Тема: Образование слов при помощи приставки
Задачи:
развивать познавательную активность учащихся;
познакомить детей с приставками, их значением и написанием в словах;
тренировать в подборе различных приставок к словам, обозначающим действия предметов;
учить соотносить приставки с их схематичным изображением;
учить детей образовывать относительные прилагательные, работать с антонимами;
развивать у детей временные и пространственные отношения;
развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, мышление.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Знакомство детей с темой занятия.
Посмотрите на мои действия и скажите, что я делаю.
Перечислите действия, которые я совершала. Чем похожи эти слова? Что стоит в словах впереди корня?
2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.
3. Припоминание роли приставки, её места в слове и роли в словообразовании.
Логопед: Чётко прочитайте слова, которые принесла нам девочка Приставка в таком порядке: слово, которое находится между столбиками слов; слова левого столбика; слова правого столбика:
напишу запишу выпишу спишу впишу | пишу | допишу подпишу надпишу припишу перепишу |
Сравните со словом “пишу” по написанию слова левого столбика; затем – правого столбика.
Чем отличаются слова левого и правого столбиков от слова “пишу”?
Какие приставки принесла для них девочка? Запишите их. Назовите и отметьте значком ту часть слова, которая находится перед общей частью. Меняет ли она значение слова?
Объясните значение каждого слова, и составь с ними словосочетания:
Образец: напишу письмо; …
Рассмотрите внимательно схему: ( На плакате 2 круга: маленький круг входит в большой. В маленьком круге – глагол в неопределённой форме (например, ходить). Вокруг него в большом круге приставки: у-, по-, об-, в-, пере, за-, при-, про-, под-, на-, ис-, от-, с-, вы).
Что ты видишь во внутреннем круге? Подумай и скажи, что нужно сделать.
Присоединяй буквы и сочетания букв к началу слова ходить.
Что происходит со словом? Запиши вновь образованные слова и выдели значком ту часть слова, которая изменяет его значение.
Устно составь предложения со словами, начинающимися с сочетания букв по-, за-, при-, про-.
4. Работа со словами-антонимами.
Помогите приставкам встать на своё место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением.
Образец: приклеить – отклеить.
принести - … вползти - … привязать - …
вскочить - … привезти - … впустить -…
вогнуть - … впорхнуть - …
5. Работа на уровне словосочетания. Образование относительных прилагательных.
Замените каждое словосочетание, словом с приставкой.
Образец: часы на стене – настенные часы.
час перед рассветом - … переход под землёй - …
повязка на руке -… камни под водой - …
шаг без шума - … совет без пользы - …
6. Физминутка.
7. Развитие пространственных представлений и практическое употребление слов с пространственными приставками.
Прочитай те диктант медвежонка Торопыжки (запись на доске) и помогите исправить в нём ошибки.
Мальчик вышел в дом.
Птичка перелетела к гнезду.
Ученик списал на доске.
Оля вырисовала в альбоме льва.
Шофёр подвёл машину ключом.
Коля накрыл дверь ключом.
Мама закрыла на стол и вызвала всех обедать.
8. Работа по графическому оформлению предложений.
Слова на карточках:
- Корма, птички, ослабнут, замёрзнут, без, и.
- Пасечник, кувшин, мёдом, с, подарил.
- Дедушка, в, рой, улей, поселил, молодой, пчёл.
- Пригодились, орехи, жёлуди, и, поделок, для.
- Беляк, прибежал, кору, в, лес, поглодать.
- Лес, отвели, в, малыши, маме, к, оленёнка.
- Громко, постучал, окно, незнакомец, в.
- Дни, хмурые, наступили, ненастные, и, вот.
- Автобус, около, остановился, остановки, рейсовый.
9. Работа на уровне текста (запись на карточках).
Прочитайте текст. Найдите в тексте слова с приставками. К какой части речи относятся эти слова? Подберите к словам с приставками родственные слова.
Скатился Колобок с окошка на завалинку.
Покатился он по дорожке.
Пошли грибники по грибы, а напали на ягоды.
Повстречал Колобок лису.
Тут встретил Колобок волка.
Укатился Колобок от волка.
Потом встретил Колобок зайца.
От зайца быстро укатился Колобок.
Сел Колобок лисе на нос, она его и съела.
Какое предложение лишнее? Почему? Какой сказочный персонаж в предложениях не упомянут?
III. Итог занятия.
Назовите приставки, о которых вы узнали на занятии. Что они обозначают? Для чего нужны приставки?