Окружающий мир
«Кожа. Мышцы. Хрящ. Осанка»
Цель: создание условий для расширения знаний обучающихся о коже, мышцах, хрящах, осанке.
Задачи:
Образовательные:
1) Расширять знания о строении тела человека.
2) Закреплять знание о Великой Отечественной войне.
Воспитательные:
1) Развивать мышление, память, внимание;
2) Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Развивающие:
1) Развивать коммуникативные навыки: умение работать в парах.
2) Развивать устную речь обучающихся.
1. Мотивационный
- Ребята, поприветствуем друг друга, подарим улыбки.
2. Постановка учебной задачи
- Проверим домашнее задание.
- Когда Германия напала на СССР? (22 июня 1941г)
- Как звали верховного главнокомандующего Германии? (Адольф Гитлер)
- С чем связывал успех войны Гитлер? (с захватом Москвы)
- Какой полководец видел успех также? (Наполеон Бонапарт)
- Наполеон Бонапарт был императором какой страны? (Франция)
- Когда Наполеон Бонапарт напал на Россию? (24 июня 1812 года)
- Как называется эта война? (Отечественная война 1812 года)
- Кто в ней одержал победу? (спустя 6 месяцев войны территория России была освобождена от захватчиков, наполеоновская армия была практически полностью уничтожена)
- Что произошло 7 июля 1941 года на Красной площади? (парад Красной Армии, многие из них отправились на фронт сразу же)
- Все военные участвовали в параде? Кто защищал небо Москвы? (в небе шла воздушная схватка, летчики отважно защищали небо столицы, ни один самолет не прорвался к Москве)
- Что вещало радио в этот момент? (обращение правительства к гражданам)
- Зачитайте это обращение.
- С какого и почему в обращении предлагают брать пример мужества? Чем они известны? (Александр Невский – Невская битва (Шведы), Дмитрий Донской – Куликовская битва (Золотая Орда Мамая), Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – Московская битва (Русско-польская война, освобождение Москвы), Александр Суворов – победа над Пруссией, Османской империей, Францией, Речью Посполитой, Михаил Кутузов – разгром армии Наполеона, Османской империи(Отечественная война 1812 года, Суворов)
- Когда советские войска перешли в контрнаступление и откинули войска Германии от Москвы? (в конце декабря 1942 года)
- Кто был организатором обороны Москвы и разгрома немцев? (генерал Армии Георгий Константинович Жуков)
- Что произошло в июле 1943 года? (после разгрома немецких войск под Сталинградом началось освобождении страны от немецких захватчиков)
- Когда советская армия начала последнее наступление? Куда направлялись? (в апреле 1945 года, на Берлин)
- Когда была капитулирована Германия? (8 апреля 1945 года)
- Что обозначает слово «капитуляция»? (прекращение военных действий, сдастся победителю)
- Где прошел парад 24 июня 1945 года? Кто его принимал? Чему он был посвящен? (парад Победы, победа над фашистской Германией, Г.К. Жуков)
- Какой символ памяти павшим героям и их подвигам находиться в Москве у стен Красной площади? (Вечный огонь у Могилы Неизвестного Солдата)
- Только ли этот символ, напоминающий нам о войне, находится там?
- Могила Неизвестного Солдата - это мемориальный комплекс, расположенный у Кремлевской стены. Состоит из Могилы Солдата с Вечным огнем, аллеи городов-героев, стелы городов воинской славы.
- Почему Вечный огонь так называют? Что он символизирует? (не гаснет, символ памяти народа о падших героях, подвигах)
- Сюда перенесли прах неизвестного солдата, погибшего зимой 1941 года на 40-м километре Ленинградского шоссе при обороне Крюково. Тогда врага отбросили от столицы. Авторами памятника Могила неизвестного солдата стали Николай Томский, Юрий Рабаев и Дмитрий Бурдин. На надгробной плите символическая скульптурная композиция: лавровая ветвь и солдатская каска на ниспадающем тяжелыми складками знамени. В центре мемориала — ниша с надписью: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Автор этих строк — Сергей Михалков. Ниша сделана из лабрадорита с бронзовой пятиконечной звездой, в центре которой горит вечный огонь. Факел для могилы неизвестного солдата у кремлевской стены зажгли от вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде. Факел доставили по эстафете, причем на всем пути ее следования стоял живой коридор — люди считали своим долгом отдать дань памяти всем погибшим в войне. Делегацию возглавлял легендарный летчик Второй Мировой войны Алексей Маресьев.
Южнее памятника вдоль кремлевской стены располагаются кварцитовые блоки, посвященные двенадцати городам-героям (Ленинград, Одесса, Севастополь, Сталинград, Киев, Брестская крепость, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск).
