ЦЕЛИ: формировать представления детей о том, как животные могут позаботиться о себе в зимнее время года; дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса), рыбы, показать связь их жизни с состоянием неживой природы и растений зимой; развивать речь учащихся; развитие умения делать выводы, сравнивать; развитие творческого воображения, образного мышления, расширение кругозора детей; воспитание бережного отношения к природе; любви к нашим "меньшим. Ход занятия: Ребята: Выдохните неудачу. Вдохните свежесть зимнего утра. Пожелаем хорошего настроения и успеха в работе. Теперь можете сесть поудобнее. У. Руки? Д. На месте! У. Ноги? Д. На месте! У. Спина? Д. Прямая! Сегодня на занятии мы с вами, не покидая классного кабинета отправимся в зимний лес. (Слайд № 1) С приходом зимы в природе произошли изменения. -Какие изменения произошли в природе? (опали листья с деревьев, улетели птицы, некоторые животные уснули) Итак! Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Повязалася сосна -Хорошо прогуляться зимним днём в лесу! – А каких лесных жителей можно встретить зимой в лесу? (зверей и птиц белка, заяц, лиса, волк). Тема нашего занятия «Как зимуют дикие животны. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ 1. Анализ погоды. -Давайте отметим, какая же погода сегодня в нашем зимнем лесу? 2. Итак, мы в лесу. Нас встречает зимний лес. Полный сказок и чудес. И кого же мы увидим первым? Отгадайте. 1.БЕЛКА Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. - Верно, белка. (слайд № 1 ). Трудно живётся животным в лесу. Но не боятся звери зимы. -Послушаем, разговор на лесной поляне. (выходят две девочки в костюмах) и подумает как зимует белочка? Инсценировка «Синица и Белка». - Ты чего, белка, из гнезда не выходишь? - Я, птица-синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено, я вход в гнездо мохом заткнула, боюсь нос наружу выставить. Обычно же я выхожу примерно на два часа. Потом снова прячусь в гнездо. В холодную погоду я сплю 20—22 часа в сутки. У меня красивый и тёплый мех. Свернусь пушистым клубочком, пушистым хвостом накроюсь и сплю. - А чем же кормишься? - А у меня с лета грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь. А при тёплой погоде на кормёжке задерживаюсь дольше и больше прыгаю. Вот так я и зимую! - Итак, как же зимует белочка? (ответы детей) (опорные слова – мох, сон 20-22 часа, орехи, жёлуди) 2.ЗАЯЦ-БЕЛЯК -Ребята, а о каком зверьке эта загадка? Прыг –скок, трусишка! Хвост – коротышка, Ушки – вдоль спинки, Глаза с косинкой, одежда в два цвета На зиму на лето -Давайте подслушаем разговор бельчат и зайца- беляка. Прослушивание сказки про зайца. - Что вы узнали о том, как зимует зайчик? (опорные слова – снежная ямка, ночь – еда, кора деревьев, сон- открытые глаза) ФИЗМИНУТКА. 3.ЛИСА -Ребята, мне показалось, что по нашему классу кто-то крадется, ступает еле слышно, да еще и хвостом заметает свои следы. Кто бы это мог быть? На голове шапочка лисы. Лиса: Я зимы не боюсь: В шубу теплую ряжусь, Хвост красивый какой - Он мне нравится самой! Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, А затем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую или живность какую. Об этом, наверное, мало кто знает, Но и мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем. -Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Верно. Мои ноги обрастают густой шерстью, я как будто в валенках. И всё таки зима самое тяжёлое для меня время. Зимой я мышкую — мышей ловлю. Встаю на пенек, чтобы подальше было видно, и слушаю, и слушаю, и смотрю: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышу, замечу — кинусь. Готово, попалась мышь в зубы. Иногда охочусь на зайцев. От непогоды и врагов прячусь в норе, которую устраиваю на склоне оврагов и холмов. Во время сильных метелей и непогоды я ищу убежище, сворачиваюсь клубком и прикрываюсь хвостом. Вот так я и зимую. - Что вы узнали о том, как зимует лиса? (опорные слова –мышкование, нора – метель, слух) 4. ВОЛК Звонок – сотовый. Прослушивание голосовой почты. Загадка Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) Прослушивание голосового сообщение из леса Прослушивание сказки. *Опорные слова – След в след, ночь – охота, вой – сообщение 5.МЕДВЕДЬ -Итак, ребята, прыгает по веткам белка, бегает по следу мышей лиса, а где же сейчас медведь? (На экране — слайд). Рассказывает медведь Я в берлоге крепко сплю, И меня нельзя будить. С осени свой жир коплю, Много ем и много пью. Медведю зимой одна работа- Крепко спать и весны ждать. В берлоге, занесённой толстым слоем снега, я сплю спокойно всю зиму. Многие считают, что я в берлоге сосу лапу. Но я не сосу, а лижу ее. Зимой у меня на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето, кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Вот я и облизываю подошвы горячим языком и при этом еще причмокиваю. Если я летом плохо ел, то у меня под кожей накапливается мало жира. Зимой я начинаю ходить, искать себе пищу. Таких бродяг называют шатунами. Встреча с медведем-шатуном очень опасна для человека. *Опорные слова - берлога, «сосёт лапу», шатун 6. Игра «Расселите животных по домикам» Вы поняли, что животные проводят зиму по разному. Работа в группах. Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы. Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку. Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе. Иллюстрации в конвертах. Проверка. Хлопки. 7.Работа по учебнику 78-80 вычитать -Что вы узнали из того, что не рассказала нам белочка. Вычитайте предложение. -Что нового вы узнали про лисичку? 8. Работа в тетради. *Помогите Незнайке. -Кто может спрятаться в дереве? -Почему она там спряталась? Наступила зима, стало холодно, морозно. Сейчас в лесу нет ни шишек с орехами, ни грибов, ни ягод. Голодно стало, но белочка — заботливая хозяйка, она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Да и цвет шкурки поменяла, теперь шкурка у белочки стала такой же, как ствол дерева: если ей нужно будет сбегать в кладовую, ее даже не будет видно. Ледяная горка. Она тоже необычная — это берлога медведя. Медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не появится солнце и все не начнет цвести. Следующая картинка — пенек. -Кто же там спрятался? Ежик колючий, вот он свернулся в клубочек и приготовился спать. Питается он мышками, змеями, грибами. Еду добывать стало трудно, и ежик зимой спит, заготовив запасы. Теперь Незнайка точно знает, куда подевались его знакомые звери, он будет ждать встречи с ними весной. 9. «Чьи следы?» По изображениям следов вы должны узнать зверей. 1. Длинные строчки двоеточий на одинаковом расстоянии. Часто делает петельку, а потом уж бежит, куда ей надо, или в норку вернётся. - мышка 2. Впереди большие следы задних ног. Позади маленькие-передние. Ими он отталкивается. - заяц 3. Похож на заячий, но задние лапки широко расставлены. Да и след от коготков лучше виден - белка 4. Крупный след ложится по прямой, как по верёвочке, строчкой – в одну линию. - волк. ИТОГ подведение итога по опорным словам. -Что нового узнали на занятии? |