СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КПТ ПО ЧТЕНИЮ 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение является ведущим предметом, так как от его усвоения зависит успешность обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на протяжении всех школьных лет. Знания, полученные учащимися, на уроках чтения являются практически значимыми и направлены на социализацию личности умственно отсталого ребенка в современном обществе, формирование эмоционального отношения к действительности, нравственных позиций поведения, развитие речемыслительных способностей детей данной категории.

Цель: научить учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

Задачи:

Образовательные:

-формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целыми словом;

-формирование навыков сознательного чтения доступных для понимания текстов;

-уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение);

-развитие навыков устной коммуникации.

Просмотр содержимого документа
«КПТ ПО ЧТЕНИЮ 3 класс»



Пояснительная записка

Чтение является ведущим предметом, так как от его усвоения зависит успешность обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на протяжении всех школьных лет. Знания, полученные учащимися, на уроках чтения являются практически значимыми и направлены на социализацию личности умственно отсталого ребенка в современном обществе, формирование эмоционального отношения к действительности, нравственных позиций поведения, развитие речемыслительных способностей детей данной категории.

Цель: научить учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

Задачи:

Образовательные:

-формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целыми словом;

-формирование навыков сознательного чтения доступных для понимания текстов;

-уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение);

-развитие навыков устной коммуникации.

Коррекционно-развивающие:

-развитие познавательных интересов;

-формирование коммуникативных навыков в процессе прослушивания литературных произведений.

-развитие слухового и зрительного восприятия, совершенствование произношения и пространственной ориентации;

-развитие и обогащение словарного запаса;

Воспитательные:

-формирование положительных нравственных качеств и свойств личности;

-воспитание интереса к урокам чтения, к чтению как процессу;

-воспитание чувства прекрасного.

Данная программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:

  • Федеральный Закон «об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г

  • Рабочая программа разработана на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы (сборник № 1) под редакцией В.В. Воронковой, издательство «Просвещение», 2010 г., И.М.Бгажноковой 2016год. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

  • АОП на 2020-2021 учебный год ГБОУ «С(К)ШИ №3».

  • СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГБОУ «СКШИ №3»

  • Учебный план образовательного учреждения ГБОУ СКШИ № 3 на 2020-2021учебный год.

  • П Р И К А З № от 30.05.2020г об утверждении адаптированных образовательных программ и перечня учебников на 2020-2021 учебный год

Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с Образовательной программой и учебного плана школы, учебный предмет «Чтение» является частью предметной области «Чтение и развитие речи», на изучение которого отводится 140 часов в год при 4 часах в неделю (34 учебных недель).

Количество часов по учебному плану: 4 часа в неделю

Количество часов в год по программе: 136 часов

Срок реализации программы – 1год.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения курса во 3 классе является формирование следующих умений:

-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить.

Предметные результаты АООП по чтению включают освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП по чтению определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

  • осознанно и правильно читать короткий текст вслух по слогам после работы над ним под руководством учителя;

  • отвечать на вопросы по прочитанному с помощью учителя;

  • пересказывать содержание прочитанного с помощью учителя;

  • рассказывать наизусть 3—4 стихотворения с помощью учителя.

Достаточный уровень:

  • осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

  • трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

  • отвечать на вопросы по прочитанному;

  • высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

  • пересказывать содержание прочитанного;

  • устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся;

  • рассказывать наизусть 5—8 стихотворений.




Содержание учебного предмета

Содержание чтения (круг чтения)

Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.

Примерная тематика произведений

Произведения о Родине, родной природе, об отношении к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе, товариществе» произведения о добре и зле.

Жанровое разнообразие

Сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки, считалки, потешки.

Навык чтения

Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).

Работа с текстом

Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.

Внеклассное чтение

Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.








Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Здравствуй школа.

8

Осень наступила.

12

Учимся трудиться.

14

Ребятам о зверятах.

15

Чудесный мир сказок.

10

Зимушка - зима.

19

Так нельзя, а так можно.

10

Весна в окно стучится.

20

Весёлые истории.

8

Родина любимая.

9

Здравствуй, лето.

11

Итого


136


Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.

Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Познавательные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо - родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать.

