Конспект занятия по естествознанию в старшей группе
Образовательная область: « Познание»
Раздел: Естествознание
Тема: «Насекомые.Земноводные»
Задачи: Уточнить представления о классификации животных (звери, птицы, насекомые, земноводные). Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложноподчинённых предложений. Способствовать снятию психологической инерции, приобщая детей к умению мыслить системно, творчески. Обогащать словарь. Поощрять попытки к чтению, звуко - слоговому анализу слов. Развивать творческое воображение, фантазию.
Материал и оборудование: Изображение электрички (поезда) с четырьмя вагонами.; предметные картинки: звери (медведь, белка, лиса, ёж), птицы (ласточка, грач, скворец, чайка), насекомые (муравей, муха, бабочка, комар), земноводные ( лягушка, уж, черепаха, улитка); части тела всех вышеуказанных существ (голова, туловище, лапы, хвост); предметные картинки или игрушки, не имеющие общей направленности; лист бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия:
Сегодня мы будем путешествовать. Вот и транспорт готов. Как он называется? (Электричка). Что у неё есть? Чем похожи вагоны? Чем отличаются?
А кто это сидит на перроне и ждёт посадки? (на столе картинки с изображением животных).
Воспитатель распределяет детей на 4 группы (в каждой выбирается проводник) и даётся задание: рассадить животных таким образом, чтобы в первом вагоне ехали звери, во втором – птицы, в третьем – насекомые, в четвёртом – земноводные. Предлагаю проводникам назвать своих пассажиров.
- Кого мы видим в первом вагоне? Как их можно отличить от других живых существ? (четыре лапы, тело покрыто шерстью, малышей кормят молоком).
- Назовите главный отличительный признак пассажиров второго вагона (две ноги, клюв, перья)
- Расскажите о пассажирах третьего вагона (шесть лапок, три ярко выраженные части тела).
- Кто разместился в четвёртом вагоне? Из называют земноводными. Почему? (Они могут жить и в воде, и на суше).
- Кто здесь лишний? Почему проводник пропустил щуку? (Она очень просилась и в воде тоже живёт).
Спасибо за помощь. Пассажиры уже удобно расселись в вагонах. Кто же поведёт электричку?
После некоторых рассуждений дети пришли к выводу, что необходим машинист.
Воспитатель: Согласна, только необычный. Пусть сегодня всё будет сказочно. Закройте глаза, я приготовлю предметы для фантазирования.
Воспитатель выставляет стенд с заготовками частей тела животных. Затем предлагает поступить следующим образом: в первом вагоне позаимствовать туловище любого зверя, во втором вагоне – хвост, в третьем – хвост, в четвёртом – голову, и объединить все части в одно целое.
- Что получилось? Как назовём это фантастическое животное? (Например, МедоМуроЛастоЗмей) – это и будет наш машинист.
Дан сигнал к отправлению.
- Чтобы веселее было ехать предлагаю спеть любимую песню о животных (по желанию детей)
Остановка «Сплюшкино». Здесь выходят те, кто зимой впадают в спячку, а весной пробуждаются. Кто должен выйти из первого вагона? (медведь, ёж), из второго вагона? (никто), из третьего вагона? (все), из четвёртого вагона – лягушка, уж.
- Давайте проводим наших друзей (поглядите друг на друга на прощание, дружески потормошите по плечу, подмигните, поднимите руки над головой, помашите, сделайте прощальный жест, крепко пожмите друг другу руки).
Путешествие продолжается. Обратите внимание на оставшихся пассажиров. Назовите тех, чьё название состоит из 2-х частей (слогов), из 3-х, из 1 части.
- Что объединяет пассажиров второго вагона (перелётные птицы). Назовите любой звук и найдите его в названии оставшихся пассажиров? Определите место этого звука в слове.
Остановка «Понимайкино»
Наше путешествие закончилось. Я хочу спросить, чему можно научиться человеку у животных, а чему нельзя, что не подходит для человека.
Воспитатель: Согласна, только необычный. Пусть сегодня всё будет сказочно. Закройте глаза, я приготовлю предметы для фантазирования.
Воспитатель выставляет стенд с заготовками частей тела животных. Затем предлагает поступить следующим образом: в первом вагоне позаимствовать туловище любого зверя, во втором вагоне – хвост, в третьем – хвост, в четвёртом – голову, и объединить все части в одно целое.
