СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Косвенная речь. Способы цитирования чужой речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Косвенная речь. Способы цитирования чужой речи»



Технологическая карта урока русского языка

Класс: 9 класс

Тема: Косвенная речь. Способы передачи чужой речи.

Технология: технология развития критического мышления через чтение

Цели урока:

Образовательные (предметные):

  • обобщить теоретические сведения о способах передачи чужой речи;

  • систематизировать представления о передаче чужой речи разными способами и о соотношении её со схематическим изображением.

Воспитательные (личностные):

  • развивать интерес к изучению языка

Развивающие (метапредметные):

  • регулятивные: развивать умение определять цели своей работы, оценивать свою работу и работу товарищей;

  • познавательные: развивать умение к систематизации и обобщению знаний о способах передачи чужой речи;

  • коммуникативные: развивать умение слышать, слушать и понимать одноклассников, правильно строить свои высказывания.



ХОД УРОКА.










Форма проведения: урок (групповая работа)

Учебник: С. Бархударов. 9 класс, Москва, «Просвещение», 2023 год

Опорные понятия, термины: прямая речь, косвенная речь, диалог, цитирование


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результаты деятельности

Формируемые ЗУН

Формируемые УУД


1. Самоопределение в деятельности.































2 Учебная деятельность

Ситуативные учебные задания на знания-понимание-умения-диагностику.










































Текст-загадка. Объясните смысл текста. ,

Калуша бирит калушатам Калушаточки! И бирят калушата. А Калуша Инда, калушата, побирим об АБВ! Яете АБВ? АБВ волят калушата. Не, не яем. АБВ трямкают? Ни. АБВ дюбые? Ни, ни! бирит Калуша. Яйте: АБВ - абвука! Без АБВ калушата не высяпают в калуши. Калушата аж блуки вымзили Абвука? Калуша волит Без абвуки на напушке некузяво!.

Какой способ передачи чужой речи в нём используется? Разбейте текст на реплики персонажей и расставьте знаки препинания.

 





Перед вами слова К.Г.Паустовского о русском языке.

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

- Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (о многообразии русского языка)

- Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (цитата)

- А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…..? (Правильно, эпиграф.)

- Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?

- А что называют чужой речью?

- С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?

- Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.

Сейчас вы поработаете в группе по заданиям на карточке.

Ученики читают текст на экране , дают разные версии.





































Работа учащихся по повторению пройденного материала



























































Работа в группах:

Группа №1. Прямая речь. Пункт 1 карточки.

Группа №2 Косвенная речь. Пункт 1 карточки.

Группа №3 Диалог. Пункт 1 карточки.

Группа №4. Цитата. Пункт 1 карточки.

Выступления от групп и составление кластера «Способы передачи чужой речи» на доске.

Вызвать интерес к теме урока





Уметь видеть разные способы передачи чужой речи в тексте.































Актуализация знаний по теме





























































систематизация знаний по теме и отработка пунктуационных навыков









Регулятивные: постановка цели для построения своей учебно-познавательной деятельности.



























Коммуникативная: умение слушать, понимать и правильно строить свое высказывание.























































Познавательные:

развитие умений применять способы постановки знаков препинания при разной передачи чужой речи.

Регулятивные: развитие способности обучающихся контролировать свою деятельность и оценивать ее.






3 Проблемно- творческие задания















Контроль


















Выполните задание, указанное на вашей карточке.

















Проверим свои знания, выполнив тестовые задания.

Проверьте себя по карточке ответов

Работа в группе.

Группа 1. Пункт 2.(Замена прямой речи косвенной.)

Группа 2.Пункт 2 (Замена косвенной речи прямой.)

Группа 3. Пункт 2 (Исправьте ошибки при замене прямой речи косвенной.)

Группа 4. Пункт 2. ( Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.)

Выполнение тестов с последующей проверкой.








Коммуникативная: развитие умения согласованно выполнять совместную деятельность.











Регулятивные:

развитие способности обучающихся контролировать свою деятельность и оценивать ее.


4 Рефлексия

Оцените свою работу на уроке

«Заверши тезис»

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Самым трудным для меня стало….

Мне нужно ещё повторить…

Этот урок помог мне…



5. Домашнее задание

Домашнее задание (дифференцированное)

На «3» - упр.515

На «4» - упр.524.

