СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кожа - наружный покровный орган. Презентация.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – предмет (предметный результат):

Обучающиеся научатся:

- выделять существенные признаки кожи и ее слоев;

- объяснять роль кожи в поддержании гомеостаза;

- различать на таблицах слои кожи;

- соотносить строение кожи с ее функциями

Обучающиеся овладеют  методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов

Просмотр содержимого документа
«Кожа - наружный покровный орган. Презентация.»

      Тема урока: «Кожа – наружный покровный орган»   УМК: Биология: Человек. 8 кл.: учебник/Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев ;  Программа основного общего образования. Биология. 5-9 класс. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов        Автор работы: Бодеева Елена Владимировна учитель биологии Гимназия №4 г. Кстово

Тема урока: «Кожа – наружный покровный орган» УМК: Биология: Человек. 8 кл.: учебник/Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев ; Программа основного общего образования. Биология. 5-9 класс. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов

Автор работы:

Бодеева Елена Владимировна

учитель биологии Гимназия №4 г. Кстово

Цель – предмет (предметный результат) :

Обучающиеся научатся:

- выделять существенные признаки кожи и ее слоев;

- объяснять роль кожи в поддержании гомеостаза;

- различать на таблицах слои кожи;

- соотносить строение кожи с ее функциями

  • Обучающиеся овладеют методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов

Цель – способ (метапредметный результат) :

  • Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний (Л).
  • Умение формулировать и удерживать учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (Р).
  • Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь (К).
  • Уметь осуществлять постановку элементарных исследований, фиксировать и анализировать их результаты. Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы (П).
  • Обучающиеся должны уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; получат возможность преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Цель – ценность (личностный результат) :

  • Уметь оъяснять необходимость знаний о строении и функциях кожи, для понимания защитных механизмов организма человека. Способствовать формированию у учащихся бережного отношению к своему здоровью.
  • Уметь применять полученные знания в повседневной жизни.

Учебная задача : Вовлечь учащихся в поисковую деятельность по изучению структуры кожи и ее функций; Выявить роль кожи в поддержании постоянства внутренней среды организма; Провести связь между строением кожи и ее функциями; Стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению наблюдения, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека; Обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся; Использовать возможности Интернет-ресурсов и других информационных источников при выполнении домашних заданий и представлении результатов теоретическими знаниями в области строения и функций кожи.

Учебная задача :

  • Вовлечь учащихся в поисковую деятельность по изучению структуры кожи и ее функций;
  • Выявить роль кожи в поддержании постоянства внутренней среды организма;
  • Провести связь между строением кожи и ее функциями;
  • Стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению наблюдения, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека;
  • Обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;
  • Использовать возможности Интернет-ресурсов и других информационных источников при выполнении домашних заданий и представлении результатов теоретическими знаниями в области строения и функций кожи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:  Предметные Метапредметные Составление схемы Фронтальная работа в эвристической беседе Тестирование Личностные Выступление в группе  Участие в разрешении проблемной ситуации Участие в работе группы Участие в дискуссии

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

Предметные

Метапредметные

  • Составление схемы
  • Фронтальная работа в эвристической беседе
  • Тестирование

Личностные

  • Выступление в группе

  • Участие в разрешении проблемной ситуации
  • Участие в работе группы
  • Участие в дискуссии
Актуализация знаний  Фронтальная беседа по вопросам: 1.  Какие вам известны типы тканей? 2.  Дайте характеристику эпителиальной ткани? 3. Что образует эпителиальная ткань? 4.  Дайте характеристику соединительной ткани? 5.  Что такое рецепторы? 6.  Назовите компоненты внутренней среды организма? 7.  Что называют гомеостазом?

Актуализация знаний

  • Фронтальная беседа по вопросам:

1. Какие вам известны типы тканей?

2. Дайте характеристику эпителиальной ткани?

3. Что образует эпителиальная ткань?

4. Дайте характеристику соединительной ткани?

5. Что такое рецепторы?

6. Назовите компоненты внутренней среды организма?

7. Что называют гомеостазом?