Коммуникативные учебные действия:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Литература и средства обучения

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Чтение 3 класс, часть I, С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Москва «Просвещение», 2018 год

  • Чтение 3 класс, часть II, С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Москва «Просвещение», 2018 год

  • И. Г. Сухин. « Весёлые скороговорки для «непослушных звуков», Ярославль, Академия развития, Академия, К Академия Холдинг, 2002 год

  • Г. Науменко, Тридцать три Егорки, русские народные скороговорки, Москва «Детская литература», 1989 год

  • Л. П. Успенская, М. Б. Успенский. «Учитесь правильно говорить», Москва «Просвещение» 1991



Календарно – тематическое планирование


п/п

урока по теме

ТЕМА ПРОГРАММЫ

ДАТА по плану

Дата по факту

ПРИМЕЧАНИЕ

7 часов

Здравствуй, школа! ( I часть)


1

1

М. Садовский. Сентябрь. По В. Воскобойникову. Весёлая улица

02.09.20

с. 4 – 6; стих

наизусть

2

2

В. Берестов. Первое сентября. По В. Драгунскому. Завтра в школу

03.09.20

с. 6, 7

3

3

По Э. Шиму. Пятёрки

07.09.20

с. 8, 9

4

4

В.Бирюков. Кто лучшим будет

08.09.20

с. 10, 11

5

5

По В. Хомченко. Обида

09.09.20

с. 12

6

6

А. Аксёнова. Наша учительница

10.09.20

с. 13, 14

7

7

Здравствуй, школа! Обобщение

14.09.20

с. 14, 15

13 часов

Осень наступила…

8

1

О. Высотская. Осень

15.09.20

с. 16, 17; наизусть





9



2



По Ю. Ковалю.

Последний лист.

А. Толстой. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…


16.09.20

17.09.20




с. 17 – 19

10

3

По Н. Сладкову.

Сентябрь на дворе

21.09.20

с. 19, 20

11

4

В. Степанов. Воробей

22.09.20

с. 21

12

5

По А. Баркову. Лето на веревочке

23.09.20

с. 22, 23

13

6

Е. Благинина. Улетают, улетели … По Э. Шиму. Ворона и синица

24.28.09.20

с. 24 – 26

14

7

По Л. Воронковой. За кормом для птиц

29.09.20

с. 26

15

8

Г. Ладонщиков. В октябре

30.09.20

с. 27

16

9

По Н. Сладкову.

Страшный невидимка

01.10.20

с. 28, 29

17

10

А. Плещеев. Осень наступила

05.10.20

с. 30; наизусть

18

11

По Н. Абрамцевой.

Сказка об осеннем ветре

06.10.20

с. 31, 32

19

12

Н. Майданик. Доскажи словечко (Осенние загадки)

07.10.20

с. 32, 33

20

13

Осень наступила...

Обобщение

08.10.20

с. 34, 35


14 часов

Учимся трудиться

21

1

Ю. Тувим. Всё для всех

12.10.20

с. 36, 37

22

2

По Д. Габе. Работа

13.10.20

с. 38, 39

23

3

В. Орлов. Мои помощники

14.10.20

с. 40

24

4

По А. Потаповой.

Бабушка и внучка

15.10.20

с. 41, 42

25

5

Б. Заходер. Повара

19.09.20

с. 42 – 43

26

6

По М. Дружининой. Сюрприз

20.10.20

с. 43 – 44

27

7

О. Высотская. Маргаритка

21.10.20

с. 45

28

8

По В. Хомченко. Пуговица

22.10.20

с. 46

29

9

Г. Ладонщиков. Портниха

26.10.20

с. 47; наизусть

30

10

В. Осеева. Пуговица

27.10.20

с. 48

31

11

По В. Голявкину. Как я помогал маме мыть пол

28.10.20

с. 49, 50

32

12

По С. Баруздину. Как

Алёшке учиться надоело

29.10.20

с. 50, 51

33

13

Дж. Родари. Чем пахнут ремёсла

09.11.20

с. 52, 53

34

14

Учимся трудиться. Обобщение

10.11.20

с. 54, 55


14 часов

Ребятам о зверятах

35

1

По Е. Чарушину. Лисята

11.11.20

с. 56 – 58

36

2

По Н.Сладкову. Лисица и Ёж»; Е. Тараховская.

Заяц

12.11.20

с. 58, 59

37

3

По М. Пришвину. Ёж

16.11.20

с. 59, 60

38

4

По А. Баркову.

