СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коучинг "Барьеры в процессе обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коучинг "Барьеры в процессе обучения"»

Барьеры педагогического  общения

Барьеры педагогического общения

 Виды барьеров  педагогического общения:  Барьер  «авторитет» Барьер  «авторитет» Барьер  «авторитет» Барьер « избегание » Барьер « непонимание »: Барьер « избегание » Барьер « непонимание »: Барьер « избегание » Барьер « непонимание »: фонетический семантический стилистический логический фонетический семантический стилистический логический фонетический семантический стилистический логический

Виды барьеров педагогического общения:

  • Барьер  «авторитет»
  • Барьер  «авторитет»
  • Барьер  «авторитет»
  • Барьер « избегание » Барьер « непонимание »:
  • Барьер « избегание » Барьер « непонимание »:
  • Барьер « избегание »
  • Барьер « непонимание »:
  • фонетический семантический стилистический логический
  • фонетический семантический стилистический логический
  • фонетический
  • семантический
  • стилистический
  • логический
 Барьер первый –  авторитет.  На подсознательном уровне все люди разделяют окружающих на авторитетных и неавторитетных. И дальше дело уже не в том, о чем вы говорите, дело в том, что к вам нет доверия. Ярчайшим примером этого является то, как пожилые отказываются принимать советы от молодых.  Авторитетность зависит от социального статуса, привлекательного внешнего вида, умственных способностей или просто доброжелательного отношения к собеседнику.

Барьер первый –  авторитет. На подсознательном уровне все люди разделяют окружающих на авторитетных и неавторитетных. И дальше дело уже не в том, о чем вы говорите, дело в том, что к вам нет доверия. Ярчайшим примером этого является то, как пожилые отказываются принимать советы от молодых.

Авторитетность зависит от социального статуса, привлекательного внешнего вида, умственных способностей или просто доброжелательного отношения к собеседнику.

 Барьер второй –  избегание . Человек может пытаться избежать контакта с источником психологического воздействия. Или всем своим видом показывает невнимание.    Часто оно проявляется в избегании некоторых ситуаций. Например, человек закрывает глаза при страшной сцене из фильма ужаса.    Способы привлечения внимания: нестандартная подача информации, ее актуальности, интенсивности подачи, неожиданность, звучность голоса и манера преподнесения.

Барьер второй –  избегание . Человек может пытаться избежать контакта с источником психологического воздействия. Или всем своим видом показывает невнимание.  Часто оно проявляется в избегании некоторых ситуаций. Например, человек закрывает глаза при страшной сцене из фильма ужаса.  Способы привлечения внимания: нестандартная подача информации, ее актуальности, интенсивности подачи, неожиданность, звучность голоса и манера преподнесения.

 Барьер третий – это  непонимание . В этом случае источник информации надежный, заслуживает доверия, авторитетный, но, передаваемая информация не доходит. Мы не видим, не слышим, не понимаем.  Виды барьеров непонимания : Фонетический барьер может возникнуть, когда человек говорит на иностранном языке или когда собеседник использует неизвестную нам терминологию. Логический возникает, когда слова собеседника кажутся нам абсурдными. Стилистический  - когда стиль изложения информации кажется нам неуместным. Семантический   возникает, когда слово имеет несколько значений; или «смысловые» поля у разных людей разные; или используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы.  

Барьер третий – это  непонимание . В этом случае источник информации надежный, заслуживает доверия, авторитетный, но, передаваемая информация не доходит. Мы не видим, не слышим, не понимаем. 

Виды барьеров непонимания :

Фонетический барьер может возникнуть, когда человек говорит на иностранном языке или когда собеседник использует неизвестную нам терминологию.

Логический возникает, когда слова собеседника кажутся нам абсурдными.

Стилистический - когда стиль изложения информации кажется нам неуместным.

Семантический  возникает, когда слово имеет несколько значений; или «смысловые» поля у разных людей разные; или используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы.

 

САМЫЙ ВЫСОКИЙ БАРЬЕР   Допускать мысль о том, что:   «то, что я изучаю, я и так знаю»  «и так все понятно, ничего нового тут не придумаешь» «ну ладно, раз это надо маме, пойду на дополнительные занятия, мне не трудно»    

САМЫЙ ВЫСОКИЙ БАРЬЕР

 

Допускать мысль о том, что:

 

  • «то, что я изучаю, я и так знаю»
  • «и так все понятно, ничего нового тут не придумаешь»
  • «ну ладно, раз это надо маме, пойду на дополнительные занятия, мне не трудно»

 

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД   Я понимаю, что я могу многого не знать, но я знаю чего я хочу. Я знаю, что для того, чтобы достичь своей цели мне надо научиться всему этому. Я согласен на преодоление тех трудностей, которые возникают на этом пути. Я буду изучать это до тех пор, пока не стану мастером или не вникну в суть незнакомых ранее вещей. Я планирую свое обучение и выполняю свои планы.

ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД

  • Я понимаю, что я могу многого не знать, но я знаю чего я хочу.
  • Я знаю, что для того, чтобы достичь своей цели мне надо научиться всему этому.
  • Я согласен на преодоление тех трудностей, которые возникают на этом пути.
  • Я буду изучать это до тех пор, пока не стану мастером или не вникну в суть незнакомых ранее вещей.
  • Я планирую свое обучение и выполняю свои планы.
«Барьеры на уроке» Цель:  подвести участников к понятию барьера в общении, показать причины его возникновения и пути преодоления

«Барьеры на уроке»

Цель: подвести участников к понятию барьера в общении, показать причины его возникновения и пути преодоления

Барьер  «Я сам»  Молодой учитель, неуверенный в себе, который очень боится, что дети ответят не то, и он не сможет выйти из данной ситуации, поэтому сам задаёт вопросы и сам на них отвечает.