Сложный орган со многими функциями ​ Кожа Зеркало здоровья и болезни ? ​ Тесно связан с нервной системой Постоянно отмирает и рождается вновь Самый тяжелый орган

Сложный орган со многими функциями ​

Кожа

Зеркало здоровья и болезни

? ​

Тесно связан с нервной системой

Постоянно отмирает и рождается вновь

Самый тяжелый орган

Тема урока « Кожа – наружный покровный орган

Тема урока « Кожа – наружный покровный орган

Проблемный вопрос : Может ли человек жить без кожи?  Почему кожа является зеркалом здоровья? Какая кожа считается красивой? Какие функции выполняет кожа?

Проблемный вопрос : Может ли человек жить без кожи?

  • Почему кожа является зеркалом здоровья?
  • Какая кожа считается красивой?
  • Какие функции выполняет кожа?
Структура эпидермиса

Структура эпидермиса

Дифференциация кератиноцитов

Дифференциация кератиноцитов

 Меланоциты

Меланоциты

 Структура дермы

Структура дермы

 Слои дермы

Слои дермы

Структура дермы

Структура дермы

Возрастные  изменения кожи

Возрастные изменения кожи

Кожные железы Функции сальных желез: смягчение и эластичность кожи и волос; защита от вирусов, грибов и бактерий. Функции потовых желез: терморегуляция (при испарении воды поверхность тела охлаждается); специфический запах играет роль в половых отношениях;  выделение избытка солей, продуктов метаболизма.

Кожные железы

Функции сальных желез:

смягчение и эластичность кожи и волос;

защита от вирусов, грибов и бактерий.

Функции потовых желез: терморегуляция (при испарении воды поверхность тела охлаждается);

специфический запах играет роль в половых отношениях;

выделение избытка солей, продуктов метаболизма.

Производные эпидермиса

Производные эпидермиса

Рецепторы дермы

Рецепторы дермы

Структура гиподермы

Структура гиподермы

Клетки гиподермы

Клетки гиподермы

Целлюли́т — структурные изменения в подкожном слое, ведущие к нарушению микроциркуляции и лимфатического оттока

Целлюли́т — структурные изменения в подкожном слое, ведущие к нарушению микроциркуляции и лимфатического оттока

С возрастом жировая ткань на лице истончается, из-за чего черты лица с возрастом меняются, становясь более заострёнными   

С возрастом жировая ткань на лице истончается, из-за чего черты лица с возрастом меняются, становясь более заострёнными  

I – эпидермис;  II – собственно кожа (дерма); III – подкожная клетчатка ;    1 –жировая ткань; 2- рецептор; 3-потовая железа; 4-мышца, поднимающая волос; 5-поры; 6- стержень волоса; 7-сальная железа; 8-рецептор ; 9-корень волоса; 10-волосянной фолликул; 11-волосяной сосочек

I – эпидермис; 

II – собственно кожа (дерма);

III – подкожная клетчатка ;

1 –жировая ткань;

2- рецептор;

3-потовая железа;

4-мышца, поднимающая волос;

5-поры;

6- стержень волоса;

7-сальная железа;

8-рецептор ;

9-корень волоса;

10-волосянной фолликул;

11-волосяной сосочек

КОЖА Эпидермис Гиподерма Дерма - Ороговевший слой - Адипоциты - Сосочковый  слой - Блестящий  слой - Рецепторы - Сетчатый  слой - Зернистый  слой - Волокна коллагена - Фибробласты - Шиповатый  слой - Волокна эластина  - Кровеносные сосуды  - Лимфатические сосуды - Кровеносные сосуды - Базальный  слой - Нервные окончания - Потовые железы - Сальные железы - Корни волос - Гиалуроновая кислота - Эластиновые волокна; -Коллагеновые волокна;

