СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

”Коррупция в Российском обществе: образование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка расчитана для старшеклассников. Информация о коррупциии для них очень важное и нужное

Просмотр содержимого документа
«”Коррупция в Российском обществе: образование»»


 

Классный час на тему:

Коррупция в Российском обществе: образование»

Форма проведения: «Заседание суда»

Цели классного часа:

  • патриотическое воспитание – воспитание любви к родной стране;

  • воспитание чувства сопричастности и ответственности за все, что происходит в стране;

  • правовое воспитание; развитие осознания необходимости соблюдать законы государства;

  • развитие нравственности, духовности;

  • профилактика асоциального поведения;

  • формирование активной жизненной позиции;

  • развитие творческих способностей, навыков работы с информацией, в т.ч. и с материалами Интернета.

Ход классного часа

Учитель.  Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего классного часа! Знаменитая фраза Цицерона: “О времена! О нравы!” как нельзя лучше отражает нашу современную жизнь. Уже по одним  заголовкам статей СМИ можно определенно сказать, что наша действительность такова, что в ней царят власть, деньги, воровство, разврат, насилие,и , безусловно, коррупция. Задумывались ли вы, почему это происходит в нашей стране, которую все мы любим. Назовите причины, вследствие которых , на ваш взгляд,  происходят все эти негативные явления в нашей жизни.

Ученики.                                                                                                                –  рыночная экономика;                                                                                          - конкуренция,                                                                                                             - рыночная экономика привела к тому, что одни разбогатели, а другие – стали бедными;                                                                                                                  - поменялись нравственные ориентиры;                                                                      - на первое место вышли деньги, материальные ценности, а не духовные ценности.

Учитель. Действительно, реалии жизни таковы, что иногда чувствуешь свою беспомощность, видя, что зло побеждает добро, безнравствнность одерживает победу над духовностью. Как жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Может быть, вы пока не задумывались над этими вопросами, но я уверена, что рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии с нравственными критериями: добром и милосердием – по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту. Поэтому я и выбрала сегодня для разговора тему, может быть, на первый взгляд, трудную, не детскую; сегодня мы с вами поговорим о том, что такое коррупция,  как с ней бороться, что можете сделать  именно вы, чтобы страна стала процветать.  

Учитель. Что такое коррупция? 

В течение 30 секунд подберите сионимы к этому слову, какие ассоциации оно у вас вызывает? Воспроизведите ваши мысли вслух.

А вот как трактуется определение коррупции в словаре С.И. Ожегова. 

Давайте вместе попробуем разобраться, есть ли в нашем обществе такое явление, как коррупция? Чем она угрожает именно вам? Как вы можете бороться с коррупцией? Ответить на эти вопросы нам поможет импровизированная сцена заседания суда, частично использованная в качестве формы занятия.

Представляю вам участников процесса:

Представители власти – члены Общественного совета по противодействию коррупции в

Судья – ваш классный руководитель


Государственные обвинители –

Социологи –

Исследователи –

Аналитики –

Защитники –

Жители России –

СУДЬЯ. Итак, сегодня мы слушаем дело о коррупции в отрасли “Образование”. Обвиняется коррупция и коррупционеры - за использование должностными лицами своих властных полномочий и доверенных им прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам, применительно к России.

Статья 290 – Получение взятки, Статья 291 – Дача взятки, Статья № 285 - Злоупотребление должностными полномочиями.

Слово для обвинения предоставляется Государственным обвинителям. 

ОБВИНИТЕЛИ.  В одной лишь системе российского образования ежегодно имеют место взятки на 1 млрд. долларов – эти деньги идут на успешное поступление и сдачу экзаменов. Неспособные студенты в зависимости от репутации учебного заведения платят за поступление в университет от 500 до 20 тыс. долларов. Большинство из них продолжают давать взятки, чтобы сдать госэкзамены и получить диплом.

Вопрос: Хотели бы вы лечиться у врача, получившего такой диплом?

По данным специалистов ФОМ (Фонд общественного мнения), больше 41% опрошенных признались, что давали взятки должностным лицам и работникам государственных учреждений. 
      По данным правоохранительных органов, с начала года только в одной области страны было зафиксировано более 400 должностных преступлений, из которых более 160 фактов получения взятки.

Мы предлагаем выслушать свидетеля со стороны обвинения – Социологов.

СУДЬЯ.

Слово предоставляется СОЦИОЛОГАМ – свидетелям со стороны обвинения.

 

СОЦИОЛОГИ рассказывают о коррупции в вузах Поволжья 

СУДЬЯ. Что нам могут  рассказать об истории возникновения этого страшного явления в России исследователи?