- Что получилось? Как назовём это фантастическое животное? (Например, МедоМуроЛастоЗмей) – это и будет наш машинист.
Дан сигнал к отправлению.
- Чтобы веселее было ехать предлагаю спеть любимую песню о животных (по желанию детей)
Остановка «Сплюшкино». Здесь выходят те, кто зимой впадают в спячку, а весной пробуждаются. Кто должен выйти из первого вагона? (медведь, ёж), из второго вагона? (никто), из третьего вагона? (все), из четвёртого вагона – лягушка, уж.
- Давайте проводим наших друзей (поглядите друг на друга на прощание, дружески потормошите по плечу, подмигните, поднимите руки над головой, помашите, сделайте прощальный жест, крепко пожмите друг другу руки).
Путешествие продолжается. Обратите внимание на оставшихся пассажиров. Назовите тех, чьё название состоит из 2-х частей (слогов), из 3-х, из 1 части.
- Что объединяет пассажиров второго вагона (перелётные птицы). Назовите любой звук и найдите его в названии оставшихся пассажиров? Определите место этого звука в слове.
Остановка «Понимайкино»
Наше путешествие закончилось. Я хочу спросить, чему можно научиться человеку у животных, а чему нельзя, что не подходит человеку?
Конспект занятия по естествознанию в старшей группе
Образовательная область: « Познание»
Раздел: Естествознание
Тема: «Знакомство с транспортом.(спецмашины)»
Цели:
-Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта;
-Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения;
-Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам;
-Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами;
-Упражнять в правильном произношении звуков «р» и шипящих, в умении давать развернутые ответы на вопросы;
-Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию;
-Развивать любознательность, мышление, фонетический слух, мелкую моторику;
-Воспитывать уважение к профессии водителя.
Оборудование:
Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками.
Аудиозаписи звуков, издаваемых транспортом.
Три круга символизирующие три сигнала светофора, мячи.
Салфетки-паруса для дыхательной гимнастики.
Оборудование для аппликации.
Предварительная работа:
Наблюдение за транспортом.
Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт».
Раскрашивание картинок- раскрашек с изображением транспортных средств.
Беседа, дидактическая игра или занятие о правилах дорожного движения.
Ход занятия:
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет, чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.
Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.
Послушайте загадку:
Загадка про шофёра
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - …
(Шофёр)
Да, это шофёры. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей).
(Воспитатель поправляет детей и делает акцент на таких качествах как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость).
Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!
Чтение стихотворения «Шофёры»
«Шофёры»
Шуршат по дорогам
Веселые шины.
Спешат по дорогам
Машины, машины ...
А в кузове - важные,
Срочные грузы:
Кирпич и железо,
Дрова и арбузы.
Работа шоферов
Трудна и сложна,
Но как она людям,
Повсюду нужна.
Дидактическая игра «Все профессии важны»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт – отважный летчик, корабль – смелый капитан, и другие). Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.
Воспитатель показывает детям все просмотренные ранее картинки.
- Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?
(Ответы детей).
- Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный).
Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Едет, плывет, летит»
Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками).
Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»
Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.
Динамическая пауза «Поезд с грузом»
Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.
Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше – появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. И детям и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с этими большими и сильными машинами – на дорогах, вокзалах, в портах.
Рассказ о видах транспорта
Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта.
Сначала человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.
Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.
Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»
Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.
Очень много лет домашние животные верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар.
Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.
Чистоговорка «Поезд»
Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща че, ша, ща.
Продолжим наш рассказ.
Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.
С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.
А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.
Физминутка «Светофор»
Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя: «Заводим моторы! Р-р-р-р-р», дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный, желтый или зелёный.
-Ну что же, мы сегодня познакомились с разными видами транспорта. С автомобилями, поездами и кораблями вы уже хорошо знакомы, а чуть позже вы познакомитесь и с другими транспортными средствами. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.
Конспект занятия по естествознанию в старшей группе
Образовательная область: « Познание»
Раздел: Естествознание
Тема: «Наурыз»
Цель:Обобщить и расширить знания детей о национальных праздниках и традициях, связанных с их празднованием.