КОЖА

Эпидермис

Гиподерма

Дерма

- Ороговевший слой

- Адипоциты

- Сосочковый  слой

- Блестящий  слой

- Рецепторы

- Сетчатый  слой

- Зернистый  слой

- Волокна коллагена

- Фибробласты

- Шиповатый  слой

- Волокна эластина

- Кровеносные сосуды

- Лимфатические сосуды

- Кровеносные сосуды

- Базальный  слой

- Нервные окончания

- Потовые железы

- Сальные железы

- Корни волос

- Гиалуроновая кислота

- Эластиновые волокна;

-Коллагеновые волокна;

Функции кожи Защитная (от механических повреждений, от потери воды, от УФ лучей, от патогенных (вызывающих заболевания) микроорганизмов. Выделительная (с потом выделяются продукты азотистого обмена, избыток солей). Терморегуляция (поддержание постоянной температуры тела). Рецепторная (кожная чувствительность). Газообменная . Образование витамина D.  Поддержание гомеостаза.

Функции кожи

  • Защитная (от механических повреждений, от потери воды, от УФ лучей, от патогенных (вызывающих заболевания) микроорганизмов.
  • Выделительная (с потом выделяются продукты азотистого обмена, избыток солей).
  • Терморегуляция (поддержание постоянной температуры тела).
  • Рецепторная (кожная чувствительность).
  • Газообменная .
  • Образование витамина D.
  • Поддержание гомеостаза.
Рефлексия  Тестирование:  1) Какая ткань образует эпидермис кожи?   1. Гладкая мышечная   2. Рыхлая соединительная   3. Ороговевающий эпителий   4. Поперечно-полосатая мышечная  ОТВЕТ: 3

Рефлексия

Тестирование:

  • 1) Какая ткань образует эпидермис кожи?

1. Гладкая мышечная

2. Рыхлая соединительная

3. Ороговевающий эпителий

4. Поперечно-полосатая мышечная

ОТВЕТ: 3

 Тестирование:  2) Как характеризуется кожа?  1. Растяжимая, пористая, эластичная ткань  2. Трудно растяжимая, пористая ткань  3. Чувствительная, но не эластичная ткань  4. Водонепроницаемая, плохо растяжимая, пористая ткань  ОТВЕТ: 1

Тестирование:

  • 2) Как характеризуется кожа?

1. Растяжимая, пористая, эластичная ткань

2. Трудно растяжимая, пористая ткань

3. Чувствительная, но не эластичная ткань

4. Водонепроницаемая, плохо растяжимая, пористая ткань

ОТВЕТ: 1

 Тестирование:  3) Где находится самая толстая, прочная кожа?   1. На голове   2. На стопах и ладонях   3. На животе   4. На спине  ОТВЕТ: 2

Тестирование:

  • 3) Где находится самая толстая, прочная кожа?

1. На голове

2. На стопах и ладонях

3. На животе

4. На спине

ОТВЕТ: 2

 Тестирование:  4) Как называется средний слой кожи?  1. Эпидермис  2. Дерма   3. Гиподерма   4. Подкожно-жировая клетчатка  ОТВЕТ: 2

Тестирование:

  • 4) Как называется средний слой кожи?

1. Эпидермис

2. Дерма

3. Гиподерма

4. Подкожно-жировая клетчатка

ОТВЕТ: 2

 Тестирование:  5) Где находятся меланоциты?  1. В роговом слое  2. В блестящем слое  3. В зернистом слое  4. В базальном слое  ОТВЕТ: 4

Тестирование:

  • 5) Где находятся меланоциты?

1. В роговом слое

2. В блестящем слое

3. В зернистом слое

4. В базальном слое

ОТВЕТ: 4

 Тестирование: 6)  Из чего состоит роговой слой?  1. Из отмерших клеток, заполненных кератином  2. Из взрослых живых клеток  3. Из отмерших пустых клеток  4. Из молодых клеток  ОТВЕТ: 1

Тестирование:

  • 6) Из чего состоит роговой слой?

1. Из отмерших клеток, заполненных кератином

2. Из взрослых живых клеток

3. Из отмерших пустых клеток

4. Из молодых клеток

ОТВЕТ: 1

 Тестирование:  7)  Чья работа способствует охлаждению кожи?   1. Потовых желёз   2. Сальных желёз   3. Волокон коллагена   4. Рецепторов  ОТВЕТ: 1

Тестирование:

  • 7) Чья работа способствует охлаждению кожи?

