Коучинг «Здоровьесберегающие технологии в современной школе»
Цель: поддержать мысль о том, что здоровьесберегающие технологии (ЗТ) необходимо применять в обучении
Результат: учителя:
- прокомментируют связь здоровья и учения, опираясь на пирамиду иерархии ценностей Абрахама Маслоу
- вспомнят суть здоровьесберегающих технологий
- сравнят свои уроки с уроками в соответствии со здровьесберегающими технологиями
- установят сильные и слабые стороны ЗТ, возможности и риски при их применении
Оборудование: ПК, листы А4, раздаточный материал
Ход коучинга
Состояние здоровья детей в РК вызывает обоснованную тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения здоровья школьников от первого класса к одиннадцатому: к окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями.
30-35% детей поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания;
за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата;
в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья;
в 3 раза- с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.
(Слайд №1 слова В.А.Сухомлинского о здоровье и воспитании)
Давайте подумаем, какая среда оказывает такое влияние на здоровье детей?
- социальная, эмоциональная, отношения в семье, познавательная, экономическая, поведенческая, окружающая среда. (написать на доске вокруг ученика)
Мы с вами начали обсуждать здоровье. Давайте сделаем предположение, какая тема занятия у нас сегодня? - Здоровьесберегающие технологии. (Слай №2)
Какой смысл говорить об этом, если мы уже это знаем?
Такое плачевное состояние здоровья детей не только результат длительного неблагоприятного социально-экономического и экологического факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов.
Задание№1 На листах А4 напишите список данных факторов из вашей личной практики.
Слайд №3
несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;
чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
неоправданно объемные домашние задания;
недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.
Если суммировать все выше сказанное, то можно сделать вывод, что здоровье детей и подростков, их успеваемость в школе – наглядное отражение системы воспитания и обучения, которую можно рассматривать как ведущий фактор воздействия на растущий организм. Для наиболее полной реализации творческого потенциала ребенка необходимо гармоничное сочетание социальной, физической, интеллектуальной и духовной составляющих его жизни. Давайте рассмотрим пирамиду иерархии ценностей А.Маслоу в которой ясно отражены потребности человека и условия перехода на следующую ступень к самореализации. (Слайд №4-6)
Итак, что такое Здоровьесберегающие технологии? (Слайд №7-8)
По словам профессора Н. К. Смирнова, «Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». + принципы здоровьесбережения
Работа в группах:
Сейчас я вам предлагаю познакомиться с критериями здоровьесбережения. Просмотрите их, пожалуйста, и отметьте галочкой те критерии, которые уже соблюдены в вашей практике. (Приложение №1) – Обсуждение
(Слайд № 9-13)
Следующим этапом нашей работы будет работа в творческой группе по методу «ССВР», Ваша задача, прочитав информацию описание некоторых здор-щих технологий (Приложение №2), проанализировать сильные и слабые стороны, возможности и риски здор-щих технологий в целом.
Цель: проанализировать все аспекты здоровьесберегающих технологий, их эффективность в процессе обучения учащихся.
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.