Задачи:
Обр: познакомить детей с праздником Наурыз
Разв: развивать познавательный интерес к природе родного края
Воспит: воспитывать уважение к обычаям и традициям казахского народа.
Словарная работа: Праздник -мереке. Новый год -Жана жыл.
Методы: беседа, игра.
Ресурсы: хрестоматия; разноцветные ленты для шанырака; цветы; аудиозапись песни «Наурыз»
руг радости
воспитатель держит несколько лент, зажав их в высоко поднятой руке или прикрепив к небольшому шесту, как будто он стоит в центре юрты. Здравствуйте, ребята!
Вот и весна спешит навстречу,
Зима скатилась с горки вниз.
Пришел к нам радостный и светлый:,
Веселый праздник Наурыз!
Я приглашаю вас в юрту, чтобы поприветствовать друг друга. Встаньте, пожалуйста, в круг. Возьмитесь за ленточки и скажите друг другу самые теплые пожелания - такие теплые, как этот яркий, солнечный день:
- « Наурыз құтты болсын!»
- «С праздником Наурыз!»
Дети повторяют за воспитателем слова приветствия.
Побеседуем
Ребята! Наурыз - это древний праздник. Люди встречают весну, радуются теплым дням,
солнцу.
Я хочу рассказать вам про один древний обычай. В Наурыз дети дарят
взрослым первые цветы - подснежники и поздравляют их с началом весны. Взрослые,
принимая подарок, спрашивают у детей, о чем они мечтают. После того, как ребенок расскажет о своей мечте, взрослые проводят цветком по лицу ребенка для того, чтобы мечта сбылась.
Помечтаем
Ребята, давайте помечтаем. Возьмите из корзинки цветок и загадайте желание.
Звучит музыка.
Дети рассказывают, о чем они мечтают. Воспитатель берет у ребенка цветок и
проводит им по его лицу со словами: «Спасибо. Твоя мечта обязательно сбудется!»
Ребята, а вы знаете, как переводится с казахского языка слово «Сүйінші»?
Это слово означает «хорошая весть». Давайте поиграем в игру «Сүйінші».
Разминка-игра «Сүйінші»
Сүйінші, Сүйінші,
Весть хорошую скажи!
Птицы в гнезда прилетели!
Песни звонкие запели!
Суйінші, Суйінші,
Весть хорошую скажи!
Сад ребята посадили
И скворечники прибили.
Сүйінші, Сүйінші,
Весть хорошую скажи!
Наурыз ко всем пришел,
К нам весна идет уже,
Звучит песня «Наурыз». Воспитатель рассказывает:
Наурыз - любимый праздник казахского народа. Он приходит весной, когда начинается
обновление всего живого в природе.
- Наурыз имеется в календаре народов Индии, Ирака, Афганистана, Ирана, Средней Азии и Казахстана. В древности этот праздник назывался «Улыс» - это был Новый год
степных кочевников. 22 марта - день равноденствия, когда день равняется
ночи. К этому времени природа начинает пробуждаться и воскресать, народ,
избавляясь от зимних тягот, радуется за благополучную сохранность основного богатства - скота, поэтому 22 марта казахи называют «Улысын улы куни» - Великим днем народа.
Первый день Наурыза - «Улысын улы куни» всегда являлся грандиозным, насыщенным праздником. По мифологии в ночь с 21 на 22 марта землю обходит старик Кадыр. Сажает дерево, посылает людям счастье, благоденствие. Под его взглядом земля становится плодовитой, и даже камни могут расплавиться, превратившись в живительную влагу.
По восточному преданию, в Наурыз мейрамы из-под земли возвращается полуденный
дух, несущий исцеление слепым и немощным, мир - воюющим.
Это время завершения зимовки и подготовки к летнему сезону. С приближением
Наурыза аулы преображались. На юртах появлялись своеобразные флаги - символы племен. Мужчины расчищали родники, места стоянок, старики сажали деревья. Женщины вышивали яркие панно для украшения праздника. Готовясь к Новому году по восточному календарю, люди подстригались и ходили в баню, а на праздник надевали новые одежды, насколько позволяли материальные возможности.
В этот день обязательно готовится наурыз коже - ритуальное кушанье, состоящее из семи компонентов: мясо, баранья голова, молоко, пшеница или рис, лук, соль, вода. Его принято есть досыта, чтобы год был сытым.
