Коррекция дисграфии.
Цель коррекционно-педагогической работы: предупреждение и коррекция нарушения письма обучающихся 1-4 классов с нарушением в развитии устной речи.
Коррекция дисграфии проводилась по определенному плану, который учитывал механизм нарушений и их соответствие какой –либо форме дисграфии.
Направления работы по преодолению нарушений письма:
1) развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений, формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов, формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза .
2) развитие грамматического строя речи;
3)развитие пространственно- временной ориентации;
4) расширение словарного запаса обогащение активного словаря;
5) формирование связной речи.
6)развитие процессов чтения и письма.
Раздел 1.Звуко-буквенный и слоговой состав слова.
-Звуки гласные. Буквы сходные по написанию.
-Звуки согласные твёрдые -мягкие парные( 1-й способ смягчения: гласные второго ряда)
-Звуки согласные твёрдые – мягкие парные( 2-й способ смягчения: буква ь)
-Звуки согласные твёрдые –мягкие ( непарные)
-Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию
Дети учились:
-различать гласные и согласные звуки;
-различать твёрдые мягкие согласные звуки;
-различать акустически близкие звуки;
-различать звонкие и глухие согласные;
-обозначать смешиваемые звуки схематично;
-производить фенетический разбор;
- подбирать слова на заданный звук;
- объяснять значения слов паронимов;
-дифференцировать звуки на всех этапах в устной и письменной речи;
-использовать гласные буквы и,я,е,ю,е, или ь для обозначения мягкости согласных на письме;
-составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
-производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
-ориентироваться во времени и пространстве;
-сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;
- конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
Раздел 2. Морфемный состав слова
- Окончание. Основа. Корень.
- Суффикс
-Приставка
-Проверяемый безударный гласный в корне слова
-Проверяемый сомнительный парный согласный в корне слова
-Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Дети учились:
-подбирать родственные слова;
-выделять корень;
-образовывать новые слова при помощи приставок;
-образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
-разбирать слова по составу;
-проверять безударный, непроизносимый согласный в корне слова;
3 Раздел
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.
Дети учились:
-определять части речи;
-согласовывать прилагательное с существительным, глагол с существительным, числительное с существительным;
-работать с деформированными предложениями;
-составлять распространенное предложение;
-правильно употреблять предлоги в речи;
-составлять текст по опорным словам;
-составлять текст описание, повествование, рассуждение;
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма провожу на уровне: звука, буквы; слога; слова; словосочетания; предложения; текста.