СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОЗЛОВА А. И., СЕДИН О. В. Урок "Тайна планеты Лексис (однозначные и многозначные слова)" РЯиЛ 2012-4

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОЗЛОВА А. И., СЕДИН О. В. Урок "Тайна планеты Лексис (однозначные и многозначные слова)" РЯиЛ 2012-4»


А. И. Козлова, О. В. Седин, учителя русского языка и литературы, средней школы № 40 г. Могилёва

Тайна планеты Лексис (однозначные и многозначные слова)

V класс

Цели урока: создать условия для форми­рования у учащихся понятия об однозначных и многозначных словах; обучать созданию текстов с использованием этих слов; разви­вать логическое мышление, внимание уча­щихся; формировать умение подбирать под­ходящие для различных речевых ситуаций слова; продолжить работу по расширению словарного запаса учащихся; воспитывать чувство патриотизма, гордости за родную землю.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок—космическое путе­шествие.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация.


Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Опреде­ление темы и цели урока.

— Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, можем ли мы так необычно записать дату?

Вы, конечно, уже догадались, что урок будет не совсем обычным. Мы с вами отправ­ляемся в космическое путешествие, чтобы раскрыть тайны планеты Лексис.

я выбрала для изучения новой темы «Одно­значные и многозначные слова»? (12 апреля был совершён первый полёт человека в кос­мос.)

• Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин.)

Что вы о нём знаете?

  1. Сообщения учащихся о Ю. Гагарине.


Так как урок у нас необыч­ный, то результаты своей дея­тельности мы сегодня будем за­писывать не в тетради, а в кос­мические дневники наблюдений (приложение 1,2).

(Записывается дата и тема урока. Звучит песня на муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронра­вова «Четырнадцать минут до старта».)

• Как вы думаете, почему именно такую форму урока (уроккосмическое путешествие)

Имя Юрия Алексеевича Гагарина ста­ло символом мужества и героизма, симво­лом космической эры. Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных вре­мён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты Солнечной системы, к далёким та­инственным мирам.

12 апреля 1961 года с космодрома Бай­конур стартовал космический корабль-спутник «Восток», пилотируемый Ю.А. Га­гариным. Сбылась мечта человечества. Впер­вые житель нашей планеты устремился к звёздам. Юрий Гагарин сделал всего один виток вокруг Земли, который длился 108 минут (1 час 48 минут), и открыл новую эру — эру полётов человека в космическое пространство.

  • Давайте, ребята, посмотрим, как это было. (Просматривается фрагмент фильма о полёте Ю. Гагарина.)

  • К сожалению, ребята, мы с вами не станем первооткрывателями в космическом пространстве, но перед нашим отрядом стоит не менее важная задача — открыть тайны планеты Лексис. Нам предстоит установить, какие слова называются однозначными, а какие — многозначными; обогатить свой сло­варный запас «космическими» словами.

  1. Работа с эпиграфом.

  • Эпиграфом к уроку возьмём слова Н. Н. Добронравова.

  • Согласны ли вы с автором этих стро­чек?

Мчат(?)ся р..кеты к дальним м..рам,

К подвигам сердце рвёт(?)ся,

Кто верит крылатым, как пес(?)ня, мечтам,

Тот цели св..ей добьётся!

Запишите эпиграф, вставьте пропущен­ные буквы, раскройте скобки.

  • Какие слова из эпиграфа вы бы взяли на планету Лексис? Почему?

  • Что мы уже знаем о планете Лексис?

  • О чём говорит её название?

  • Что изучает этот раздел науки о языке?

  1. Проверка домашнего задания.

  • Ребята, все выполнили домашнюю ра­боту? Все хорошо подготовились к космичес­кому путешествию?

  • Объясните значение слов космос, кос­монавт, скафандр, космодром, ракета.

Молодцы! Вы очень хорошо подготови­лись к полёту. Навигаторами нашего косми­ческого путешествия станут толковые слова­ри. Итак, в путь!

(Звучит песня «Трава у дома» на сл. А. Поперечного, муз. В. Мигули в исполне­нии группы «Земляне». Видны звёздное про­странство, разные планеты, созвездия, пла­нета Лексис.)

5. Изучение новой темы.

Ребята, посмотрите в иллюминатор, что вы там видите? (Космос, планету, спутник, звезду, созвездие, комету, метеорит, Луну, Солнце, Землю, Вселенную, галактику.)


Давайте запишем эти слова в космичес­кие дневники наблюдений. (Один учащийся записывает у доски.)

Наш корабль направляется к планете Лексис, ведь цель этого путешествия — рас­крыть тайны планеты.

• Все ли знают лексическое значение этих слов? (Приложение 3.)

Найдите значение слов земля и га­лактика в толковом словаре. (На экране появляются словарные статьи слов земля и галактика.)


• Чем отличаются эти слова? Сколько у них значений? Как называются слова с од­ним лексическим значением? С нескольки­ми? (Землямногозначное слово, а галак­тикаоднозначное.)

Сверим наши наблюдения с параграфом учебника.

  1. Физкультминутка.

  2. Закрепление изученного.

  • В записанных словах: 1-й вариант — многозначные слова, 2-й вариант —- одно­значные. В ходе работы обращайтесь к слова­рям. Обратите внимание на то, как помеща­ются разные значения многозначного слова в одной и той же статье толкового словаря. (1-й вариант: звезда, спутник, созвездие, Луна, Солнце, Земля, Вселеннаямногознач­ные. 2-й вариант: космос, планета, комета, метеорит, галактикаоднозначные.)

Для любого человека дороже всех пла­нет — Земля! Составьте и запишите 3—4 пред­ложения, в которых слово земля использова­лось бы в разных значениях.

Вот как описывал нашу планету Юрий Гагарин: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!..»

Ребята, подберите и запишите эпитеты, с помощью которых мы можем описать Землю. (Родная, прекрасная, единственная, дорогая сердцу, неповторимая.)

  • Да, она прекрасна. И нашу прекрас­ную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, берёзы, где есть смех, улыбки и любовь, надо беречь!

Юрий Гагарин был первым, но не един­ственным лётчиком-космонавтом. Были и другие покорители космоса. Среди них — наши соотечественники Пётр Климук и Вла­димир Ковалёнок.

Возможно, после нашего урока вы захотите узнать о них больше.


  1. Подведение итогов.

Вот и закончилось наше путе­шествие.

  • Понравилось ли оно вам?

  • Что нового вы узнали, по­бывав в космосе?

  • Какую тайну планеты Лек­сис вы узнали?

  • Какой словарь был вашим помощником?

  1. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниа­тюру «Красота родной земли».

  1. Отметки за урок.

Приложение 1

Дневник космических наблюдений

Ф.И.О.

Класс