Накануне торжества в знак достатка, обилия молока, урожая и дождя все емкости
в юрте заполнялись молоком, айраном, кумысом, семенным зерном и ключевой
водой. Во время празднования проводятся национальные игры.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Байга Украшением праздников казахских степей всегда являлись скачки - байга. За день до байги готовятся лошади, подбираются участники. В этой игре соревнуются молодые наездники на лучших скакунах.
Длина байги составляет 10-15 километров и более. Участники скачек устремляются только в одном направлении - к финишной черте. Победителем становится всадник, первым пришедший к финишу, и именно ему вручается самый дорогой приз. Активное участие в байге принимают зрители, которые возгласами выражают поддержку участникам.
Выталкивание из круга
Количество участвующих в игре не ограничено. На земле чертят большой круг, в центре которого собираются все участники. Всадники должны, не применяя рук, лишь
сталкивая скакунов, грудь на грудь, вытеснить соперника за пределы круга.
Проигравшим считается тот, чей конь двумя ногами заступит за линию. Побеждает
тот участник игры, который останется в круге последним.
Охота с соколом
Соколиная охота - один из самых увлекательных и утонченных видов охоты. С древнейших времен в среде степной знати дрессировка сокола считалась особым, почитаемым занятием, являвшимся подлинным искусством. Стремительный полет этой небольшой отважной птицы и последующая молниеносная схватка в воздухе становятся поистине захватывающим зрелищем и производят на участников охоты незабываемые впечатления.
Другие игры: «Охота с беркутом», «Сбивание тымака» (сбивание шапки с шеста с завязанными глазами),«Алтыбақан» (качели), «Қыз қуу» (догони девушку), «Көкпар» (козлодрание), «Аударыспақ» (борьба на лошадях) и другие
Обобщаем
Сегодня, дети, мы узнали о древнем празднике Наурыз. Кто запомнил, что это за праздник - Наурыз? А что означает слово «Сүйінші», вы не забыли?
Ожидаемый результат:
Знать: о национальных праздниках и традициях, связанных с их празднованием.
Иметь: представление о празднике Наурыз.
Уметь: рассказывать, анализировать, обобщать.
03.05.2018
Конспект занятия по естествознанию в старшей группе
Образовательная область: « Познание»
Раздел: Естествознание
Тема: «Народов дружная семья»
Цель: расширять и углублять представления детей о нашей многонациональной стране;
формировать представление о дружбе людей разных национальностей как основе единства народа Казахстана; воспитывать интерес и уважение к традициям разных народов; развивать нравственные качества: чувство гордости за казахстанский народ; доброту, способность любить, дружить, доверять, взаимопонимание; закреплять понятие «Родина».
Ход занятия:
Круг радости: «Венок дружбы»
В хоровод мы дружно встанем,
Руку дружбы всем протянем.
Ты кружись, наш хоровод,
Очень дружный наш народ.
Педагог: (здоровается с детьми на казахском языке) — Сәлеметсіздер ме балалар?
Дети: Сәләметсіз бе!
Педагог: А ещё, на каких языках вы умеете здороваться?
(Дети перечисляют, на каких языках они умеют здороваться)
На украинском - здоровеньки булы
На белорусском - добый дзень
На английском - неллоу
На немецком - гутен таг
На французском - бонжур
Педагог: Молодцы! А знаете ли вы что такое Родина? Давайте побеседуем о Родине!
- Родина - это место, где человек родился, вырос и живет. Все что нас окружает - это наша Родина. А как называется наша Родина? (ответы детей).
Правильно, наша Роди¬на — Казахстан! Казахстан - многонациональная республика. Здесь живут люди разных национальностей: казахи, русские, корейцы, татары, украинцы, немцы, узбеки, уйгуры, греки, армяне, азербайджанцы и др.
- Ребята, а вы обратили внимание, что наш класс тоже многонациональный?
- Скажите, ребята каких национальностей есть в нашем классе? А среди взрослых, родственников и друзей?
- Дети, скажите, дружно ли вы живете в классе? Дружны ли дети в школе? А что значит - жить дружно? (ответы детей).
- Наша республика тоже похожа на большую школу, где все люди разных наци¬ональностей живут очень дружно, ходят друг к другу в гости, вместе празднуют праздники, уважают традиций народов.