ИССЛЕДОВАТЕЛИ.   

1. Коррупция в России имеет давние традиции.

Российские источники упоминают о мздоимстве еще в 13 веке. Начиная с Ивана ||| , известны попытки законодательного ограничения коррупции. Первой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила твердые «нормы» для наместников и их аппарата.

Для отечественной истории, как и для истории других остающих в развитии стран, характерна высокая зараженность государственного аппарата коррупционными отношениями.

2. В истории России были разные периоды равного наказания и того, кто подкупает и кого подкупают. Петр I определял наказание дающим взятку наравне с получившим взятку "…чинить велено смертную казнь, без всякой пощады". Такой подход отмечается и за рубежом, например, в современной Японии.

         Несмотря на принимаемые жёсткие меры по борьбе с коррупцией, всё ещё много чиновников продолжают брать взятки. (Дополняет сведения выступающий исследователь по ситуации охвата коррупцией вузов области).

3. Повальные взяточничество и вороватость чиновников впервые были осознаны как препятствие развитию страны еще во времена Петра1. Известен исторический анекдот: император решил сгоряча издать указ, согласно которому следует вешать любого чиновника, укравшего сумму, равную цене веревки. Однако его сподвижники в один голос заявили, что в таком случае государь останется без подданных. Интересно, что возглавивший по личному указанию императора борьбу с казнокрадством и взяточничеством Нестеров сам в конце концов был повешен за взятки. Смешение государственной казны с личным карманом оставалось типичным не только в 18, но и в 19 веке. Сюжет «Ревизора» Н.В.Гоголя основан на том, что в николаевской России чиновники почти всех рангов систематически злоупотребляли своим положением и постоянно находились в страхе перед разоблачением. Лишь после Великих реформ 1860-х уровень коррумпированности чиновничества  начал понижаться, хотя и оставался все же выше «среднеевропейского» уровня.

СУДЬЯ. Что по данному вопросу могут нам сказать Аналитики – свидетели со стороны обвинения? «Каков уровень коррупции в вузах?»

АНАЛИТИКИ.  


СУДЬЯ. Исследователям есть что добавить по рассматриваемому Делу?

ИССЛЕДОВАТЕЛИ.

Папа решает, а Вася сдает. Громкое дело балтасинских “подпольщиков”, которые, сидя в подвале, решали для выпускников задания ЕГЭ – 2008, передано в суд. Впрочем, сами “подпольщики” – два десятка преподавателей и студентов проходят по делу как свидетели. А руководитель пункта проведения ЕГЭ и его помощник обвиняются  в получении взяток. В день экзаменов обеспокоенные мамы и папы по предварительной договоренности с руководителем пункта приводили к месту экзаменовки знакомых учителей из других школ или студентов. Руководитель Аухадиев Рифат тайно проводил их в подвал школы , после чего дверь закрывали и опечатывали. Во время экзамена обвиняемые через щель в двери передавали записки с экзаменационными заданиями от учеников преподавателям и обратно. За такую услугу брали  с каждого родителя от 3 до 5 тысяч рублей за каждый экзамен. 

СУДЬЯ.  Реплики со стороны обвинения?

ОБВИНИТЕЛИ.  Вечером – деньги, утром – экзамен.  Передано в суд дело о взятках в Казанском технологическом университете. На скамье подсудимых  - доцент кафедры предпринимательской деятельности 34-летняя Лариса Храпаль, которая обвиняется в получении 27 взяток от студентов. Как явствует из обвинительного заключения, едва заступив на должность доцента кафедры, преподавательница поставила сдачу экзаменов  и курсовых  на  поток. Экзамен и курсовая  “оптом” обходились студентам в 5 – 6 тысяч рублей. Деньги  за положительные оценки приносили Ларисе Храпаль  либо домой, либо на кафедру. При этом в качестве посредницы  в передаче денег выступала  одна из студенток, у которой обвиняемая являлась научным руководителем.

СУДЬЯ. Место встречи изменить нельзя? Уточните, каким же образом расцвела коррупция в вузах России, на территории нашего округа?

