Просмотр содержимого документа
«"Коррекционные приемы постановки согласных звуков"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №69» г.Сыктывкара
КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ
СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Выполнила учитель-логопед
Буркотенко-Буркот Л.А.
г.Сыктывкар 2018г.
Этап постановки звуков
Постановка звука — это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее.
Различают три основных способа постановки звука.
Первый способ - по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках.
Второй способ— с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
Третий способ— смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.
СЛАЙД 2.
О.В.Правдина выделяет три уровня нарушенного произношения:
1) неумение правильно произносить звук или группу звуков;
2) неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах;
3) недостаточное дифференцирование двух близких по звучанию или артикуляции звуков при умении их правильно произносить.
СЛАЙД 3. 1. Порядок постановки звуков.
Постановку и уточнение звуков начинают в определённой последовательности. Разные авторы предлагают разный порядок работы над звуками.
« В соответствии с законами дифференциации … прежде надо обучать звукам наиболее физиологически отдалённым один от другого, начиная с более простого из них. Например, сначала… губные (п,б,м), затем заднеязычные (к,г,х), затем преднеязычные…» М.Е. Хватцев
Порядок звуков, предложенный Богородицким В.А: губно-губные П,Б,М; переднеязычные (язычно-зубные) Д,Т,Н; заднеязычные К.Г; переднеязычные щелевые С.З; В,Ль,Ф,Х,Ц; переднеязычные (язычно-передненёбные) Ш,Ж,Ч,Щ; язычно-альвеолярные Л,Р.
А.И. Богомолова («Нарушение произношения у детей») советует свистящие ставить после шипящих, т.к. произнесение С требует более сильной воздушной струи, чем при Ш.
2. Логопед часто сам принимает решение о порядке работы над звуками, учитывая не только их сложность, но и индивидуальные особенности ребёнка. Также помогает знание о сложных и простых звуках с точки зрения физиологии и взаимосвязи звуков
Гласные и М,Н – легче всех; взрывные легче щелевых; самые сложные щелевые (свистящие и шипящие) и вибранты
среди щелевых легче всех Ф,В,Х, базовый – Ф, т.к. даёт нужную струю
Среди язычных – базовый звук Т.
- Глухие легче звонких.
СЛАЙД 4. ЗОНДОЗАМЕНИТЕЛИ.
Как я упоминала выше, существует три способа постановки звуков:
- по подражанию
- с механической помощью
- смешанный
Я остановлюсь подробнее на постановке с механической помощью, в частности использование зондозаменителей.
СЛАЙД 5, 6, 7. 8(ВИДЕО)
На язык кладем зондозаменитель (пробку от растительного масла или сока), петля пробки перед нижними зубами, произносим звук сссссс. (больше используется когда ребенок произносит звук межзубно)
Закусываем зубами колпачок от шариковой ручки. Колпачок лежит на языке, слегка надавливая произносим звук ссссссс. (больше используется когда ребенок произносит звук межзубно).
СЛАЙД 9, 10, 11 (ВИДЕО)
Зондозаменитель (палочки мешалки для коктейля) прикладываем к верхним зубам, рот открыт, губы в улыбке. Произносим звук сссс и язык поднимаем по палочке к верхним зубам, получается звук ш.
Широкий язык за верхними зубами. Карандаш (шпажка для шашлыка или китайская палочка) под языком, кончик языка «свешивается» на карандаш, произносим звук Ш.
На зубочистке мармеладка. Сначала продвинуть ее губами, затем поставить зубочистку за верхние зубы, а языком попытаться снять мармеладку при этом произносим звук Ш.
Предпостановочное упражнение: поезд едет. Рот открыт, губы в улыбке, язык поднят вверх и ударяет в верхнее нёбо (немного за альвеолами, т.к. Ш относится по месту образования к язычно-передненёбным звукам) – Т,Т.Т. Затем произносим Т с лёгким выдохом. Затем отрабатываем упражнение «Поезд едет и выпускает пар»: Т,Т,Т- ТТТТТТ с выдохом, дополняем контролем руки. Закрепив это положение, логопед пальцами одной руки нажимает на середину щёк и выдвигает губы «рупором», слышится звук Ш. Постепенно помощь руки логопеда убирается.
СЛАЙД 12, 13, 14, 15 (ВИДЕО)
Зажимаем зубами карандаш, и языком выталкиваем (поплюемся) его, при этом произносим звук Л, или звуки АЛ. (прием Елены Шмыголь)
Зубами закусываем конфетку (крупную бусину), толкаем языком в бусину и произносим звук Л. Или слоги АЛ-АЛ...(прием Елены Шмыголь)
Произносит если мягкий звук ль, то нажимаем на подбородком на корень языка, получается твердый л.
СЛАЙД 16, 17, 18, 19 (ВИДЕО)
Подразнимся: языком делаем быстрые движения как при упр. «Маляр» и произносим: ддддд...
Высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу («болтушка»). В момент, касания языком альвеол слышен одноударный [Р]. (по Косиновой Е.)
От «машина забуксовала»: ддддын-дын, дын (3-5 раз). (по Косиновой Е.)
От «грибка» из положения лёжа: сначала отрабатывается умение долго удерживать грибок, отрабатывается сильный, направленный, резкий выдох; затем, в положении лёжа, язык приклеить, взрослый прижимает боковые края языка к коренным зубам, просим ребёнка сделать вдох и резко дунуть, чтобы отклеить кончик языка.(по Косиновой Е.)
Широкий край языка на верхней губе, дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». Логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Постепенно сокращаем длительность прикосновения пальца. Сохраняя ту же конфигурацию языка, легко передвинуть язык за верхние зубы. (От «В»: приклеить «ириску» (широкий край языка) к верхней губе и гудеть ВВВВВ, взрослый указательным пальцем вызывает вибрацию под кончиком языка. Этот способ не требует мышечных усилий от ребёнка).
Для укрепления кончика языка: кукурузные хлопья, положить на кончик языка и прижать к верхним зубам (разломить их, должен послышаться хруст).
СЛАЙД 20.
Рекомендуемая литература:
Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. — М., 2008.
Архипова Е.Ф. «Постановка звуков при дислалии». Пособие для логопедов
В.М. Акименко Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод.пособие – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 110 с.
Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. -- М.: Просвещение, 1979. - 208 с.
И.Б.Карелина «Я учусь правильно говорить» Тетрадь для детей 5-7 лет с нарушениями произношения звуков речи.
Косинова Е.М. Уроки логопеда. — М., 2003.
Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. — СПб., 2005.
Маслова Е.Н. – Ускоренная постановка звуков. Волгоград: ИТД «Корифей»
Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006.
Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. — М., 2007.
Фомичева М. Воспитание у детей правильного произношения Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил
Е.И. Шаблыко Коррекция нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников и младших школьников. Пособие для логопедов ДОУ, школ, воспитателей и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 с.
http://www.logolife.ru (статья Червяковой Н.А. «Методы и приемы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)).
4