СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Космический урок. Повторение и обобщение знаний по теме "Имя существительное как часть речи. Правописание имён существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке повторения и обощения знаний в игровой форме обучающиеся повторяют тему "Имя существительное как часть речи.Правописание имён существительных". Выполняют практические задания разного уровня сложности. Проводится самооценка и взаимооценка знаний. К уроку разработаны рабочие листы.

Просмотр содержимого документа
«Космический урок. Повторение и обобщение знаний по теме "Имя существительное как часть речи. Правописание имён существительных"»

Методическая разработка

урока русского языка в 5 классе.

Подготовила Синицына Ю.П., учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №3 посёлка Двуреченск


Тема урока


Имя существительное как часть речи. Правописание имён существительных.



Тип урока


Урок актуализации знаний и умений и их комплексное применение в новом учебном действии.


Цель урока:





Задачи урока:













Формирование УУД

Создать условия для повторения и закрепления знаний обучающихся о существительном как части речи, совершенствования умений и навыков применения орфографических правил написания имён существительных, формирования УУД , развития творческих способностей учащихся.

Образовательные: закрепление знаний об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли существительных; закрепление умения находить и использовать существительные в тексте; совершенствование навыков правописания существительных.

Развивающие: развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса; развитие умения давать развёрнутые ответы на вопросы; развитие навыков самоконтроля, взаимопроверки; совершенствование навыков выразительного чтения; навыков выполнения заданий повышенной сложности.

Воспитательные: расширение знаний учащихся об освоении космоса; воспитание патриотизма; умение работать в парах; самооценка учебной деятельности; здоровьесбережение.

Личностные: осознание личной ответственности за результат обучения; формирование учебной мотивации; умение преодолевать трудности в процессе выполнения заданий; стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные: целеполагание; планирование деятельности; способность к рефлексии,

саморегуляция; самоконтроль.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ орфографичеких правил; умение предъявлять свои знания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем,одноклассниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.




Методы и формы обучения

Эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, разные виды предъявления результатов (цифровой диктант, сигнальные карточки), элементы игровой технологии, индивидуальная, парная, коллективная формы работы, самопроверка, взаимопроверка, задания разного уровня сложности, дифференцированное домашнее задание.


Подготовительная работа к уроку

Сигнальные карточки с буквами Е,О, повторение изученных параграфов, индивидуальное задание (стихотворение)

Оборудование

Компьютер, проектор, рабочие листы, цветные карандаши или фломастеры, удостоверение космонавта, шаблон летающей тарелки для домашнего задания, листы с текстом для синтаксической эстафеты, филворды.

Наглядно-демонстративный материал

Презентация, демонстрационные таблицы с орфографическими правилами, сигнальные карточки.

Этапы урока

Ход урока

  1. Организация начала урока

3 минуты

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада встречи с вами. Надеюсь, что сегодняшний урок будет увлекательным и познавательным для вас. Пусть он принесет нам радость общения друг с другом. С хорошим настроением мы начнем наше занятие.


  1. Целеполагание

3 минуты

Учитель обращает внимание учеников на эпиграф к уроку, который записан на доске:

Давно живу я в мире этом.

Даю названье всем предметам.

- Ребята, как вы считаете, почему эпиграфом к нашему уроку я выбрала эти строчки?

Ученики отвечают, что речь на уроке пойдёт об имени существительном, т.к. мы изучили эту тему, существительное обозначает предмет, т.е. даёт всем предметам название.

- Совершенно верно. На протяжении нескольких уроков мы изучали эту часть речи, её морфологические признаки, правописание. Имя существительное – самая древняя часть речи. Учёные-языковеды подсчитали, что в русском языке на 100 слов приходится 40 существительных. Недаром говорят: «Имя существительное-хлеб языка». Кто из вас сможет сформулировать цель нашего урока?

Ученики с помощью учителя формулируют цель урока: повторить морфологические признаки имени существительного, закрепить знания орфографических правил, отработать умения грамотного написания падежных окончаний имён существительных , букв О,Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.

-Сегодня, ребята, вас ждут интересные задания. Мы не будем сегодня работать в тетрадях, как обычно. Я предлагаю вам по ходу урока заполнить рабочие листы (см. приложение к уроку), которые после проверки останутся у вас и будут памяткой по теме «Имя существительное», помогут подготовиться к контрольной работе.

3.Формулировка темы урока, мотивация

5минут

Учитель раздаёт обучающимся рабочие листы и озвучивает тему урока.


- Ребята, обратите внимание на доску. На доске записаны слова с пропущенными буквами: КОСМОНА…Т, ЭКИПА…, Р…КЕТА, П…ЛЁТ, ЛУН…ХОД, КОСМ…С. К какой части речи относятся эти слова?

Ученики отвечают, что это существительные. Затем по желанию выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, объясняют их написание.

-К какой тематической группе относятся эти существительные?

Космос, освоение космоса.

- Как вы думаете, почему наш урок начинается с этих существительных?