Материнская забота

17.11.20

с. 61, 62

39

5

По Г. Снегирёву. Белёк

18.11.20

с. 63, 64

40

6

В. Приходько. Пин и Гвин

19.11.20

с. 64, 65; наизусть

41

7

По Б.Житкову. Галка

23.11.20

с. 65, 66

42

8

По В.Гаранжину.

«Куриный воспитанник

24.11.20

с. 67, 68

43

9

По М. Тарловскому. Добрый Волк

25.11.20

с. 69, 70

44

10

По Н. Носову. Живая шляпа

26.11.20

с. 70 – 72

45

11

По Н. Павловой. Котята

30.11.20

с. 73, 74

46

12

В. Берестов. Кошкин щенок

01.12.20

с. 75

47

13

По М. Пляцковскому. Сердитый дог Буль

02.12.20

с. 76, 77

48

14

Ребятам о зверятах.

Обобщение

03.12.20

с. 78, 79

10 часов

Чудесный мир сказок

49

1

Лиса и журавль (Русская народная сказка)

07.12.20

с. 80, 81


50

2

Храбрый баран (Русская народная сказка)

08.12.20

с. 82, 83

51

3

Лиса и тетерев (Русская народная сказка)

09.12.20

с. 84, 85

52

4

Овечка и волк

(Украинская народная сказка)

10.12.20

с. 85, 86

53

5

Медведь и пчёлы

(Башкирская народная сказка)

14.12.20

с. 87, 88

54

6

Тигр и лиса (Таджикская народная сказка)

15.12.20

с. 88, 89

55

7

Лиса и куропатка

(Французская народная сказка)

16.12.20

с. 90, 91

56

8

Куцый хвост (Абхазская народная сказка)

17.12.20

с. 92, 93

57

9

Глупый котёнок

(Удмуртская народная сказка)

21.12.20

с. 94, 95

58

10

Чудесный мир сказок. Обобщение

22.12.20

с. 96, 97

20часов

Зимушка - зима

59

1

Ой ты, зимушка – зима! (Русская народная песня). По В. Бианки. Заяц, Косач, Медведь и

Дед Мороз

23.12.20

с. 98 – 100; наизусть

60

2

М. Садовский. Декабрь

24.12.20

с. 101; наизусть


61

3

По Л. Воронковой. Как ёлку наряжали

11.01.21

с. 102, 103

62

4

С. Попов. В новогоднюю ночь

12.01.21

с. 104

63

5

По А. Усачёву. Как Дед Мороз сделал себе помощников

13.01.21

с. 105 – 107

64

6

По А. Потаповой. Такой вот герой

14.01.21

с. 108 – 109

Зимушка – зима (Продолжение) ( II часть)

65

7

С. Есенин. Зима.

18.01.21

с. 4

66

8

С. Суворова. Подарок

19.01.21

с. 5

67

9

По В. Голявкину. У Ники новые лыжи

20.01.21

с. 6, 7

68

10

И. Шевчук. С прогулки

21.01.21

с. 8

69

11

По М. Быковой.

Неудачная находка

25.01.21

с. 9, 10

70

12

И. Суриков. Детство

26.01.21

с. 11; наизусть

71

13

По Е.Чарушину. Что за зверь?

27.01.21

с. 12, 13

72

14

По Э. Шиму. Не стучать – все спят!

28.01.21

с. 14 – 16

73

15

В. Степанов. Зайка

01.02.21

с. 16

74

16

По Н. Сладкову. Еловая каша

02.02.21

с. 17

75

17

З. Александрова. Снежок

03.02.21

с. 18; наизусть

76

18

По С. Баруздину.

Коллективная печка

04.02.21

с. 19, 20


77

19

В. Аникин. Доскажи словечко (Зимние загадки)

08.02.21

с. 20, 21

78

20

Зимушка – зима. Обобщение

09.02.21

с. 22, 23


11 часов


Так нельзя, а так можно

79

1

По А. Ягафаровой.

Снегирь и Синичка

10.02.21

с. 24 – 26

80

2

По В. Хомченко. Птица- синица

11.02.21

с. 27, 28

81

3

Г. Ладонщиков. Дельный совет

15.02.21

с. 29

82

4

По Л. Толстому. Косточка

16.02.21

с. 30, 31

83

5

По С. Георгиеву, Праздничный стол

17.02.21

с. 32, 33

84

6

В. Бесрестов. За игрой

18.02.21

с. 34; наизусть

85

7

С. Баруздин. Бревно

22.02.21

с. 34, 35

86

8

А. Седугин. Как Артёмка котёнка спас

24.02.21

с. 36, 37

87

9

По В. Осеевой. Подвиг

25.02.21

с. 38, 39

88

10

По В.Бирюкову. Лесные доктора

01.03.21

с. 40, 41

89

11

Так нельзя, а так можно.