Обвинители продолжают:

  1. в вузах процветают покупка и продажа дипломов; завышены результаты экзаменации; допускается поступление в вуз людей с недостаточным уровнем знаний, но толстым кошельком;

  2. лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности;

  3. выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами;

  4. получение кредитов;

  5. получение экспортных квот;

  6. конкурсы на закупку товаров/услуг за счет бюджетных средств

  7. строительство и ремонт за счет бюджетных средств;

  8. нотариальное удостоверение сделок;

  9. контроль за соблюдением условий лицензирования (слайд

Учитель. Действительно, на этих фактах мы убеждаемся, что коррупция – это одна из серьезнейших проблем нашего общества, которая требует немедленного решения. Радует, что борьба против коррупции начата очень серьезная. Еще в 2003 году была принята  Конвенция  ООН против коррупции, и теперь ежегодно 9 декабря мы отмечаем Международный день борьбы с коррупцией. "От вашего «нет» зависит многое"»…

Учитель.    Какие меры предпринимают наш Президент и наше правительство   по борьбе с коррупцией?  Слово предоставляется нашим гостям  - редактору районной газеты «Туган як»

Председателю  общественного совета по противодействию коррупции в

20, 21 - Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

Ребята, у вас есть вопросы к нашим гостям?

Учащиеся задают интересующие их вопросы :

  • Приходилось ли Вам давать вышестоящему начальнику или кому-то еще взятки?

  • Существует ли в сельской местности проблема коррупции? В какой отрасли она представлена широко?

  • Предлагали ли вам взятку?

  • Верите ли вы сами в результативность антикоррупционной работы? Какая работа проведена в нашем районе в области “Образование” по рассматриваемому Делу?

Учитель. Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция является неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства и  по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики. Коррупция  вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.        

Благодарим Вас. Думаю, ребятам было интересно и очень познавательно Вас слушать.

Ребята, у вас есть еще вопросы к нашим гостям?

 Учитель.

Чем же так опасна  коррупция для нашей страны, в частности в области образования? Действительно ли она неизбежна и нам придется смириться со сложившимся положением дел в стране?

СУДЬЯ. Слово предоставляется стороне Защиты.

Защитник 1.

Анализ ситуации:  Через  год мы оканчивам среднюю школу. Каковы  наши планы на будущее? Огромные! Мы хотим продолжить образование в вузах. Но каковы наши возможности поступления в вуз? (комментирует свое мнение)

Защитник 2. Я думаю, самое страшное в этой ситуации то, что меняются нравственные ориентиры людей, меняется их сознание: в людях рождается убежденность, что все в этом мире можно купить, а значит, все продается: честь, совесть, любовь, а главное – такие люди готовы продать даже  Родину.  

Защитник 3. Люди  часто ориентируются на других людей: “Почему другим можно, а мне нельзя.” И как мы уже слышали, делают все, чтобы достичь какой – то своей цели: купить хорошую оценку на ЕГЭ – могу, купить поступление  в институт – могу, купить военный билет – могу... Можно ли остановить эту череду “Могу”? Нет. Предлагаю жителям страны подумать над тем, какие способы борьбы с коррупцией можно предложить Президенту и Правительству страны.

(Можно выслушать точку зрения свидетелей со стороны Защиты – обычных жителей России, которые расскажут о конкретных случаях коррупции в области образования, приведут свои аргументы по поводу беспредела коррупционеров…)

« Мозговой штурм»: учащиеся предлагают свои способы, Защитник записывает их на доске, каждая запись обсуждается: 

  •  повысить зарплату не только чиновникам;

  • сделать  стабильным социальный пакет;

  • прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство и др.;

  •  а обычные россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать;

  • честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности;

  • проводить встречи, менять сознание людей, ориентировать их на положительные поступки и т.д.    

  • раз и навсегда запрещать работать с людьми лицам, которые хотя бы один раз были замечены в получении взятки;

  • ужесточить законы страны в отношении взяточников, чтобы страх перед наказанием был сильнее соблазна;

  • воспитывать в людях внутренний регулятор под названием совесть
                                                                                                                                                                                   

СУДЬЯ. Точка зрения ясна, сторона Защиты. Ваше резюме?

Защитник. Наша страна, наш родной край прекрасен, и мы должны все свои силы, знания,  опыт посвятить тому, чтобы Россия процветала. Мы выступаем со стороны Защиты не коррупции, мы защищаем жителей страны от коррупционеров, которые вынуждены сегодня склонить головы перед этим страшным явлением современной действительности. Но руки опускать не будем – продолжим биться за справедливость, используя все возможные законные способы…(свой комментарий)

Судья. Суд выслушал доводы всех сторон и пришел к следующему решению: оглашается приговор по Статьям: 290 – Получение взятки, 291 – Дача взятки, 285 - Злоупотребление должностными полномочиями – осудить коррупцию на пожизненное заключение без содержания.

Учитель.

Я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности и станет еще прекрасней.

А поможете России в этом вы! 

Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно. Если  давать отпор коррупционерам и взяточникам, то спрут останется без своих щупалец. Скоро вы станете взрослыми,  вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя  закон.

Спасибо всем за общение! Закончить наш серьезный разговор хотелось бы словами Ф.М. Тютчева (знаменитый афоризм):

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.