СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Космическое путешествие в галактику Глаголия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Космическое путешествие в галактику Глаголия проводится как обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Космическое путешествие в галактику Глаголия»

Лакей Ольга Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя школа № 15 г. Макеевки»


«Космическое путешествие в галактику «Глаголия»

(обобщение по теме «Глагол» в 5 классе)

Цели урока: обучающая – обобщение и систематизация знаний о глаголе как о части речи: повторение грамматических признаков глагола (вид, спряжение; время, род, число); закрепление умения логически рассуждать на грамматическую тему; развивающая - наблюдение за выразительным использованием глаголов в предложениях и текстах; обогащение словарного запаса учащихся;

воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, работа по сплочению детского коллектива.

Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала

Форма урока: дидактическая игра. Урок-путешествие.

Оборудование: компьютер; слайд-презентация; путеводители для каждого ученика.


Ход урока

I. Организационный момент: приветствие, тема, цели урока.

II. Работа над темой урока.

Слово учителя.

- Ребята, рано утром пришло загадочное послание, которое нужно расшифровать.

(Слайд № 1)

- Перед вами какой-то непонятный набор букв, посмотрите внимательно, из каких букв состоит послание? (только из согласных)

- А каких не хватает? (гласных)

- Попробуйте составить слова, подбирая гласные буквы? (ПУТЕШЕСТВИЕ В ГАЛАКТИКУ

«Глаголия»)

- Вот именно так и будет называться сегодняшний наш урок.

Чтение учителем стихотворения: (Слайд 2)

Вам скучно и грустно? Вы снова в миноре?

Позвольте мне вас пригласить на прогулку.

Не в город, залитый неоновым морем,

Не в залы музеев, пустынных и гулких.

Подальше от темных и пыльных подъездов,

Бензиновых радуг на мокром асфальте.

Я вас проведу по кварталам созвездий,

Вы грусть и тревогу забудьте, оставьте.

Я буду вам гидом, и в нашем буклете (показать листы)

Узором сплетется и правда, и небыль.

По узкой дорожке из лунного света

Мы ступим на бархат мерцающий неба.

(Слайд мерцающего неба)

- Недавно был апрель, Апрель – это месяц триумфа науки и всех людей, посвятивших себя космонавтике. Я уверена, что вам многое известно об этом событии, но сегодня хотелось бы рассмотреть его с позиций науки о языке – лингвистике. И это будет наше с вами лингвистическое путешествие.

- А как вы думаете, для людей, которые должны были совершить полет в космос, стояли какие-то задачи? (Да, они чувствовали очень большую ответственность, должны были исследовать и изучить незнакомое космическое пространство, планеты, звезды).

- Значит перед нами тоже должны стоять определенные задачи? Прочитайте еще раз тему: «Путешествие в галактику «Глаголия». Какие задачи будут стоять перед нами?

  1. Определение целей урока: (Слайд 3)

Давайте вместе попробуем определить цели сегодняшнего урока:

  1. Повторить и обобщить знания о глаголе.

  2. Систематизировать знания и уметь определять грамматические признаки глагола.

  3. Повторить морфологические признаки глагола и уметь их определять.

  4. Повторить орфограммы и уметь применять их на практике.

- Сегодня мы отправимся в настоящее путешествие в открытый космос. У каждого из вас на столе ле-жит индивидуальный путеводитель (Приложение 1) с уже обозначенными названиями планет, где вам необходимо будет выполнить определенные задания и упражнения. Ваша задача на протяжении всего урока заполнить этот путеводитель, определяя самое важное для каждой из указанных планет.

- Итак, тема сегодняшнего урока «Путешествие в галактику Глаголия». А кто из вас знает, что обозна-чает слово «галактика» (определение лежит у каждого на столе, вклеивают к себе в листы Приложение 2)

(работа со словарем 1 ученик. Слайд № 4)

3. Проблемная ситуация. Повторение ранее изученного материала.

- Но как нам полететь в космос не запустив наши ракеты? Предлагаю вам выполнить небольшое задание, так называемый «Цифровой диктант», который даст вам определенный набор цифр для запуска ракет. (Слайд 5)

Задание: Определите, верно ли каждое утверждение? Если вы считаете, что ДА, то ставьте цифру 1, если Нет – 0. Я утверждаю, что во всех словах не с глаголом пишется раздельно:

  1. Не пришел 1 5. Не пользовался 1

  2. Не участвовал 1 6. Не годовал 0

  3. Не доумевал 0 7. Не предлагал 1

  4. Не попал 1 8. Не навидел 0

9. Не посетил 1

Код: 110110101 для полета

Вывод:

- Что помогло вам правильно узнать код? (знание правила. не с глаголами пишутся раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются).