На «5» - написать рассуждение, объяснив смысл высказывания о русском языке. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» В.Г.Белинский













Текст-загадка. Объясните смысл текста. Какой способ передачи чужой речи в нём используется? Разбейте текст на реплики персонажей и расставьте знаки препинания. 

Калуша бирит калушатам Калушаточки! И бирят калушата. А Калуша Инда, калушата, побирим об АБВ! Яете АБВ? АБВ волят калушата. Не, не яем. АБВ трямкают? Ни. АБВ дюбые? Ни, ни! бирит Калуша. Яйте: АБВ - абвука! Без АБВ калушата не высяпают в калуши. Калушата аж блуки вымзили Абвука? Калуша волит Без абвуки на напушке некузяво!

 

Ключ к загадке:

Калуша бирит калушатам:

- Калушаточки!

- И, - бирят калушата.

А Калуша:

- Инда, калушата, побирим об АБВ! Яете АБВ?

- АБВ? - волят калушата.

- Не, не яем. АБВ трямкают?

- Ни.

- АБВ дюбые?

- Ни, ни! - бирит Калуша.

- Яйте: АБВ - абвука! Без АБВ калушата не высяпают в калуши.

Калушата аж блуки вымзили:

- Абвука?

А Калуша волит:

- Без абвуки на напушке некузяво

И милосердия…



Девочка в красном пальтишке, в меховых башмачках, в пуховой шапочке кормила голубей из кулька.

И они кружились вокруг девочки хороводом, раздув зобы, хлопаясь, долбя друг дружку. Девочка смеялась, сыпала крупу с крошками и все повторяла: «У, какие! У, какие!..»

А на скамейке сидел ее отец, жмурился от несильного, но уже пригревающего солнца и поощрял девочку, а ночью он сгребал лопатою мертвых голубей в кузов машины, и когда нагреб их полный кузов, отвез на свалку и сжег там.

Вернулся он домой под утро, осторожно прошел мимо кровати дочки, которая спала глубоко, руки ее были хорошо, с мылом омыты, и девочка сладко причмокивала губами, даже чему-то улыбалась.

И когда я услышал от этого спокойного отца, спокойно рассказывающего о том, как «несмышленая» девочка кормила голубей отравленной пищей, полученной им в санэпидстанции, потому что голуби стали болеть, могли заразить людей и животных и нужно было их истребить, то вспомнил, как в другом месте другие «борцы» за здоровье людей обсыпали предвесенний лес дустом, чтобы убить энцефалитного клеща. Но клеща в эту пору не убить — он, оцепенев, спит в гнилых пеньях, колодинах и под корой, а вот птицу в той местности истребили всю подчистую.

А птицы там было, по словам старожил, птицы! Уже отравленная, но все еще живая, способная двигаться, птица — глухари, тетерева, рябчики вылетали на солнцевосход, грелись и падали замертво на узкую, «обогревную» тропинку и так их много упало, что, когда я шел весной по этой тропе, под ногами у меня хрустели птичьи скелеты, и сапоги по щиколотку уходили в перо, и было идти тяжело и вязко, будто по мягкому проседающему мху.

Но я шел, шел, ослепленный слезами, и не мог проклинать, а молил каким-то полузабытым отрывком из старой молитвы, себя, детей своих, всех людей, таких беззаботных и жестоких: «Боже, милосердия ми воздаждь… и милосердия ми воздаждь… и милосердия…» (В.П.Астафьев)



Карточка 1

Прямая речь –

1.Составьте схемы предложений с прямой речью:

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующих разные схемы, расставьте знаки препинания:

-Восприятие чужих слов, особливо без необходимости, есть не обогащение, а порча языка писал А.Сумароков

-А.Куприн утверждал русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен…

- Истинная любовь к своей стране убеждал К.Паустовский, немыслима без любви к своему языку.

3. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

1. «Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров.

2. Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»

3. Командир приказал: «Огонь!»

4. «Который час?» - спросил я.

5. Врач спросил: «Какая у вас была температура?»

6. Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»

7. Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»











Карточка 2

    1. Косвенная речь – это…

В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью …

    1. Запишите 3 примера, иллюстрирующих разные способы перестроения прямой речи в косвенную.



В.Короленко писал: «Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

И.Тургенев говорил: «Мы должны беречь чистоту языка как святыню».

