СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КПТ МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимания простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи:

Образовательные:

-формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними;

-расширение и уточнение круга представле­ний о предметах и явлениях окружающей действительности

Просмотр содержимого документа
«КПТ МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА 3 класс»

Пояснительная записка

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимания простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи:

Образовательные:

-формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними;

-расширение и уточнение круга представле­ний о предметах и явлениях окружающей действительности;

Коррекционно-развивающие:

-обучение учащихся способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанав­ливать несложные причинно-следственные связи;

-развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Воспитательные:

-применение полученных знаний в повседневной жизни;

-воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру;

-развитие нравственных и эстетических представлений, художественного вкуса, творческого воображения.

Данная программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:

Федеральный Закон «об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г

  • Рабочая программа разработана на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы (сборник № 1) под редакцией И.М.Бгажноковой издательство «Просвещение», 2016 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

  • АОП на 2020-2021 учебный год ГБОУ «С(К)ШИ №3».

  • СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГБОУ «СКШИ №3»

  • Учебный план образовательного учреждения ГБОУ СКШИ № 3 на 2020-2021учебный год.

  • П Р И К А З №40/ОД 15.05.2020г об утверждении адаптированных образовательных программ и перечня учебников на 2020-2021 учебный год


Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

  • практический метод (упражнения, практическая работа);

  • репродуктивный метод (работа по алгоритму);

  • коллективный, индивидуальный;

  • творческий метод; совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

  • рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

  • наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА

"МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА"

Личностными результатами изучения курса в 3 классе является формирование следующих умений:

-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить.

Предметные результаты

АООП «Мир природы и человека» включают освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) специфические умения, знания и навыки для данной предметной области.

АООП «Мир природы и человека» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • называть по 2-3 растения, изученных в курсе;

  • отличать домашних и диких животных,

  • выделять птиц и рыб;

  • соотносить сезонные изменения в природе с изменениями в жизни человека;

  • соблюдать правила личной гигиены;

  • знать сигналы светофора.

Достаточный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • знать названия изученных лиственных деревьев, уметь их показывать;

  • сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц, рыб; описывать их образ жизни;

  • соотносить сезонные изменения в природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;

  • знать название времен года, дней недели;

  • соблюдать правила личной гигиены;

  • знать сигналы светофора

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

Содержание учебного предмета

Обогащение и уточнение словаря. Название предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов. Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей. Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы. Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе. Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Примерная тематика

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.

Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

Одежда. Назначение различных видов одежды.

Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя.

Неживая природа. Солнце в разные времена года. Календарь. Воздух. Термометр. Ветер.

Растения. Сравнение растений. Части растений. Виды растений. Цветы. Растения сада. Лес. Плоды и семена. Ягоды. Грибы. Травы.

Животные. Дикие животные. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. Домашние животные. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям. Правила ухода за животными. Птицы: перелетные, зимующие, хищные, певчие. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой.

Охрана здоровья. Человек: дыхание, кровь, пульс, сердце. Питание человека. Профилактика простудных заболеваний. Окружающая среда и здоровье человека.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.

Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.

Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов.

Тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

1.

Сезонные изменения в природе

10

2.

Неживая природа

5

3.

Живая природа

12

5.

Человек

5

6.

Повторение

2

Итого


34


Базовые учебные действия

Регулятивные БУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме;

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные БУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;

  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные БУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения







Учебно - методическое обеспечение. 1 . Учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва "Просвещение", 2018 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружующий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.

4. Ноутбук. 5. Наглядное пособия.















Календарно-тематическое планирование «Мир природы и человека» 3 класс


Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Кол-во часов

Дата

по плану


Дата по факту

Растения осенью.

1ч.

08.09.20


Животные осенью.

1ч.

15.09.20


Занятия людей осенью.

1ч.

22.09.20


Солнце в разные времена года.

1ч.

29.09.20


Календарь

1ч.

06.10.20


Значение воздуха.

1ч.

13.10.20


Термометр.

1ч.

20.10.20


Ветер.

1ч.

10.11.20


Дикие животные.

1ч.

17.11.20


Домашние животные.

1ч.

24.11.20


Дикие и домашние животные.

1ч.

01.12.20


Птицы (строение)

1ч.

08.12.20


Перелетные и зимующие птицы.

1ч.

15.12.20


Хищные птицы. Певчие птицы.

1ч.

22.12.20


Растения и животные зимой.

1ч.

12.01.21


Занятия людей зимой.

1ч.

19.01.21


Строение и работа дыхательной системы человека.

1ч.

26.01.21


Профилактика простудных заболеваний.

1ч.

02.02.21


Сердечно-сосудистая система.

1ч.

09.02.21


Окружающая среда и здоровье человека.

1ч.

16.02.21


Правильное питание.

1ч.

23.02.21


Повторение.

1ч.

02.03.21


Растения весной.

1ч.

09.03.21


Животные весной.

1ч.

16.03.21


Занятия людей весной.

1ч.

30.03.21


Сравнение растений.

1ч.

06.04.21


Части растений.

1ч.

13.04.21


Цветы и травы.

1ч.

20.04.21


Растения сада.

1ч.

27.04.21


Лес (хвойный, лиственный). Плоды и семена растений.

1ч.

04.05.21


Ягоды и грибы.

1ч.

11.05.21


Растения и животные летом.

1ч.

18.05.21


Занятия людей летом.

1ч.

25.05.21


Повторение.

1ч.

25.05.21