Почитаем
САМОЕ ГЛАВНОЕ
А. Митяев
Порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а все вместе - сад. Один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, уже дом готов!
Соединяет людей дружба.
Вместе они живут счастливо. Если спросить, что для людей самое главное, то литовец ответит - драугисте, уз¬бек - дустлик, грузин - мегоброба, молдаванин - приетение, калмык - интльтын, удмурд - эшласькон.
Все эти слова означают одно – дружба.
- Для человека что означает слово «дружба»?
- Почему человеку одному плохо?
- Кто знает, а как по-казахски звучит слово «дружба»?
1 мая - День Единства народов Казахстана. В этот день люди наряжаются в свои национальные костюмы, приветствуют друг друга и приглашают в гости, угощают национальны¬ми блюдами, читают стихи, поют песни и танцуют.
- А знаете ли вы стихи про дружбу, про праздник? Кто хочет прочитать? (дети штают стихотворения).
Что такое дружба?
Это совесть чистая.
И душа открытая
Так считают исстари.
Что такое дружба?
Если станет туго
Ты во всем, как на себя,
Положись на друга.
Что такое дружба?
Крепкая опора,
Вместе верные друзья.
Могут сдвинуть горы.
Дружба народов не просто слова.
Дружба народов навеки жива
Дружба народов - счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.
Дом, что мы построили,
Время не разрушит,
Солнце не уступит черной мгле.
Потому что дружба - сильное оружие
Главное оружие на земле!
Как хорошо, что дружба есть на свете
Она как воздух нам нужна
Так пусть шагает дружба по планете
Пускай, как солнце светит нам она!
Педагог:
- У каждого народа из поколения в поколение передается его национальное богатство: язык, традиции, обычаи, национальные блюда и одежда, народные сказки и пословицы. А какие народные пословицы знаете вы? (ответы детей):
Пословицы казахского народа:
Доброе соседство прочнее родственных уз.
Сила птицы — в крыльях, сила человека - в дружбе.
Пословицы корейского народа:
Хорошие дети у хороших родителей.
Пословицы русского народа:
Родная сторона - как мать родная.
Без корня и полынь не растет.
Пословицы чеченского народа:
Все работают — и ты трудись, все веселятся — и ты веселись.
Лишь у истока вода чиста бывает всегда.
Пословицы уйгурского народа:
Родина мать — это золотая колыбель.
Добьется счастья тот, кто уважает старших.
Педагог:
- Вот сколько народных пословиц вы знаете. Все пословицы сложены о бесценном богатстве - дружбе народов, о Родине, о семье. В них мудрость и талант наших предков. Поэтому всегда надо прислушиваться народной мудрости.
— Сейчас я хочу вам показать слайды, а вы внимательно смотрите и скажите, какому народу принадлежат изображенные на них национальная одежда, блюдо, традиции, обы¬чаи, игры.
- Расскажите, какое национальное блюдо вы готовили вместе с родителями дома.
Разминка:
В Казахстане мы живем (руки в стороны)
Есть у каждого свой дом (руки домиком)
Есть работа, (кулачком об кулак)
Есть друзья, (хлопаем в ладоши)
Мама, папа есть и я! (обнимаем себя)
Педагог: - А теперь, дети покажем нашу сплоченность и дружбу. Сегодня нашу дружбу мы проявим в творчестве.
Педагог делит детей на 3 подгруппы и дает задание по рисованию, лепке, апплика¬ции. Задание выполняется совместными усилиями детей.
1. Рисование «Юрта»
2. Лепка – «Угощение»
3. Аппликация – «Торсык - сосуд для кумыса»
Подвижная игра: педагог предлагает поиграть в казахскую народную игру «Такия тастамак!»
Казахский национальный обычай « Шашу»
Обобщаем:
- Молодцы, дети! Сегодня мы узнали немало о празднике единства народов.
Наша Родина Казахстан- это многонациональная страна. Сейчас под гостеприимным шаныраком живет большая и дружная семья: казахи, русские, татары, корейцы, украинцы, лезгины, немцы... Над всеми нами чистое голубое небо, в котором парит благородный орел свободы.
