Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»
Исследовательская работа по теме: «Дети войны»
«Детство, опаленное войной»
Автор работы: Прокопьева Л.А.
г.Краснокаменск, 2020 г.
Была война, а я совсем девчонка…
Н.С. Викулова
Детство, опаленное войной
С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге.
Это нужно нам, живым сейчас, благодаря их труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию. Поэтому наша работа «Дети войны» актуальна.
Война - тяжкое и страшное время, которое перечеркнуло судьбы многих людей. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют наших прабабушек и прадедушек, и сегодня их память цепко хранит события военных лет.
И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Многие дети хотели хоть как-то помочь Родине в трудный момент, поэтому они, не досыпая ночами, работали наравне со взрослыми. Восстанавливали разрушенное хозяйство, убирали урожай, рыли окопы. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.
Тогда невыносимо трудно было всем. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство. Многие из них в раннем возрасте потеряли семью и остались сиротами. Мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы.
В то время трудно было найти семью, которую война обошла стороной. Каждая семья провожала на войну своих родственников, и большим горем для них было, когда с фронта приходила похоронка ...
О Великой Отечественной войне написано много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и статистические данные. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах.
О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы. В разном возрасте мои земляки встретили и переживали войну.
Великая Отечественная война не прошла стороной и нашу семью.
В моей жизни таким человеком стала моя бабушка Нина Семеновна Викулова. Родилась она в деревне Панино, Савинского района, Ивановской области в семье, где было пятеро детей. Прошло семь лет, и маленькая Нина пошла в школу, хотя принимали с восьми. Александра, ее старшая сестра, работала в школе учителем и научила Нину читать. Казалось, ничто не омрачало прекрасные детские годы. Но… война безжалостно ворвалась в судьбы русского народа, когда Нине было всего 11 лет. Кончилось трудовое детство, и началась военная трудовая пора. Опустела деревня: ушедших в армию мужчин призывного возраста заменили женщины, старики, подростки. Отец Таланов Семен Иванович был призван в армию, и в 1943 году после ранения умер в госпитале, и похоронен в братской могиле в Горьковской области.
Дети всегда оставались детьми. Учились в школе. Свои знания ребята посвящали победе над врагом. Особенно хорошо, как рассказывала бабушка, учили немецкий язык, чтобы знать язык врага. Долгими зимними вечерами вчерашние девчонки шили кисеты для табака красноармейцам, а наступившая весна требовала от ребятишек больших физических сил при посадке картофеля и овощей. Немного сеяли ржи, зерна которой мололи на ручных жерновах. Весной и взрослые, и дети выходили перекапывать поле, чтобы из найденного картофеля испечь лепешки, которые очень любили детишки. Летом выручал лес: ходили за грибами и ягодами, собирали лекарственные травы. Одно и самых ярких воспоминаний –ребятам всегда хотелось есть. Ягоду со своего огорода продавали на базаре, чтобы на вырученные деньги купить мыло, соль и лишь изредка настоящий хлеб. Летом работали на сенокосе, сгребали сено. Особенно трудно было убирать лён, который нужно было выдергивать из земли и связывать в снопы. А лен крепко держался за землю своей разветвленной корневой системой, поэтому дети устраивали соревнования под лозунгом: «Все для фронта – все для Победы». Руки стирали в кровь, но выделенную полосу убирали. С 12 лет ребята уже выполняли максимум трудностей. Все произведенное отправлялось в город, для переправки в действующую армию. Несмотря на трудовую деятельность, дети находили время и силы для игр: лапта, прятки, городки, 12 палочек… Зимой катались на санках и лыжах. Дома играли в кукол, сшитых из материала, в школу. Мальчишки играли в «войну» - били фашистов. В детском воображении они представлялись страшными и злыми. Рисовали карикатуры на Гитлера и немцев.
Когда линия фронта подошла близко, окна проклеивали бумагой и на ночь закрывали кто чем мог, чтобы не было видно света от ламп, освещавших помещение. Преодолевая детские страхи, ребята дежурили вечерами по деревне, предупреждая о проникавших на улицу полосках света. Немецкие солдаты пытались разбомбить мост через реку Клязьму, но неудачно. От падавших бомб шел такой гул, что становилось жутко. Со старшей сестрой Нина ходила на дежурство к телефону, с помощью которого осуществлялась связь с городом.
С блокадного Ленинграда в деревню привозили детей, одних с родителями, других – и детских домов. Ребятишек разбирали по семьям, их вид был изнеможенным, и потребовалось время, чтобы они снова почувствовали себя детьми. Деревенские ребятишки делились всем, чем могли: едой, игрушками, учебными принадлежностями.
По телефону, к которому бегали дежурить, сообщили о долгожданной Победе. Люди плакали и смеялись, обнимая друг друга. В 1946 году Нина окончила семилетнюю школу и поступила в Ковровское педагогическое училище. Прошла пора прощаться с детством. Нина по распределению приехала в село Кайластуй Читинской области и работала там, преодолевая все тяготы сельской жизни, подавая пример своим ученикам, которые всю оставшуюся жизнь трепетно относились к своему учителю.
Воспоминания моей бабушки, ее жизнь, отношение к хлебу, людям являются для меня примером любви и доброты.
Благодаря ей я знаю, каким трудом ковалась Победа, живые рассказы пробуждали в моей душе сочувствие и сострадание. Это было настоящее поколение героев, которое пронесло сквозь всю свою жизнь именно умение ЖИТЬ, ценить каждое ее мгновение!
Я с глубоким уважением отношусь к людям, на долю которых выпало страшное событие - война. Я не просто уважаю, я восхищаюсь тем поколением. Для меня это люди, у которых есть сила духа, вера в Победу, настоящий патриотизм, смелость, отвага и терпение. И 9 мая для меня, как и для многих, я думаю, день непростой. Это, прежде всего, память.
Когда говоришь о детях войны на уроках, приводя живые примеры, ребята слушают, как никогда, а у самой мурашки по коже. От слов, от легендарных песен. Счастье, что мы и представить себе не можем, что такое война. Спасибо за это нашим прадедам, спасибо за то, что они, не боясь, отдавали свои жизни во имя Победы. Дети войны... Они не виноваты, что росли в такое время, но они умели отдавать последний кусочек хлеба, последние валенки... Люди жили, верили в победу и в лучшее будущее. Умели дружить и любить. Своим ярким примером они научили нас добру, патриотизму, уважению старших.
Приложение
Довоенное детство. Нина во 2 классе.
Педагогическое училище. Нина с подругами.