Сообщение на тему «Коррекционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»
Воспитатель высшей квалификационной категории подготовительной группы Ширшина Е.Н.
- Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов .
- Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Три группы здоровьесберегающих технологий :
Технологии сохранения и стимулирования здоровья : ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж
арттерапия
сказкотерапия
технологии музыкального воздействия
логоритмика
Коррекционные здоровьесберегающие технологии:
игротерапия
психогимнастика
релаксация
Сказкотерапия Используем для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще используем авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных герое в.
Технологии музыкального воздействия
Широко используем музыку для сопровождения НОД детей (изодеятельность, конструирование, ознакомлению с окружающим миром , а также в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие, создаёт положительный эмоциональный фон (снятие фактора тревожности); стимулирует двигательные функции; развивает и корректирует двигательные процессы ( ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности; растормаживает речевые функции.
Арттерапия
Используем в работе приёмы изотерапии, такие как: красочная живопись с помощью пальцев, оттиск сухими листьями, рисование по мокрой бумаге, пастельными мелками (проступающий рисунок), пластилинография, рисование нитью, живопись с помощью пальцев на крупе, отпечатки рук на прохладном, теплом песке (в тёплое время года).
Такие упражнения помогают снять у детей нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма.
Игротерапия
Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация. Мы используем игры как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – со средней степенью подвижности. Игры подбираем в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения.
Релаксация
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения и этюды на расслабление определенных частей тела и всего организма. Для этой работы используем спокойную, классическую музыку (Чайковский, Рахманинов) , звуки природы.
Логоритмика .
Систематически вводя элементы логоритмики мы убедились, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, а это совершенствует координацию движений, способствует развитию артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки .
Речевые упражнения стараемся подбирать так, чтобы дети могли соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи.
Психогимнастика.
Чтобы научить детей сдерживать, контролировать свои эмоции, мы используем упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации. Упражняем детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Вывод:
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе способствуют:
- снижению уровня заболеваемости;
- развитию общей и мелкой моторики,
- повышению речевой активности;
- улучшению внимания, памяти, восприятия;
- умению видеть, слышать, рассуждать;
- коррекции поведения и преодолению психологических трудностей;
- снятию эмоционального напряжения и тревожности