СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческая работа на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Краеведческая работа на уроках литературного чтения»

На современном этапе развития образования огромную роль играет краеведческая работа на уроках литературного чтения, особенно в начальной школе. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью.

Обучение литературному краеведению позволяет учащимся увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в творческую лабораторию местного автора, изучить его методы, вкусы и пристрастия.

В последнее время содержание структуры школьного литературного образования существенно обновилось: для всех типов учебных заведений созданы вариативные программы и учебники. Во многих регионах РФ разработаны элективные предметные курсы, связанные с литературным краеведением. Они рассматриваются как часть учебно-воспитательного процесса, которая продуктивно влияет на результативность обучения и воспитания в каждом крае.

Литературное краеведение - нестандартная область знания о литературе, «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения». Литературное краеведение вычленяет из общего объема краеведческих сведений именно те, которые имеют отношение к литературному наследию края.

Литературное краеведение, которым мы занимаемся, не только расширяет и обогащает знания школьников, знакомит с жизнью и творчеством местных поэтов, но прививает любовь и уважение к истории культуры края, формирует высокую гражданскую позицию, способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Занимаясь исследованием в данной области, мы знакомимся с биографией и творческой жизнью тамбовских писателей и поэтов. Отбираем произведения, которые можно включить в круг детского чтения и которые помогут детям познакомиться со своим родным краем.

Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. В этом случае краеведение становится важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе — общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.

Краеведческая деятельность может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса. Для решения воспитательных и образовательных задач, как показывает практика, обучающими и учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы области, учителя, к сожалению, пренебрегают краеведческим принципом преподавания. Недостаточно количество образовательных учреждений, которые ведут краеведческую работу. Даже в тех образовательных учреждениях, где существуют краеведческие объединения обучающихся, обычно наблюдается отсутствие системы работы, связей с другими краеведческими объединениями,материалы работ практически не используются в образовательном процессе школы .

Важность нравственно - патриотического воспитания средствами краеведения огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. И задача педагогов – воспитать достойных граждан Российской Федерации, любящих и гордящихся своей страной, ее историей, городом или селом, в котором они живут.

Одним из основных направлений современного патриотического воспитания детей младшего школьного возраста является краеведение. Краеведение в школе является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города и села с большой Родиной – Российской Федерацией.

На кафедре дошкольного и начального образования литературное краеведение проводится под руководством профессора, доктора педагогических наук Первовой Галины Михайловны, которая разработала учебник-хрестоматию «Тамбовские писатели – детям» для начальной школы. Это учебное пособие состоит из 3 частей: учебник-хрестоматия 1-2 класс, учебник-хрестоматия 3-4 класс и методическое пособие. Оно используется как региональный компонент образования с 2007 года в школах Тамбовской области.

Валентина Тихоновна Дорожкина, член Союза писателей, заведующая сектором творческой работы с учащимися в областной детской библиотеке, помогла мне открыть новые имена в литературном краеведении Тамбовского края и дополнила своими произведениями наше исследование.

Мы познакомились с творчеством поэта, прозаика, Члена Союза писателей России, кандидата педагогических наук Александра Михайловича Митрофанова. Митрофанов является автором слов гимна Тамбовской области. Поэтическое творчество Александра Михайловича подкупает своей искренностью, жизненным оптимизмом, патриотизмом, родительской заботой и, конечно, любовью к родному краю.

Мы познакомились с Любовью Андреевной Крыловой, чье творчество активно нами изучается. Любовь Крылова тесно сотрудничает с литературным клубом педагогов ТГУ им Г.Р.Державина, которым руководит Г.М. Первова. Совместно с руководителем клуба мною был составлен сборник стихотворений «Меня будят стихи…», в который отобраны произведения для детского чтения. Любовь Андреевна автор гимна Тамбову и Мичуринску. Л.А. Крылова своими произведениями дополняет странички литературного краеведения в школе и помогает воспитывать патриотов России.