- Теперь мы с вами можем отправиться в путешествие и первая планета, которую мы посетим, называется «Проверяй-ка». (Слайд 6)

- Учтите, что на каждой планете вы должны будете выполнить определенные задания, если мы с ними не справимся, то не вернемся назад, на нашу Землю…

- Посмотрите, как прекрасна эта планета «Проверяй-ка»

- Как вы думаете, какое задание нужно будет выполнить? Что проверить?

4.Проверка домашнего задания.

- Вашим домашним заданием было упр. 700. Поменяйтесь тетрадями, возьмите красные ручки и проверьте домашнюю работу. (Слайд №. 7)

А разборы (морфологический и синтаксический) выполнит …… (2 ученика у доски).

Задание к упражнению: Заполните таблицу примерами из данного ниже текста. Отдельно выпишите слова, в которых ь не пишется.

В существительных 3-го скл.

В глаголах

В неопределенной форме

Во 2-м л. Ед.ч.

Речь, ложь, помощь, вещь.


Сечь, помочь, не беречь, обжечься.

Не вырастишь, не сваришь, намочишься, обожжешься.

- Какие слова не вошли в вашу таблицу: Плеч (сущ. не 3 скл), горяч (кр. прил.)

Выполнение морфологического и синтаксического разборов на доске:

К расна речь пословицей. ( Повеств., невоскл., простое, двусос., распр.) {= -}

I . Красна – краткое прил, т.к. отвечает на вопрос (какова?) Речь (какова?) красна

II. Н.ф. – красный, кр. прил., в ж.р., в ед.ч.,

I II. Речь (какова?) красна.

В ывод:

- Трудно ли было выполнить задание?

- Какие правила помогли вам верно справиться с заданием? (правописание Ь знака). Когда пишем Ь, а когда нет? (ь знак пишется у сущ. 3 скл, у глаголов в неопределенной форме, у глаголов 2 лица ед.ч., ) – уметь определять части речи.

- В чем особенность синтаксического разбор? (в роли сказуемого выступает краткое прилагательное).

-В чем отличие морфологических признаков краткого прилагательного и полного? (У краткого прилагательного нет грамматической категории падежа)

5. Фронтальный опрос.

- Молодцы, справились с домашним заданием. Отправляемся на следующую планету.

- Ух ты, какая интересная планета, называется «Опросник». (Слайд 8)

- Как вы думаете, что здесь необходимо нам сделать? (ответить правильно на вопросы, которые касаются части речи «глагол»)

Задание: ответить на следующие вопросы «Да», «Нет». (Слайд 9,10)

  1. Глагол – это служебная часть речи? (нет)

  2. Глагол обозначает действие предмета? (да)

  3. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида? (да)

  4. В настоящем и будущем времени можно определить род глагола? (нет)

  5. Глаголы «брить, стелить» относятся ко 2 спр.? (нет)

  6. Глаголы «гнать, держать, дышать, слышать» - это глаголы 2 спр. ? (да)

  7. Не с глаголами всегда пишется раздельно? (нет)

  8. У глаголов 2 лица, ед. ч., после Ш всегда пишется Ь? (да)

  9. В предложениях глагол является сказуемым? (да)

- Справились с этим заданием, неплохо.

- Совсем недавно, когда мы только начинали изучать признаки глаголы, мы с вами составляли кластер, давайте посмотрим, что в общем у нас получилось. (Слайд 11) (кратко характеризуем признаки, вклеиваем в путеводитель).

- Путешествие наше продолжается, теперь на какую планету мы полетим?

(1 ученик выбирает на макете планету)

6.Повторение пройденного материала.

- На нашем пути появляется следующая планета «Ох, уж эти времена» (Слайд 12). На этой планете вам необходимо выполнить вот какое задание.

Задание: Прочитать текст, который у вас на столах (раздаточный материал Приложение 3), найти глаголы и распределить их по столбцам. 1- глаголы настоящего вр., 2 – будущее время, 3 – прошедшее. (Слайд 13)

Кто может лететь в космос

Для полета в космос искали горячие сердца, быстрый ум, крепкие нервы. Отбор шел в продолжение нескольких недель. Вновь будут исключать немало ребят. Я остался в числе отобранных летчиков – кандидатов в космонавты.

