, так что же такое общение? Какой пункт плана мы выполнили?
- Ребята, а как мы с вами общаемся? С помощью чего мы общаемся? Что мы используемся при общении? С помощью чего мы общаемся – это средства.
О каких способах общения вы знаете?
Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация).
Очень важную роль в общении играют наши эмоции, умение слушать и слышать собеседника, понять его по жестам, интонации….
Итак, давайте поиграем в игру, в которую мы уже играли и которая обучает хорошо понимать друг друга. (список эмоций: радость, злость, удивление, грусть, страх) Фраза: «Извини меня, пожайлуста»
Насколько легко вам удавалось угадать эмоцию? Что вам помогало? Какой вывод сделаем: в общении важную роль играют наши эмоции, умение слушать и понимать собеседника по интонации.
Как вы думаете, может мы можем вычеркнуть еще один пункт нашего плана? Какой?
-Ребята, скажите, а всегда ли общение приносит людям удовольствие? А что нужно для того чтобы общение приносило удовольствие? (Выработать правила общения)
И мы сейчас с вами выработаем свои правила общения.
-«Взаимопонимание» (поворачивать голову в одну сторону…)
-вместе вылепить эмоцию (отрицательную)
-умение сдерживать свои эмоции (Какой сегодня день недели? Как зовут директора нашей школы? Как называется улица, на которой стоит наша школа? Сколько у вас в классе мальчиков?)
-качества ( тут написаны качества человека помогающие и мешающие его общению. Выберите качества помогающие общению. Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас.
Так же выберите отрицательные качества в общении, от которых хотели бы избавиться навсегда.
Эффективное общение- это общение, от которого сам человек и его слушатели получают удовлетворение.
(доброта, внимательность, грубость, зависть, жадность, искренность, вежливость, лживость, порядочность, честность, заботливость, безответственность, агрессивность)
-разыграть ситуацию (Ребята, иногда в классе между вами возникают моменты, которые нередко приводят к конфликтам. Многие из них не возникали бы вообще, если бы чаще использовалась правильная, положительная интонация. Попробуем разыграть ситуации и самое главное, попробуем найти выход из этой ситуации)
………
Вывод: Мы наглядно увидели, что правильное, вежливое поведение, умение слушать и понять собеседника, умение находить подход к людям, вовремя извиниться и признать свои ошибки не приведут к конфликту и разрушению отношений.
Итак, чтобы общения было полным, интересным, полезным важно при общении соблюдать все предложенные вами правила.
Мы разобрались с правилами общения? Вы поняли, для чего они нужны? Мы можем вычеркнуть еще один пункт плана.
Остался последний пункт плана. А сами можете выполнить четвертый пункт. Скажите для чего мы общаемся? Какую роль играет общение в жизни людей.
Итак, какую же роль играет общение в жизни и деятельности людей?
Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, достигается взаимопонимание. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека.
Антуан де Сент-Экзюпери «Самая большая роскошь на свете- это роскошь человеческого общения»
Итог урока:
Итак, ребята мы с вами со всеми задачами справились? Все пункты плана рассмотрели? Скажите, мы достигли цели урока?
Тогда нам остается закрепить полученные знания. Я буду читать утверждение, если вы считаете, что это утверждение верное – хлопайте, если не верное – топайте.
1.Общение – это взаимные деловые и дружеские отношения (+)
2. Мы можем общаться с помощью и речи и жестов(+)
3. Для того, чтобы общение приносило удовольствие надо придерживаться правил общения (+)
4. Неречевое общение существует только в форме жестов. (-)
5.В ходе общения происходит обмен информацией.(+)
6. Общение происходит только в семье (-)
7.Общение всегда приносит удовольствие( -)
8.Результатом общения можно считать развитие самого человека (+)
9.Жесты и мимика относятся к речевому (вербальному) способу общения (-)
Я попрошу вас выразить неречевыми средствами общения своё отношение к уроку.
Ребята, вы хорошо поработали и мне хочется вам аплодировать. Думаю и нашим гостям хочется аплодировать.
Ребята ,общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю вас за урок и желаю приятного общения.
радостно
со злостью
с удивлением
с грустью
испуганно
доброта
внимательность
грубость
зависть
жадность
искренность
вежливость
лживость
порядочность
честность
заботливость
безответственность
агрессивность
План урока
1. Понятие общения
2.Способы общения
3. Правила общения
4.Роль общения в жизни людей
План урока
1. Понятие общения
2.Способы общения
3. Правила общения
4.Роль общения в жизни людей
Ситуация 1.
У тебя нет грифеля, а у одноклассника два. На твою просьбу поделиться грифелем, он отвечает: «Нет, я не дам тебе учебник, потому что ты вчера меня толкнул, и я упал».
Ситуация 2.
Девочка сидит за партой и что-то пишет в тетрадке. Ты проходишь мимо, задеваешь её. В результате девочка плохо написала слово. Она возмущена.