В апреле отмечается День космонавтики.

-Вы правы, наш урок проходит накануне Дня космонавтики. Какому событию посвящён этот день?

Учитель обобщает ответы учащихся.

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин – советский гражданин, совершил первый в мире полёт человека в космос. На космическом корабле «Восток» он облетел Землю за 1 час 48 минут. Мы гордимся тем, что Ю.А. Гагарин – наш соотечественник. А есть ли среди вас те, кто хотел бы стать космонавтом?

-Чтобы стать космонавтом, нужно обладать многими качествами. Кандидаты в космонавты проходят строгий отбор.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение

В космонавты всех подряд

Брать, конечно, не хотят.

Там берут здоровых, смелых,

Сильных, умных и умелых.

Космос – это вам не шутки,

Все расписаны минутки.

Расписанье очень строго

И веселья никакого!

Мы свами тоже сегодня будем проходить испытания. Самые старательные, внимательные, усидчивые, пытливые будут зачислены в отряд космонавтов и получат удостоверения и, конечно, оценки за урок. После каждого испытания вы будете закрашивать звезду на вашем рабочем листе. Желаю вам успешного прохождения всех испытаний! 5-4-3-2-1-0- Поехали!

4.Повторение и закрепление знаний. Применение знаний в новом учебном действии

25 минут

Испытание 1. Морфологические признаки имени существительного

Учащиеся перечисляют морфологические признаки им.сущ., записывают их в рабочий лист: постоянные (род, склонение, одушевленное/неодушевлённое, собственное/нарицательное); непостоянные (число, падеж).

Далее учитель обращает внимание учеников на космический коллаж (см. слайд), ученики перечисляют одушевлённые (космонавт, Юрий Гагарин, Белка и Стрелка, собаки, люди, народ) неодушевлённые (небо, звёзды, летающая тарелка, планета) предметы, изображённые на этом слайде.

- Какие из перечисленных существительных относятся к собственным, какие к нарицательным существительным?

Ученики перечисляют нарицательные и собственные имена существительные.

Молодцы, ребята, вы успешно прошли первое испытание! Ученики закрашивают первую звезду.

Испытание 2. Склонение имён существительных. Цифровой диктант.

Учитель читает стихотворение, ученики по ходу чтения определяют склонение существительных и записывают ответы цифрами в таблицу в рабочем листе.

На ракете, ну и ну

Полетели на Луну!

Оторвались от Земли,

Облака насквозь прошли.

Невесомость наступает,

Всё кружится и летает.

Космос-чёрное лукошко,

В небе звёздочки-горошки.

Прилунился на Луне

На обратной стороне.

Там живут лунайчики,

Прыгают, как зайчики.


Взаимопроверка задания, учащиеся обмениваются рабочими листами с соседом по парте. Ответы и критерии оценивания демонстрируются на слайде.

1

1

1

2

3

2

2

1

2

1

1

2

2


- Какое существительное в этом стихотворении ,ребята, вам показалось необычным?

Лунайчики.

- Что оно обозначает и как оно образовано?

Лунайчики-это жители Луны. Существительное образовано с помощью суффикса -ЧИК-

- Какие похожие слова вы можете назвать?

ЗЕМЛЯНЕ, ИНОПЛАНЕТЯНЕ, МАРСИАНЕ

Если в классе есть сильные ученики, которые хорошо определяют склонение, то во время выполнения этого задания им можно выдать филворды (см.приложение) по морфологическим признакам существительных (задание повышенной сложности). Сдают филворды учителю.

После прохождения второго испытания ученики закрашивают вторую звезду в рабочем листе.


Испытание 3. Синтаксическая роль имён существительных. Синтаксическая эстафета.

- Ребята, иногда космонавтом приходится принимать очень быстрые решения, когда на раздумья нет времени. Вот и мы с вами сейчас проведём синтаксическую эстафету. Думать нужно очень быстро, чтобы не подвести свой экипаж.

- Давайте вспомним какую синтаксическую роль могут выполнять имена существительные?

Подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство.

Учитель выдаёт каждому ряду лист со стихотворением. Ученики, сидящие на одной парте, подчёркивают имена существительные как члены предложения в одной строке и передают лист следующим учащимся. По окончании выполнения задания, листы сдают учителю.

В тёмном небе(дополнение) звёзды(подлежащее) светят,

Космонавт (подлежащее) летит в ракете(дополнение).

День(дополнение) летит и ночь(дополнение) летит

И на Землю(обстоятельство) вниз глядит.

Видит сверху он поля(дополнение), горы(дополнение), реки(дополнение) и моря(дополнение).

Видит он весь шар(дополнение) земной.

Шар земной- наш дом (сказуемое) родной.


Учитель или ученик-помощник проверяет выполнение задания во время физкульминутки. Затем озвучивает правильные ответы и подводит итоги прохождения третьего испытания. Учащиеся закрашивают третью звезду.