А самое главное, что всех нас, независимо от цвета кожи и разреза глаз, объединяет великое чувство любви и благодарности родной земле.
Давай¬те встанем в круг и пошлем теплые пожелания от сердца к сердцу.
«От Сердца к сердцу»
- Мир, Май, Труд!
В Казахстане все дружно живут.
Казахстан - страна большая,
Независимая и крутая!
Дети поют песню «Вместе весело шагать»
17.05.2018
Конспект занятия по естествознанию в старшей группе
Образовательная область: « Познание»
Раздел: Естествознание
Тема: «Армия Казахстана»
Цель: Обобщение знаний по теме « Армия».
Задачи: Расширение и активизация словаря детей, развитие лексико – грамматических категорий: согласование сущ. В ед. и мн. Числа Р. П., подбор относительных прилагательных к существительным, построение распространенных предложений, стимулировать речевую активность детей.
Развитие зрительного и слухового внимания, умение выделять основные признаки, развитие мышления.
Воспитывать гордость за свое Отечество, уважение к защитникам.
Словарная работа: Защитники Отечества
Билингвальный компонент: Отан – Родина.
Ресурсное обеспечение: Предметные картинки.
Побуждение ребёнка к процессу деятельности:
Беседует:
- Ребята, какой праздник мы будем отмечать через несколько дней?
- Скажите, а что такое Отечество? (Ответы детей). Правильно Отечество-это наша Родина.
- Как называется наша Родина?
- Значит мы с вами кто?
- Всё может родная земля: напоить родниковой водой, накормить тёплым хлебом, удивить своей красотой, только защитить себя не может
.Создание проблемной ситуации:
- Ребята, а кто же является главными защитниками Отечества?
Ориентирование детей на разрешение проблем:
Защитники Отечества – это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов.
В давние – давние времена, стояли на страже нашей родины очень сильные люди – батыры.
- Кто такие батыры?
Это выносливые и храбрые люди. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины.
У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.
Предлагает послушать стихотворение:
(В. Степанов)
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
Шелестят берёзы,
Распевают птицы,
Подрастают дети
У родной страны.
Скоро я в дозоре
Встану на границе,
Чтобы только мирные
Снились людям сны.
- Любит и ценит наш народ воинов. А какие военные специальности вы знаете?
- Ребята, а сколько военных надо, чтобы защищать нашу Родину?
Проводится игра «Один – много»
Один танкист – много танкистов и т. Д.
Один танк – много танков и т. Д.
Предлагает отдохнуть и проводит физминутку:
Солдаты выстроились в ряд и готовы идти на парад.
Как солдаты на параде мы шагаем ряд за рядом
Левой – раз, левой – раз, посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладоши, дружно, веселее,
Застучали наши ножки громче и быстрее.
По коленочкам ударим, тише, тише, тише,
Ручки наши поднимаем, выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Мы руками хлоп, хлоп, мы ногами топ, топ.
Мы глазами миг, мг, мы плечами чик, чик.
Раз – сюда, два – сюда, повернись вокруг себя.
Сели – встали, сели – встали, словно Ванькой-встанькой стали.
А теперь пустились вскачь, словно мой веселый мяч.
Красный, синий, голубой, не угнаться за тобой.
Снова выстроились в ряд, словно вышли на парад.
Левой – раз, левой – два, заниматься нам пора.
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка:
Предлагает отгадать загадки:
Без разгона взлетает, стрекозу напоминает.
Завертит, закружит, в небеса улетит. (вертолет)
Что за птица: песен не поет,
Гнезда не вьет, людей и груз везет. (самолет)
Чудо-птица, алый хвост
Полетела в стаю звезд. (ракета)
Ползет черепаха – стальная рубаха. (танк)
- Как назвать эти предметы одним словом?
Игра «Кто что делает? »
Что делает военный летчик?
Что делает танкист?
Что делает парашютист?
Где охраняют пограничники границу?
Кто охраняет водную границу?
Кто охраняет воздушную границу?
Анализ результатов деятельности детей:
- Ребята, ваши папы, дедушки тоже служили в Армии, а ещё я знаю, что вы их любите и хотите рассказать о папе или дедушке, когда он служил.
- Сегодня мы с вами говорили о защитниках Отечества, скажите, что нового вы узнали, что запомнилось, понравилось?