СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда на школьном логопункте ( из опыта работы учителя)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлен опыт коррекционно-развивающей работы на школьном логопункте учителя -логопеда,последовательные шаги и результаты обследования .

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда на школьном логопункте ( из опыта работы учителя)»

Коррекционно- развивающая работа учителя - логопеда
с логопатами на школьном логопункте при МОУ гимназии №3

проводится по направлениям

  • Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;

  • Развитие слогового анализа и синтеза .Поэтапное формирование умственных действий по Гальперину П.Я.

  • Расширение Формирование звукопроизношения , уточнение артикуляции звуков, усовершенствование артикуляционной моторики;

  • словарного запаса, обогащение активного словаря

  • Развитие познавательных процессов

  • Формирование связной речи

  • Совершенствование пространственно- временных ориентировок

  • Развитие мелкой моторики рук

  • Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии (узнавание буквы написанной на спине, руке, в воздухе рукой ребёнка, узнавание на ощупь.)

  • Расширение поля зрения ребёнка( таблицы Шульта, лото, слайды).

  • Развитие конструктивного мышления ( моделирование и реконструирование букв из палочек, складывание картинок, пазлы).

  • Изобразительно-графические способности. Развитие сукцессивных способностей. Упражнения на последовательность действий и планирование.

Организация логопедической помощи на логопункте при МОУ гимназии №3

С 1 по 15 сентября проводится обследование состояния речи детей, поступивших в гимназию.

Обследование проводится поэтапно:

1 этап- Первичное обследование (комплексное)

Цель: Выявление речевых нарушений в устной речи у первоклассников

Обследуются основные компоненты речи:

  • Фонетика ( звукопроизношение)

  • Фонематика ( фонематическое восприятие, слух, звуко- буквенный анализ и синтез, дифференциация звуков, )

  • Лексика ( активный и пассивный словарный запас слов, употребление в речи антонимов, синонимов, омонимов и т.д)

  • Грамматика (грамматический строй речи).

Определяется уровень речевой готовности первоклассников

Результаты обследования фиксируются в протоколах и ’’Журнале обследования устной и письменной речи”.

Обследование неречевых процессов

  • Определение латеральности у учащихся( скрытого ’’левшества’’)

  • развития познавательных процессов

  • уровня утомляемости, работоспособности и истощаемости нервных процессов.

  • развития эмоционально-волевой сферы

Логопедическое обследование проходит в тесном контакте и сотрудничестве с медицинскими работниками. Отмечаются и учитываются медицинские рекомендации при организации и оказание логопедической помощи

2 этап -Обследование письменной речи учащихся 2-4 классов
Проводится на основании результатов контрольных срезов и обследования письменных работ (с 15 мая по 30 мая и с 1 по 15 сентября)

Основная форма обследования - результаты контрольных срезов и обследования письменных работ (с 15 мая по 30 мая и с1 по 15 сентября)

Результаты комплексного логопедического обследования( средние статистические данные за 5 лет)
Первоклассники( устная речь)

    • 27% первоклассников имеют нарушения в звукопроизношение

    • 46% -недостатки в сформированности фонематических процессов

    • у 5% учащихся наблюдается общее или нерезковыраженное недоразвитие речи

    • у 16 % наблюдаются недостатки в формирование грамматического строя и развития связной речи

    • 36 % посещали логопеда до школы

    • Высокий уровень речевой готовности имеют 27%, средний—69%, низкий- 5%

    • 45% учащихся отобрано на логопедические занятия

Интегрированные траектории совместной деятельности

Основные траектории в корекционно- развивающей работе логопеда

  • индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку;

  • учет возрастных, физиологических особенностей, руководствуясь факторами естественного, природного развития ребёнка;

  • ориентир на « зону ближайшего развития»;

  • применение здоровьесберегающих технологий;

  • социализация и адаптация ребёнка;

  • развитие эмоционально-волевой сферы ;

  • тесный контакт и сотрудничество с родителями, классными руководителями( консультации, беседы, выступления на родительских собраниях, совместные практические и обучающие занятия

Основная задача учителя – логопеда

  • Формирование письменной речи и компенсация речевых недостатков в результате проводимой коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающие занятия проходят в форме индивидуальных и групповых занятий:

Информационные технологии в логопедии

В перспективе использование практических информационных технологий ( приобретение компьютера в логопед. кабинет и использование его логопедом для оформления документации, подготовке занятий, пособий, таблиц ,алгоритмов , а так же для практических заданий для детей.)

Сфера деятельности учителя – логопеда выглядит так:

Структура логопедической помощи на логопункте при МОУ гимназия №3

  1. Диагностика речевых нарушений в устной и письменной речи.

  2. Проектирование дифференцированных траекторий коррекционно –развивающей работы.

  3. Диффенцированное устранение речевых недостатков за счёт использования специальных методик ,методов и приёмов

  4. Социализация логопата

  5. Поиски путей в профессиональном направление(различные уровневые результаты совместной и интегрированной деятельности учителей и специалистов)

Литература

1Елецкая О.В..Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической

работы в школе.-М.:ТЦ Сфера,2005.

2.Ефименкова Л.Н.,мисаренко Г.Г.Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.-М.,1991

3.Проект Положения о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении//Дефектология.1992.№5/6


4.Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М.,1995


5.Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.-М.,1996