2 минуты Космическая мультзарядка https://dzen.ru/video/watch/6618ff9bb7bc360fd3bf6580?share_to=link



Испытание 4. Правописание имён существительных. Орфограмма «Буквы Е,И в падежных окончаниях имён существительных» .

Ученики вспоминают орфограмму, используя таблицу на доске.

Выполняют задание в рабочем листе: вставьте пропущенные буквы, объясните правописание окончаний существительных графически. Ответы дают желающие учащиеся, правильные ответы демонстрируются на слайде.

Уже целые сутки в полной темнот… корабль плывёт в космическом простор…. Будни космонавтов нелегки. В экипаж… три человека. В далёком космос… они совершают свой ежедневный подвиг. Своим трудом служат Отчизн….

Учитель подводит итог выполнения четвёртого задания. Учащиеся, прошедшие данное испытание, закрашивают четвёртую звезду.


Испытание 5. Правописание имён существительных. Орфограмма «Буквы О,Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

Ученики вспоминают и проговаривают орфограмму, используя таблицу на доске.

Ученики выполняют задание в рабочем листе. Вставляют пропущенные буквы и выделяют орфограмму.

Проверка осуществляется с помощью сигнальных карточек «О», «Е». Учитель читает слово, ученики поднимают соответствующую карточку.

ТоварищЕм, молодцОм, храбрецОм, ключОм, стужЕй, лучОм, экипажЕм, встречЕй,

солнцЕм.

Сильным учащимся предлагается задание повышенного уровня сложности:

с данными словами составить предложения или текст. Учитель выдаёт отдельные листы для выполнения этого задания. За него ученики получают дополнительные баллы. Некоторые ответы можно зачитать вслух.

Учащиеся, прошедшие данное испытание закрашивают пятую звезду.


5.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов урока.


4минуты

- Наш урок подходит к завершению. Вы хорошо потрудились, проходя все испытания. Помните, что все победы начинаются с побед над самим собой! Я надеюсь, что вам было интересно на уроке и ту цель, которую поставили в начале урока, мы выполнили!

Я предлагаю вам, ребята, оценить свою работу на уроке. Кроме тех звёздочек, которые вы закрасили, на ваших рабочих листах есть рисунок космонавта. Нарисуйте ему лицо. Если вам урок понравился, то нарисуйте весёлое лицо, если были трудности, лицо космонавта будет не очень весёлым. Если же на уроке вам было скучно, задания были трудные, нарисуйте грустное выражение лица.

Во время рефлексии можно фоном включить космическую музыку.

После рефлексии учитель выдаёт ученикам Удостоверения космонавтов (см. приложение).

Учитель объявляет оценки ученикам, которые активно работали на уроке, отвечали на вопросы.


6.Домашнее задание


3 минуты

Учитель раздаёт ученикам шаблоны летающей тарелки (см. приложение). Предлагает учащимся выполнить разноуровневое домашнее задание.

  1. Написать послание инопланетянам. Придумать, на какой планете они живут.

  2. Составить кластер по теме прошедшего урока.

  3. Сделать орфографическую карточку по изученным орфограммам (не менее 10 слов)

После звонка учащиеся сдают рабочие листы на проверку учителю. После проверки рабочих листов на следующем уроке будут объявлены оценки остальным учащимся.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист

Кандидата в отряд космонавтов Ф.И.___________________________________

Имя существительное как часть речи. Правописание имён существительных

Давно живу я в мире этом.

Даю названье всем предметам.

Испытание 1. Морфологические признаки имени существительного

 

постоянные непостоянные

___________________________________________________________

Испытание 2. Цифровой диктант. Склонение имён существительных

Определите склонение имён существительных
















Испытание 3. Синтаксическая эстафета. Синтаксическая роль имён существительных

Какими членами предложения могут быть имена существительные?

___________________________________________________________


Испытание 4. Правописание имён существительных. Орфограмма «Буквы Е,И в падежных окончаниях имён существительных»

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму графически.

Уже целые сутки в полной темнот… корабль плывёт в космическом простор…. Будни космонавтов нелегки. В экипаж… три человека. В далёком космос… они совершают свой ежедневный подвиг. Своим трудом служат Отчизн….


Испытание 5. Правописание имён существительных. Орфограмма «Буквы О,Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных».

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму графически.

Товарищ…м, молодц…м, храбрец…м, ключ…м, стуж…й, луч…м, экипаж…м, встреч…й, солнц…м.

Мои достижения

Мой урок






Удостоверение космонавта

Настоящее удостоверение выдано

учени_____5 класса _________________________________________________________________________

Успешно прош___ все испытания по теме «Имя существительное как часть речи. Правописание имён существительных» и получил___ оценку « » . Дополнительные баллы :_________. Зачислен___ в отряд космонавтов.



Район Солнечная система,

город Галактика


Руководитель_________________













Текст стихотворения для синтаксической эстафеты

__________________________________________________________________________

В тёмном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на Землю вниз глядит.

Видит сверху он поля, горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной.

Шар земной- наш дом родной.