Тема лексического занятия: Возвращение перелётных птиц.
Цель занятия: Расширять знания детей о перелётных птицах; познакомить с жизнью разных птиц (гнездование, выведение птенцов);
Развивать и обогащать речь, расширять словарный запас;
Работать со словом и предложением;
Ход занятия
Играем в игру «Повтори – не ошибись».
(Аист – ласточка – грач - кукушка – журавль)
(Лебедь – аист – кукушка – ласточка – грач)
Работа с картинками
Выставляются картинки с птицами (аист, ласточка, грач, скворец, кукушка)
Отгадай загадки, найди картинки-отгадки
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист)
Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Всех прилётных черней,
Чистит пашню от червей
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовётся птица…… (Грач)
На шесте дворец
Во дворце – певец.
А зовут его…… (Скворец)
Не ворона, не синица,-
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «Ку-ку». (Кукушка)
-Кто это? (птицы)
-Почему? (Тело покрыто перьями, два крыла; они умеют летать; у них клюв, две лапы, есть хвост.)
- Мы знаем, что есть птицы зимующие и перелётные.
-Какие это птицы?
-Почему?
-Что делают птицы? (Птицы вьют гнёзда.)
-Для чего птицы вьют и строят гнёзда? (Птицы вьют гнёзда, чтобы выводить птенцов.)
Работа с картинками
-Гнездо грача. Чьё это гнездо? (Грачиное.)
-Аист. Его гнездо на крыше дома. Чьё это гнездо (Аистиное.)
-Скворец и скворечник. Где свил скворец своё гнездо? (Скворец построил своё гнездо в скворечнике.)
-Ласточка. Где строит ласточка своё гнездо? (Ласточка строит своё гнездо под крышей дома.)
-Где мы будем искать гнездо кукушки? (У кукушки нет гнезда.)
-А где же она будет откладывать яйца и выводить птенцов? (Кукушка откладывает яйца в чужие гнёзда и не высиживает птенцов.)
-Птенец кукушки вылупляется на несколько дней раньше остальных птенцов и даже может выбросить из гнезда остальные яйца (если птица оставила гнездо на короткое время). А птицы – родители носят ему корм, пока он не научится летать.
Игра «Разложи картинки по порядку и составь рассказ» (по серии сюжетных картинок)
(1.Птица сидит на ветке дерева. 2. Птица возле недостроенного гнезда с веточкой в клюве. 3. Птица сидит в гнезде. 4.Птица кормит птенцов. 5.Птенцы учатся летать.)
Игра «Назови птенцов»
Кукушка – кукушонок; грач – грачонок; аист – аистёнок; скворец – скворчонок; журавль –журавлёнок; лебедь –лебедёнок.
Итог занятия
-Какое сейчас время года?
-Назови птиц, которые прилетают весной?
-Как называются эти птицы?