«Кожлянская игрушка. Старые традиции и юная душа…»
Проект подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад «Солнышко»»
Октябрьского района Курской области
Беклемищева Жанна Николаевна
Тип проекта:
познавательно-
информационно-исследовательский
Участники:
Дети 6-7лет, родители, педагоги ДОУ
Сроки реализации:
долгосрочный.
1 этап - подготовительный.
2 этап - содержательный.
3 этап – заключительный.
Актуальность
Мы живем на своей земле, имеющей давние культурные традиции. И не знать их, стыдно. Кожлянская игрушка – не просто забава, а визитная карточка Курского края.
И эти игрушки-свистульки – это не просто забавные фигурки, они несут информацию о наших предках, их представления об окружающем мире, о красоте.
ФГОС ДО определяет необходимость познавательного развития детей дошкольного возраста. Анализируя ситуацию в группе, мы обнаружили, что дети ничего не знают о народном промысле Курского края «Кожлянская игрушка».
О том, что она является родной для нашего края.
Таким образом, была определена проблема.
Проблема
Недостаточная осведомленность детей о народных промыслах и истории родного Курского края.
Цель проекта –
Познакомить детей с историей промысла Курского края
«Кожлянская игрушка».
Задачи проекта.
Для детей: прививать детям любовь и
уважение к труду народных мастеров-умельцев. Для родителей: повысить заинтересованность родителей к взаимодействию с детьми и педагогами.
Для педагогов: повышение уровня компетентности педагога в области народного декоративно-прикладного искусства.
Ожидаемые результаты.
Дети познакомятся с народным промыслом Курского края «Кожлянская игрушка». Сами попробуют слепить и расписать свистульку из глины.
Родители: повысят уровень компетентности в области народного декоративно-прикладного искусства.
Педагоги: создадут методическую копилку по данной теме. Помогут в создании мини-музея ДОУ «Кожлянская игрушка».
Подготовительный этап:
постановка темы, проблемы, актуализации, целей и задач проекта; изучение литературы и разработка перспективного плана
работы с детьми.
Второй этап – содержательный:
познакомить с историей Кожлянской игрушки; научить детей слепить Кожлянскую игрушку из глины и расписать ее при помощи основных узоров и цветов, характерных для нее.
Третий этап-заключительный:
оформление выставки Кожлянской игрушки, участие в создании мини-музея декоративно- прикладного искусства в детском саду.
История промысла в селе Кожля.
Изделия мастеров из Кожли продавались на ярмарках по всей России с XII века. Практически в каждом из дворов мастерили игрушки. Предками коренного населения были переселенцы из Украины, спасавшиеся от ига. Но земли на новом месте жительства не отличались большой плодородностью: много глины, рвы. Отсюда и пошло Кожлянское ремесло. Опять же, по легенде, в лозе паслось много диких коз, а коза по-украински «козля». Позднее слово видоизменилось и превратилось в «Кожлю».
Исторически этим видом занимались только женщины и девочки.
Отличие игрушки из Кожли от других игрушек в том, что это свистулька. Её начинали делать с музыкальной части. Глину для лепки брали только дроняевскую.
На игрушке из Кожли нет отдельно сделанных деталей, всё в ней слито воедино. Вылепили – теперь нужно раскрасить.
Первое знакомство
с Кожлянской игрушкой
Пробуем самостоятельно лепить и расписывать игрушку
Мини-музей декоративно-прикладного искусства в ДОУ
Литература:
Для детей: Л.И.Тертищева «Кожлянская игрушка» г. Курск «Учитель» 2012г.
Для педагогов и родителей: Скобликова Т.Е. «Связуя нить времён: традиционное гончарство в культуре Черноземья» г. Курск «Мечта» 2014г