Пояснительная записка
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимания простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
Образовательные:
-формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними;
-расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
Коррекционно-развивающие:
-обучение учащихся способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
-развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Воспитательные:
-применение полученных знаний в повседневной жизни;
-воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру;
-развитие нравственных и эстетических представлений, художественного вкуса, творческого воображения.
Данная программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
Федеральный Закон «об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г
Рабочая программа разработана на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы (сборник № 1) под редакцией И.М.Бгажноковой издательство «Просвещение», 2016 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
АОП на 2020-2021 учебный год ГБОУ «С(К)ШИ №3».
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГБОУ «СКШИ №3»
Учебный план образовательного учреждения ГБОУ СКШИ № 3 на 2020-2021учебный год.
П Р И К А З №40/ОД 15.05.2020г об утверждении адаптированных образовательных программ и перечня учебников на 2020-2021 учебный год
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод; совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА
"МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА"
Личностными результатами изучения курса в 3 классе является формирование следующих умений:
-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить.
Предметные результаты
АООП «Мир природы и человека» включают освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) специфические умения, знания и навыки для данной предметной области.
АООП «Мир природы и человека» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
правильно называть изученные объекты и явления;
называть по 2-3 растения, изученных в курсе;
отличать домашних и диких животных,
выделять птиц и рыб;
соотносить сезонные изменения в природе с изменениями в жизни человека;
соблюдать правила личной гигиены;
знать сигналы светофора.
Достаточный уровень:
правильно называть изученные объекты и явления;
знать названия изученных лиственных деревьев, уметь их показывать;
сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц, рыб; описывать их образ жизни;
соотносить сезонные изменения в природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
знать название времен года, дней недели;
соблюдать правила личной гигиены;
знать сигналы светофора
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Содержание учебного предмета
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов. Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей. Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы. Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе. Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
Примерная тематика
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
Одежда. Назначение различных видов одежды.
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя.
Неживая природа. Солнце в разные времена года. Календарь. Воздух. Термометр. Ветер.
Растения. Сравнение растений. Части растений. Виды растений. Цветы. Растения сада. Лес. Плоды и семена. Ягоды. Грибы. Травы.
Животные. Дикие животные. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. Домашние животные. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям. Правила ухода за животными. Птицы: перелетные, зимующие, хищные, певчие. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой.
Охрана здоровья. Человек: дыхание, кровь, пульс, сердце. Питание человека. Профилактика простудных заболеваний. Окружающая среда и здоровье человека.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Сезонные изменения в природе | 10 |
2. | Неживая природа | 5 |
3. | Живая природа | 12 |
5. | Человек | 5 |
6. | Повторение | 2 |
Итого | | 34 |
Базовые учебные действия
Регулятивные БУД
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные БУД
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные БУД
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения
Учебно - методическое обеспечение. 1 . Учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва "Просвещение", 2018 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружующий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.
4. Ноутбук. 5. Наглядное пособия.
Календарно-тематическое планирование «Мир природы и человека» 3 класс
Календарно-тематическое планирование |
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
| Растения осенью. | 1ч. | 08.09.20 | |
| Животные осенью. | 1ч. | 15.09.20 | |
| Занятия людей осенью. | 1ч. | 22.09.20 | |
| Солнце в разные времена года. | 1ч. | 29.09.20 | |
| Календарь | 1ч. | 06.10.20 | |
| Значение воздуха. | 1ч. | 13.10.20 | |
| Термометр. | 1ч. | 20.10.20 | |
| Ветер. | 1ч. | 10.11.20 | |
| Дикие животные. | 1ч. | 17.11.20 | |
| Домашние животные. | 1ч. | 24.11.20 | |
| Дикие и домашние животные. | 1ч. | 01.12.20 | |
| Птицы (строение) | 1ч. | 08.12.20 | |
| Перелетные и зимующие птицы. | 1ч. | 15.12.20 | |
| Хищные птицы. Певчие птицы. | 1ч. | 22.12.20 | |
| Растения и животные зимой. | 1ч. | 12.01.21 | |
| Занятия людей зимой. | 1ч. | 19.01.21 | |
| Строение и работа дыхательной системы человека. | 1ч. | 26.01.21 | |
| Профилактика простудных заболеваний. | 1ч. | 02.02.21 | |
| Сердечно-сосудистая система. | 1ч. | 09.02.21 | |
| Окружающая среда и здоровье человека. | 1ч. | 16.02.21 | |
| Правильное питание. | 1ч. | 23.02.21 | |
| Повторение. | 1ч. | 02.03.21 | |
| Растения весной. | 1ч. | 09.03.21 | |
| Животные весной. | 1ч. | 16.03.21 | |
| Занятия людей весной. | 1ч. | 30.03.21 | |
| Сравнение растений. | 1ч. | 06.04.21 | |
| Части растений. | 1ч. | 13.04.21 | |
| Цветы и травы. | 1ч. | 20.04.21 | |
| Растения сада. | 1ч. | 27.04.21 | |
| Лес (хвойный, лиственный). Плоды и семена растений. | 1ч. | 04.05.21 | |
| Ягоды и грибы. | 1ч. | 11.05.21 | |
| Растения и животные летом. | 1ч. | 18.05.21 | |
| Занятия людей летом. | 1ч. | 25.05.21 | |
| Повторение. | 1ч. | 25.05.21 | |