Впервые в жизни я, младший офицер, с трепетом в душе надеюсь, что буду беседовать с главным маршалом авиации. И это произошло. Он встретил нас по-отцовски, как своих сыновей. Интересовался прохождением службы, семейными делами, расспрашивал о женах и детях и в заключение сказал: «Родина надеется на вас и доверяет».

Я с сожалением расстаюсь с полком, прощаюсь с товарищами и вместе с семьей отбываю к месту новой службы. Открывается новая, незабываемая, самая интересная страница в моей жизни, которую проживу достойно. (По Ю. Гагарину).

(слайд 14)



Настоящее время

Будущее время

Прошедшее время

Надеюсь, надеется, доверяет, расстаюсь, прощаюсь, отбываю, открывается.

Будут исключать, буду беседовать, проживу

Искали, шел, остался, произошло, встретил, интересовался, расспрашивал, сказал,

(проверка 1 ученик – 1 столбик, выборочно проверяем написание глаголов)

- Что помогла вам определить время глаголов?

- Ребята, проанализируйте слова с точки зрения орфографии (некоторые слова устно)

- как образуются глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени? ( наст. вр. - от глаголов НСВ, буд. вр. – простая форма от СВ, сложная – от НСВ, прошед. – от основы инфинитива + суф. Л).

- А теперь я предлагаю сделать небольшую передышку и провести разминку для наших глаз.

7. Физкультминутка (разминка для глаз) (Слайд 15)

8. Встреча с инопланетянином. (Слайд 16,17)

- Посмотрите, наши датчики никак не могут определить, что это за планета. Она какая-то необыкно-венная и, думаю, интересная. («Угадай-ка»)

- Посмотрите, нас кто-то встречает. Да это же инопланетянин!

У него есть для вас задание, если вы его выполните, он нас отпустит домой, а если нет, то останемся здесь до тех пор, пока не выполним задание, без единой ошибки. (Слайд 18-23)

1) Из предложения: Первый совершает свой вояж Изломанный судьбою экипаж, выпишите подлежащее.

2) Из предложения: Космонавт готовился к своему первому полету в космос, выпишите сказуемое.

3) Из предлогов в, от, под, к выпишите тот, который состоит из 1 буквы, и обозначает глухой звук.

4) Из предложения: Мы были на удивительной встрече с летчиками-космонавтами. Найдите допол-нение в П.п., и поставьте его в Д.п. и запишите.

5)Из предложения: Это была первая пристыковка корабля со станцией. выпишите дополнение в Т.п.

- Посмотрите, что у вас получилось (предложение «Экипаж готовился к встрече со станцией»)

- Инопланетянин просит вас дать морфологическую характеристику глаголу. Готовился (Готовился – глагол, НСВ, 2 спр., в прош. вр., в м.р, в ед. ч.)

Вывод:

- Какие члены предложения являются главными, а какие второстепенные?

- Какие постоянные и непостоянные морфологические признаки есть у глаголов?

9. Творческая пятиминутка.

- Молодцы, теперь мы полетим домой, через просторы и необъятные широты вселенной на нашу родную, необыкновенно красивую планету Земля. (слайд 24 )

- Ну вот мы и дома. Откройте свои бортовые журналы-дневники и запишите домашнее задание. Ваша задача дома написать сочинение-миниатюру (7-10 предложений) о космосе, о космическом простран-стве, о красоте и особенной музыке космоса, о нашем сегодняшнем путешествии. В своих текстах под-черкните глаголы и определите у них вид, спряжение и время. (Слайд 25)

Итог:

- Ребят, давайте подведем итоги нашего сегодняшнего, надеюсь, интересного путешествия.

- Достигли ли мы целей, которые ставили перед собой в начале путешествия? (краткое объяснение)

  1. Рефлексия. (Слайд 26)

- У вас на столах лежат маленькие звездочки разного цвета, возьмите ту звездочку, которая, по вашему мнению, отражает ваше настроение и впечатления от сегодняшнего урока. В этом нам поможет характеристика цветов Макса Лютера.

(красный, желтый, зеленый, синий, черный)

  • красный цвет – радостное, восторженное настроение, передающее активность и уверенность;

  • синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;

  • зелёный цвет – активность, но прослеживается усталость;

  • жёлтый цвет – спокойный цвет, цвет пассивности ребёнка;

  • чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание;

11. Выставление оценок.