Испытание 1. Морфологические признаки имени существительного Учащиеся перечисляют морфологические признаки им.сущ., записывают их в рабочий лист: постоянные (род, склонение, одушевленное/неодушевлённое, собственное/нарицательное); непостоянные (число, падеж). Далее учитель обращает внимание учеников на космический коллаж (см. слайд), ученики перечисляют одушевлённые (космонавт, Юрий Гагарин, Белка и Стрелка, собаки, люди, народ) неодушевлённые (небо, звёзды, летающая тарелка, планета) предметы, изображённые на этом слайде. - Какие из перечисленных существительных относятся к собственным, какие к нарицательным существительным? Ученики перечисляют нарицательные и собственные имена существительные. Молодцы, ребята, вы успешно прошли первое испытание! Ученики закрашивают первую звезду. Испытание 2. Склонение имён существительных. Цифровой диктант. Учитель читает стихотворение, ученики по ходу чтения определяют склонение существительных и записывают ответы цифрами в таблицу в рабочем листе. На ракете, ну и ну Полетели на Луну! Оторвались от Земли, Облака насквозь прошли. Невесомость наступает, Всё кружится и летает. Космос-чёрное лукошко, В небе звёздочки-горошки. Прилунился на Луне На обратной стороне. Там живут лунайчики, Прыгают, как зайчики. Взаимопроверка задания, учащиеся обмениваются рабочими листами с соседом по парте. Ответы и критерии оценивания демонстрируются на слайде. 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | - Какое существительное в этом стихотворении ,ребята, вам показалось необычным? Лунайчики. - Что оно обозначает и как оно образовано? Лунайчики-это жители Луны. Существительное образовано с помощью суффикса -ЧИК- - Какие похожие слова вы можете назвать? ЗЕМЛЯНЕ, ИНОПЛАНЕТЯНЕ, МАРСИАНЕ Если в классе есть сильные ученики, которые хорошо определяют склонение, то во время выполнения этого задания им можно выдать филворды (см.приложение) по морфологическим признакам существительных (задание повышенной сложности). Сдают филворды учителю. После прохождения второго испытания ученики закрашивают вторую звезду в рабочем листе. Испытание 3. Синтаксическая роль имён существительных. Синтаксическая эстафета. - Ребята, иногда космонавтом приходится принимать очень быстрые решения, когда на раздумья нет времени. Вот и мы с вами сейчас проведём синтаксическую эстафету. Думать нужно очень быстро, чтобы не подвести свой экипаж. - Давайте вспомним какую синтаксическую роль могут выполнять имена существительные? Подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство. Учитель выдаёт каждому ряду лист со стихотворением. Ученики, сидящие на одной парте, подчёркивают имена существительные как члены предложения в одной строке и передают лист следующим учащимся. По окончании выполнения задания, листы сдают учителю. В тёмном небе(дополнение) звёзды(подлежащее) светят, Космонавт (подлежащее) летит в ракете(дополнение). День(дополнение) летит и ночь(дополнение) летит И на Землю(обстоятельство) вниз глядит. Видит сверху он поля(дополнение), горы(дополнение), реки(дополнение) и моря(дополнение). Видит он весь шар(дополнение) земной. Шар земной- наш дом (сказуемое) родной. Учитель или ученик-помощник проверяет выполнение задания во время физкульминутки. Затем озвучивает правильные ответы и подводит итоги прохождения третьего испытания. Учащиеся закрашивают третью звезду. |