СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционное занятие по теме: образование слов при помощи приставки (3 класс дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить детей с приставкой;

научить образовывать новые слова при помощи приставок;

развивать внимание, мышление, память;

Просмотр содержимого документа
«коррекционное занятие по теме: образование слов при помощи приставки (3 класс дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза)»

Тема: Образование слов при помощи приставки



Задачи:

  • развивать познавательную активность учащихся;

  • познакомить детей с приставками, их значением и написанием в словах;

  • тренировать в подборе различных приставок к словам, обозначающим действия предметов;

  • учить соотносить приставки с их схематичным изображением;

  • учить детей образовывать относительные прилагательные, работать с антонимами;

  • развивать у детей временные и пространственные отношения;

  • развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, мышление.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Знакомство детей с темой занятия.

Посмотрите на мои действия и скажите, что я делаю.

Перечислите действия, которые я совершала. Чем похожи эти слова? Что стоит в словах впереди корня?

2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

3. Припоминание роли приставки, её места в слове и роли в словообразовании.

Логопед: Чётко прочитайте слова, которые принесла нам девочка Приставка в таком порядке: слово, которое находится между столбиками слов; слова левого столбика; слова правого столбика:

напишу

запишу

выпишу

спишу

впишу

пишу

допишу

подпишу

надпишу

припишу

перепишу

Сравните со словом “пишу” по написанию слова левого столбика; затем – правого столбика.

Чем отличаются слова левого и правого столбиков от слова “пишу”?

Какие приставки принесла для них девочка? Запишите их. Назовите и отметьте значком ту часть слова, которая находится перед общей частью. Меняет ли она значение слова?

Объясните значение каждого слова, и составь с ними словосочетания:

Образец: напишу письмо; …

Рассмотрите внимательно схему: ( На плакате 2 круга: маленький круг входит в большой. В маленьком круге – глагол в неопределённой форме (например, ходить). Вокруг него в большом круге приставки: у-, по-, об-, в-, пере, за-, при-, про-, под-, на-, ис-, от-, с-, вы).

Что ты видишь во внутреннем круге? Подумай и скажи, что нужно сделать.

Присоединяй буквы и сочетания букв к началу слова ходить.

Что происходит со словом? Запиши вновь образованные слова и выдели значком ту часть слова, которая изменяет его значение.

Устно составь предложения со словами, начинающимися с сочетания букв по-, за-, при-, про-.

4. Работа со словами-антонимами.

Помогите приставкам встать на своё место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением.

Образец: приклеить – отклеить.

принести - … вползти - … привязать - …

вскочить - … привезти - … впустить -…

вогнуть - … впорхнуть - …

5. Работа на уровне словосочетания. Образование относительных прилагательных.

Замените каждое словосочетание, словом с приставкой.

Образец: часы на стене – настенные часы.

час перед рассветом - … переход под землёй - …

повязка на руке -… камни под водой - …

шаг без шума - … совет без пользы - …

6. Физминутка.

7. Развитие пространственных представлений и практическое употребление слов с пространственными приставками.

Прочитай те диктант медвежонка Торопыжки (запись на доске) и помогите исправить в нём ошибки.

Мальчик вышел в дом.
Птичка перелетела к гнезду. 
Ученик списал на доске.
Оля вырисовала в альбоме льва. 
Шофёр подвёл машину ключом.
Коля накрыл дверь ключом. 
Мама закрыла на стол и вызвала всех обедать.

8. Работа по графическому оформлению предложений.

Слова на карточках:

- Корма, птички, ослабнут, замёрзнут, без, и.

- Пасечник, кувшин, мёдом, с, подарил.

- Дедушка, в, рой, улей, поселил, молодой, пчёл.

- Пригодились, орехи, жёлуди, и, поделок, для.

- Беляк, прибежал, кору, в, лес, поглодать.

- Лес, отвели, в, малыши, маме, к, оленёнка.

- Громко, постучал, окно, незнакомец, в.

- Дни, хмурые, наступили, ненастные, и, вот.

- Автобус, около, остановился, остановки, рейсовый.

9. Работа на уровне текста (запись на карточках).

Прочитайте текст. Найдите в тексте слова с приставками. К какой части речи относятся эти слова? Подберите к словам с приставками родственные слова.



Скатился Колобок с окошка на завалинку.
Покатился он по дорожке.
Пошли грибники по грибы, а напали на ягоды.
Повстречал Колобок лису.
Тут встретил Колобок волка. 
Укатился Колобок от волка. 
Потом встретил Колобок зайца. 
От зайца быстро укатился Колобок. 
Сел Колобок лисе на нос, она его и съела.

Какое предложение лишнее? Почему? Какой сказочный персонаж в предложениях не упомянут?

III. Итог занятия.

Назовите приставки, о которых вы узнали на занятии. Что они обозначают? Для чего нужны приставки?