Учитель спросил учеников: «Вы согласны с мыслью В.Даля о том, что «язык есть вековой труд целого поколения».

    1. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.

1. Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.

2. Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.

3. Командир приказал, чтобы открыли огонь.

4. Я спросил, который час.

5. Врач спросил, какая у меня была температура.

6. Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.

7. Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.







Карточка 3.

Диалог – это вид прямой речи...

1. Как оформить диалог при записи?

2. Запишите диалог, расставьте знаки препинания

Учитель спросил учеников: «Какое из высказываний о русском языке вам известно?» «Я хочу прочитать слова П.Мериме,» - сказала Оля. «Мы тебя слушаем.» «Это французский писатель, - пояснила Оля. - Он считал, что «русский язык необычайно богат и примечателен». «Спасибо, это по-настоящему мудрые слова»,- заметила Мария Сергеевна.

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?

1. Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.

2. Меня спросили, где я раньше работал?

3. Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.

4. Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.

5. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.

6. В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».

7. Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?











Карточка 4.

Цитата – это…

1. Как оформить цитату при записи?



2. Запишите 3 предложения, включив в них цитаты.

В. Белинский писал: «Русский язык является одним из богатейших языков в мире».

И.С.Тургенев утверждал: « Я никогда , ни одной строчки в жизни не напечатал бы не на русском языке.»

А.Сумароков говорил: « Русский язык является мировым языком».

3. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.



















Упражнения по теме «Способы передачи чужой речи»

Вариант 1.



Упражнение 1.

Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?

1) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. 2) «Завтра возможны осадки», — сообщили по радио.
Упражнение 2.

Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в предложениях с прямой речью.

Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько времени прошло с тех пор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: здесь нужен самый точный пограничный прибор!
Какой спросил я.

Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров. (В. Коржиков)

Упражнение 3.

Дополните предложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препинания.

1) ... ! — прорывались сквозь аплодисменты крики зрителей, покорённых игрой актрисы. — ... !
2) ... , — убеждённо говорил капитан нашей команды. — ....
3) ... ? — вежливо спросил прохожий. — ... ?





Упражнение 4.

Замените прямую речь косвенной речью.

1) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки. 2) «К месту приземления межпланетных кораблей на Памире можно пройти только по горным тропам», —утверждали местные жители


Упражнение 5.

Переведите прямые вопросы в косвенные.

1) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?» 2) Мать спросила дочку: «Ты хочешь научиться печь пироги?» 3) Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?» 4) Отец спросил сына: «Нравится тебе работать в столярной мастерской?»


Упражнение 6.

Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.

1) Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матвеевна, не задавали нам то, о чем спрашивали». 2) «Что-то случилось?» — спросила мать, как бы придерживая сердце рукой. 3) «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,— сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать. 4) «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,— опять попросил я таксиста. 5) «Памятники надо ставить при жизни,— включился в разговор папа.— Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»…но при жизни



Вариант 2



Упражнение 1.

Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?

1.) По радио сообщили о возможных осадках. 2) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки
Упражнение 2.

Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в предложениях с прямой речью.

Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько времени прошло с тех пор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: здесь нужен самый точный пограничный прибор!
Какой спросил я.

Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров. (В. Коржиков)

Упражнение 3.

Дополните предложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препинания.

1) ... ! — прорывались сквозь аплодисменты крики зрителей, покорённых игрой актрисы. — ... !
2) ... , — убеждённо говорил капитан нашей команды. — ....
3) ... ? — вежливо спросил прохожий. — ... ?





Упражнение 4.

Замените прямую речь косвенной речью.

1)Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!» 2) Учитель предупреждал: «Приходите заранее, потому что лекционный зал будет переполнен слушателями».

Упражнение 5.

Переведите прямые вопросы в косвенные.

1) Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?» 2) Отец спросил сына: «Нравится тебе работать в столярной мастерской?»


Упражнение 6.

Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.

1) «Памятники надо ставить при жизни,— включился в разговор папа.— Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»…но при жизни». 2) «Дешевое дороже обходится!» — оглядевшись по сторонам, открыл мне житейскую тайну Владик. 3) «Красивые лица для художника неинтересны,— ответила Оля.— А внутренней красоты я в Антонине не заметила». 4) Принц Датский подошел ко мне на перемене, сунул в руку листок и сказал: «Вот… пришло кое-что на ум. Может, тебе будет приятно?» (Из произведений А. Алексина).