Каждый блок увенчан чеканной медалью «Золотая Звезда» и хранит капсулу с землей с места сражений. Ленинградская земля взята на Пискарёвском кладбище, киевская — у подножия обелиска на площади Победы, установленного в память участников обороны города. В капсулах Одессы, Минска, Керчи, Тулы, Мурманска и Смоленска хранится земля, привезённая из мест ожесточенных боев. Блок «Сталинград», носивший до 2004 года название «Волгоград» содержит землю с Мамаева кургана[8]. Из Севастополя землю доставили с Малахова кургана, из Бреста — от подножия Брестской крепости.
По правую сторону от блока «Смоленск» стоит прямоугольная стела из красного гранита с названиями городов воинской славы. Высота сооружения менее метра, в длину оно составляет около десяти метров. С левой стороны стелы бронзовыми буквами выполнена надпись «ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ», справа расположены названия 45 городов, разбитых на столбцы по четыре в каждом:
Белгород, Курск, Орёл, Владикавказ
Малгобек, Ржев, Ельня, Елец
Воронеж, Луга, Полярный, Ростов-на-Дону
Туапсе, Великие Луки, Великий Новгород, Дмитров
Вязьма, Кронштадт, Наро-Фоминск, Псков
Козельск, Архангельск, Волоколамск, Брянск
Нальчик, Выборг, Калач-на-Дону, Владивосток
Тихвин, Тверь, Анапа, Колпино
Старый Оскол, Ковров, Ломоносов, Петропавловск-Камчатский
Таганрог, Малоярославец, Можайск, Хабаровск
Старая Русса, Грозный, Гатчина, Петрозаводск
Феодосия.
- Сегодня мы продолжим с вами расширять свои знания о нашем организме. Откройте учебник на странице 125. Предположите тему урока. Поставьте цель.
- Сегодня мы будем говорить о коже, мышцах.
3. Учебное действие
- Сейчас вы самостоятельно прочтете текст.
- Первый ряд – стр. 122-123
- Второй ряд – стр. 124 – 125
- Третий ряд – стр. 126 – 127
- Прочитав текст, ответьте на вопросы в тетради. Подготовьте устно связанный рассказ.
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1 ряд:
- Какую функцию несет кожа? (защитная)
- Что вырабатывают сальные железы? (кожное сало)
- Зачем оно нужно? (увлажняет и защищает кожу)
- Что выносят из организма кожные железы с повышением температуры окружающей среды? (влагу, избыток солей)
- Зачем нужен жир, выделяемый сальными железами? (закрывает поры)
2 ряд:
- Сколько мышц в теле? (более 600)
- Из чего состоят мышцы? (из ткани, волокон)
- Три типа ткани? (гладкие, сердечная, скелетные)
- Еще одно название гладких мышц? (непроизвольные)
- Можно ли управлять гладкими мышцами?
- Приведи пример где находятся гладкие мышцы. (кишечник, желудок, мочевой пузырь).
- Как работают гладкие мышцы на примере мочевого пузыря?
- Сердечная мышца - … ? (миокард)
- Как работает сердечная мышца?
3 ряд:
- Еще одно название скелетных мышц? (произвольные)
- Можешь ли ты ими управлять?
- Составляющей какой системы они являются? (опорно-двигательной)
- Из чего состоит опорно-двигательная система? (скелет, мышцы)
- С помощью чего мышцы прикрепляются к костям? (сухожилию)
- Для чего нужен хрящ детям? (для роста)
- Приведи примеры органов чувств, образованных с помощью хрящей. (нос, уши)
- Что происходит с хрящами, когда человек взрослеет? (превращаются в кости)
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Давайте узнаем больше о опорно-двигательной системе нашего организма.
- О скелете.
- Что напоминает вам позвоночник?
- Прочтем текст на странице 128.
- Благодаря чему позвоночник гибкий? (хрящам)
- Что происходит с увеличением изгибов позвоночника?
- Какие мышцы помогает изменять форму позвоночника? (скелетные)
- Составим правила осанки.
Сидеть нужно прямо, лишь слегка наклоняя вперёд голову
Спина должна опираться на спинку стула, а руки свободно лежать на столе
Ноги должны стоять на полу ровно, всей ступнёй
Если спина устала, следует дать ей отдохнуть, походить, выполнить упражнения
При ходьбе нельзя сутулится
При переноске тяжестей вес следует равномерно распределить между руками
Спать надо на ровной, но не мягкой постели
Для хорошей осанки нужно регулярно заниматься физическими упражнениями, укрепляя мышцы
6. Рефлексия
- Какую цель ставили? Достигли ли ее?
- Продолжи фразу:
«Сегодня на уроке я …»