1. Потовых желёз

2. Сальных желёз

3. Волокон коллагена

4. Рецепторов

ОТВЕТ: 1

 Тестирование:  8)  Выделительная функция кожи осуществляется с помощью?   1. Потовых желёз   2. Рецепторов   3. Сальных желез   4. Гиподермы  ОТВЕТ: 1

Тестирование:

  • 8) Выделительная функция кожи осуществляется с помощью?

1. Потовых желёз

2. Рецепторов

3. Сальных желез

4. Гиподермы

ОТВЕТ: 1

 Тестирование:  9) Люди, стремящиеся много загорать, подвергаются риску возникновения?  1. Сахарного диабета  2. Куриной слепоты  3. Рака кожи  4. Рахита  ОТВЕТ: 3

Тестирование:

  • 9) Люди, стремящиеся много загорать, подвергаются риску возникновения?

1. Сахарного диабета

2. Куриной слепоты

3. Рака кожи

4. Рахита

ОТВЕТ: 3

 Тестирование:  10) Под действием ультрафиолетовых лучей в коже образуется?    1. Витамин А    2. Адреналин   3. Гормон роста   4. Витамин D  ОТВЕТ: 4

Тестирование:

  • 10) Под действием ультрафиолетовых лучей в коже образуется?

1. Витамин А

2. Адреналин

3. Гормон роста

4. Витамин D

ОТВЕТ: 4

 Домашнее задание:   ■ §39 учебника;   ■ Составить синквейн о коже;   ■ Оформить в тетради лабораторную работу;   ■ Заполнить таблицу строение и функции кожи

Домашнее задание:§39 учебника;Составить синквейн о коже;Оформить в тетради лабораторную работу;Заполнить таблицу строение и функции кожи

Используемые источники: Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пельдяева.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2015. -382с.   Биология: Человек. 8 кл.:учебник/ Д,В,Колесов, Р,Д. Маш, И.Н.Беляев. – 5-е изд., испр. – М.:Дрофа,2018 – 416с. Биология .Теоретические и практические аспекты: учебно- методическое пособие курса по выбору для общеобразовательных организаций/ Е,В.Алексеева, Н.Н.Себельдина,-Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования,2018. – 77с. Пепеляева О.А., Сунцова И.В.  Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8класс,Д.В.Колесова,Р.Д.Маша, И.Н.Беляева, А.С.Батуева и др.:- М.:ВАКО,2005. -416 https://foxford.ru/wiki/biologiya/kozha-stroenie-i-funktsii  https://cosmo-larabar.ru/blog/vsyo-o-kozhe/stroenie-kozhi.-chast-3.-gipoderma.html Диск  БИОЛОГИЯ: теоретические и практические аспекты Рабочая программа и дидактические материалы для элективного курса для профильных классов Е,В.Алексеева, Н.Н.Себельдина,-Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования,2018.

Используемые источники:

  • Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пельдяева.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2015. -382с.
  •   Биология: Человек. 8 кл.:учебник/ Д,В,Колесов, Р,Д. Маш, И.Н.Беляев. – 5-е изд., испр. – М.:Дрофа,2018 – 416с.
  • Биология .Теоретические и практические аспекты: учебно- методическое пособие курса по выбору для общеобразовательных организаций/ Е,В.Алексеева, Н.Н.Себельдина,-Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования,2018. – 77с.
  • Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8класс,Д.В.Колесова,Р.Д.Маша, И.Н.Беляева, А.С.Батуева и др.:- М.:ВАКО,2005. -416
  • https://foxford.ru/wiki/biologiya/kozha-stroenie-i-funktsii
  • https://cosmo-larabar.ru/blog/vsyo-o-kozhe/stroenie-kozhi.-chast-3.-gipoderma.html
  • Диск БИОЛОГИЯ: теоретические и практические аспекты Рабочая программа и дидактические материалы для элективного курса для профильных классов Е,В.Алексеева, Н.Н.Себельдина,-Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования,2018.