Барьер «Я сам»

Молодой учитель, неуверенный в себе, который очень боится, что дети ответят не то, и он не сможет выйти из данной ситуации, поэтому сам задаёт вопросы и сам на них отвечает.

Барьер  «Робот»  Учитель, хорошо подготовившийся к уроку, несмотря ни на что, должен познакомить учеников с новой темой.  Но из-за неуверенности в себе не может перестроиться, занимает родительскую позицию по отношению к детям, не проявляя интереса к их внутреннему состоянию.

Барьер «Робот»

Учитель, хорошо подготовившийся к уроку, несмотря ни на что, должен познакомить учеников с новой темой.

Но из-за неуверенности в себе не может перестроиться, занимает родительскую позицию по отношению к детям, не проявляя интереса к их внутреннему состоянию.

Барьер  «Монблан» Учитель парит в мире науки, мало интересуется личностью ученика, свою задачу видит только в собирании информации.  Основная эмоция по отношению к детям – равнодушие, отсутствие к ним интереса, взрослая или родительская позиция в общении ведут к стандартизированному уровню общения.

Барьер «Монблан»

Учитель парит в мире науки, мало интересуется личностью ученика, свою задачу видит только в собирании информации.

Основная эмоция по отношению к детям – равнодушие, отсутствие к ним интереса, взрослая или родительская позиция в общении ведут к стандартизированному уровню общения.

Барьер  «Китайская стена»  Учитель подчеркивает своё снисходительно-покровительское отношение к ученикам .  Чувство превосходства возникает как следствие сверхкомпенсации из-за неосознаваемой неуверенности в себе.

Барьер «Китайская стена»

Учитель подчеркивает своё снисходительно-покровительское отношение к ученикам .

Чувство превосходства возникает как следствие сверхкомпенсации из-за неосознаваемой неуверенности в себе.

Барьер  «Тетерев» Учитель слышит только себя, не задумывается о реакции детей, поскольку основная эмоция – любовь по отношению к себе, отсутствие интереса к детям.  Педагог закрыт маской «выдающегося учителя», занимая позицию родителя, что ведет к стандартизированному уровню общения.

Барьер «Тетерев»

Учитель слышит только себя, не задумывается о реакции детей, поскольку основная эмоция – любовь по отношению к себе, отсутствие интереса к детям.

Педагог закрыт маской «выдающегося учителя», занимая позицию родителя, что ведет к стандартизированному уровню общения.

Барьер  «Гамлет» Учитель такого типа из-за возникающего страха перед неудачей обеспокоен отношенческой, а не содержательной стороной обучения. Он стремится нравиться всем ученикам, поэтому попадает в зависимость от их мнения, т.к. занимает «детскую» позицию в общении с ними.  При наличии интереса к детям, способным оказать данному учителю необходимую эмоциональную поддержку, и любви к детям, смешанной со страхом, «Гамлет» выходит на манипулятивный уровень общения, на котором то он сам, то дети становятся объектами манипуляции.

Барьер «Гамлет»

Учитель такого типа из-за возникающего страха перед неудачей обеспокоен отношенческой, а не содержательной стороной обучения. Он стремится нравиться всем ученикам, поэтому попадает в зависимость от их мнения, т.к. занимает «детскую» позицию в общении с ними.

При наличии интереса к детям, способным оказать данному учителю необходимую эмоциональную поддержку, и любви к детям, смешанной со страхом, «Гамлет» выходит на манипулятивный уровень общения, на котором то он сам, то дети становятся объектами манипуляции.

Барьер  «Приятель» Учитель недооценивает значение собственной личности, забывает, что движущей силой педагогического процесса является единство человеческой культуры и профессиональных знаний.  Поскольку не уверен в себе, занимает позицию ребенка в общении с детьми, закрыт маской «своего», что приводит к манипулятивному уровню общения с детьми, при котором объектом манипуляции выступает сам учитель.

Барьер «Приятель»

Учитель недооценивает значение собственной личности, забывает, что движущей силой педагогического процесса является единство человеческой культуры и профессиональных знаний.

Поскольку не уверен в себе, занимает позицию ребенка в общении с детьми, закрыт маской «своего», что приводит к манипулятивному уровню общения с детьми, при котором объектом манипуляции выступает сам учитель.

Барьер  «Локатор» Учитель работает только с сильными или слабыми учениками из-за неуверенности в себе, отсутствия интереса ко всем детям, просто облегчая свою работу.  Такой учитель не может подняться выше стандартизированного уровня общения

Барьер «Локатор»

Учитель работает только с сильными или слабыми учениками из-за неуверенности в себе, отсутствия интереса ко всем детям, просто облегчая свою работу.

Такой учитель не может подняться выше стандартизированного уровня общения

Избежать возникновение барьеров между учителем и учениками на уроке поможет: Интерес к личности учеников Открытость учителя Умение правильно и гибко менять позицию в общении в зависимости от ситуации

Избежать возникновение барьеров между учителем и учениками на уроке поможет:

  • Интерес к личности учеников
  • Открытость учителя
  • Умение правильно и гибко менять позицию в общении в зависимости от ситуации