Обобщение

02.03.21

с. 42, 43


20 часов

Весна в окно стучится

90

1

Ф. Тютчев. Зима недаром злится

03.03.21

с. 44, 45; наизусть

91

2

По В. Бирюкову. Весенняя песня

04.03.21

с. 46, 47

92

3

Веснянка (Украинская народная песня)

09.03.21

с.48

93

4

По Э. Шиму. Сосулька

10.03.21

с. 49

94

5

Выгляни, Солнышко… (Русская народная песня)

11.03.21

с. 50

95

6

С. Вербова. Мамин портрет

15.03.21

с. 51, 52

96

7

П. Синявский.

Разноцветный подарок

16.03.21

с. 52, 53

97

8

А. Седугин. Тихо-тихо

17.03.21

с. 53, 54

98

9

Р. Сеф. Лицом к весне

18.03.21

с. 54, 55

99

10

С. Вербова. Ледоход

29.03.21

с. 56

100

11

По Р. Фархади. Сон Медвежонка

30.03.21

с. 56, 57

101

12

Г. Ладонщиков. Медведь проснулся

31.03.21

с. 58; наизусть

102

13

По В. Бианки. Заяц на дереве

01.04.21

с. 59 – 61

103

14

С. Погореловский. Наши гости

05.04.21

с. 62

104

15

По Г. Скребицкому. Скворушка

06.04.21

с. 63, 64


105

16

И. Белоусов. Весенняя гостья

07.04.21

с. 65

106

17

По К. Ушинскому.

Пчёлки на разведках

08.04.21

с. 66

107

18

По А. Баркову.

Тюльпаны

12.04.21

с. 67, 68

108

19

Е. Савельева. Доскажи словечко (Весенние загадки)

13.04.21

с. 69

109

20

Весна в окно стучится. Обобщение

14.04.21

с. 70, 71

8 часов

Весёлые истории

110

1

Р. Фархади.

Перепутаница

15.04.21

с. 72, 73

111

2

По Г. Остеру. Эхо

19.04.21

с. 74, 75

112

3

А. Шибаев. Кто кем становится

20.04.21

с. 76

113

4

А. Усачёв. Волшебный барабан

21.04.21

с. 77

114

5

М. Пляцковский. Шишки

22.04.21

с. 78, 79

115

6

По Ю. Степанову. Портрет

26.04.21

с. 80, 81

116

7

М. Бородицкая.

Булочная песенка

27.04.21

с. 81, 82

117

8

Весёлые истории. Обобщение

28.04.21

с. 83

10 часов

Родина любимая


118

1

Г. Ладонщиков. Скворец на чужбине

29.04.21

с. 84, 85

119

2

По К.Ушинскому. Наше Отечество

03.05.21

с. 85, 86

120

3

По Т. Кудрявцевой. Флаг России

04.05.21

с. 86, 87

121

4

М. Ильин. Главный город страны

05.05.21

с. 88, 89

122

5

В. Степанов. Песня

06.05.21

с. 90

123

6

А. Усачёв. День Победы

10.05.21

с. 91

124

7

По С. Баруздину. Страшный клад

11.05.21

с. 92, 93

125

8

По С. Баруздину «Страшный клад

12.05.21

с. 78, 79

126

9

По С. Алексееву.

Тульские пряники

13.05.21

с. 93, 94

127

10

Родина любимая. Обобщение

17.05.21

с. 95

9 часов

Здравствуй, лето!

128

1

А. Усачёв. Что такое лето?

18.05.21

с. 96, 97

129

2

По Л. Воронковой. Что сказала бы мама?

19.05.21

с. 97 – 99

130

3

М. Дружинина. Земляника

20.05.21

с. 100

131

4

По В. Хомченко. Куда исчез гриб?

24.05.21

с. 101 – 103

132

5

По В. Бианки. Ёж-

25.05.21

с. 103 – 105


спаситель

26.05.21

133

6

Р. Фархади. Жарко

27.05.21

с. 105

134

7

По Э. Шиму. Верное время

с. 106 – 108

135

8

Е. Савельева. Доскажи словечко

с. 109

136

9

Здравствуй, лето!

Обобщение

с. 100



11