Людмила Ивановна Сергеева много пишет для детей, регулярно выпускает сборники детских стихов. Среди них «Я с солнышком дружу», «Волшебные рукавички», «Книжка от пони», «Воронёнок», «Я- не гном», «Подарок с Марса» и другие. Она же и иллюстрирует свои книги. Замечательные акварели придают книгам оригинальность и красоту, воспитывают в читателях художественный вкус.

Познакомившись с творчеством Натальи Сергеевны Меркушовой, мы выяснили, что большое место в её творчестве занимают стихи для детей. Некоторые из них опубликованы в двух последних сборниках поэтессы в разделе «Из Кирюшиной тетради".

Мы составили список авторов, творчество которых уже знакомо младшим школьникам и тех, кого мы включаем в педагогический эксперимент на педагогической практике.

На наш взгляд, краеведение как предмет обязательно должно присутствовать в школьной программе. Данная дисциплина учит ребёнка любви к родным местам, даёт знания по истории, культуре своего края. На примерах великих земляков ученик может убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как твёрдая воля, решительность, стойкость, мужество.

Уроки литературного краеведения необходимы в школе, так как одновременно это и уроки граждановедения, помогающие учащемуся выбрать и сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, а начинается он с любви к своей малой родине.

Краеведение способствует пониманию культурных традиций нашего народа, поэтому мы как будущие учителя планируем на педагогической практике использовать литературный краеведческий материал на уроках внеклассного чтения и во внеклассной работе.

































Список тамбовских авторов,

произведения которых отобраны для чтения

в начальных классах


  1. Акулинин А.М. Рассказы для детей. Любое издание.

  2. Асеева Л.П. Глафира: Повести. – М., 1984

  3. Белахова М.А. Повести и рассказы для детей. Любое издание.

  4. Дорожкина В.Т. Избранное [Текст] : стихи / В. Дорожкина. – Тамбов: 
    Пролетар. светоч, 2004. – 144 с.

  5. Жариков А.Д. Повесть о маленьком сержанте [Текст] / А. Жариков; худож. Е. Т. Сердюченко. – Донецк: Донбас, 1987. – 64 с.

  6. Знобищева М.И. День радости [Текст]: поэзия и проза / М. Знобищева. – Тамбов, 2009.

  7. Курбатова Т.Л. Разноцветные стихи и сказки леса [Текст] / Т. Курбатова. – Тамбов: Пролетар. светоч, 2003. – 232 с.

  8. Кучин И.С. Поэма Победы: Стихи и поэма. – Воронеж, 1972.

  9. Крылова Л.А. Меня будят стихи… Избранное . - Тамбов, 2017

  10. Луканкина Е.Л. Дерево в огне [Текст] : стихи, проза / Е. Луканкина. – Тамбов, 2017

  11. Меркушова Н. С.Тайники души [Текст] : стихи / Н. Меркушова. – Тамбов: Изд-во Тамб. отд-ния ОООП «Литфонд России», 2009. – 119 с.

  12. Милосердов С.С. Стихи. Любое издание

  13. Митрофанов А. М. Сказки, стихи и картинки для внучки Полинки / худож. Н. П. Воробьёва. Тамбов: Пролет. светоч, 2010.

  14. Николаева А.Н. Осенний дневник [Текст] : стихотворения, поэмы, переводы / Александра Николаева. – Тамбов: Литфонд России, 2009. – 124 с.

  15. Попов Г. А. Смешинки [Текст]: стихи для детей / Г. А. Попов. Ребячьи заботы. – Тамбов: Пролетарский светоч, 1992.

  16. Попова Т.И. Сказы о земле Тамбовской. Худ.Б.Ольшанский. - Тамбов, 2019.

  17. Сергеева, Л. И. Я - не гном [Текст]: стихи для детей/Людмила Сергеева. - Тамбов: ИП Каверин И. С., 2017.

  18. Шамов И.В.  Как дорога ты мне, Россия!: Стихи. – М., 1986.

  19. Шаповалов П.Ф. Необыкновенные свидания [Текст] / [Предисл. В. Д. Херувимова]. - Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1974. - 65 с.

  20. Шилин А.Е. Повести и рассказы для детей. Любое издание.

8