СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческие игры и викторины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересный материал. Много игр, викторин.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческие игры и викторины»

Краеведческие игры и викторины.

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья. Добро пожаловать юные путешественники на игру «Знатоки родной природы». Сегодня вы должны проявить свою находчивость, смекалку и сообразительность. В конце нашего увлекательного путешествия выявим самого лучшего знатока родного края. Всем удачи! Вперёд!

Ход игры

2. Игра- путешествие «Знатоки родной природы».

1. Этап «Переправа через болото».

Перед участниками соревнований импровизированное «болото» (нарисованные на земле «кочки» 10 кругов на расстоянии друг от друга 50-60 см. Расстояние может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от детей. Круги можно также выложить из подручного материала. Команде предлагается преодолеть «болото». Участники перепрыгивают с кочки на кочку, не касаясь «болота» ногами. Если произошло касание, или оказались двое на этапе, участнику дается штрафной балл.

Все члены команды ждут, когда последний преодолеет болото, судья выставит результат, и все продолжают путь к следующему этапу.

Оценка этапа: 10 баллов (за касание ногой «болота» штраф - минус 1 балл).

2. Этап «Поляна загадок».

На этом этапе команде предлагается отгадать загадки, могут быть на тему: «Птицы», «Деревья», «Животные» и т.д. Судья оценивает каждый правильный ответ и ставит результат.

Оценка этапа: за каждый правильный ответ 1 балл. Максимальная оценка на этом этапе 0т 10 до 20 баллов (1 балл за каждый правильный ответ).

ЗАГАДКИ О РАСТЕНИЯХ

Царства темного жильцы

Ползут в разные концы,

Неустанно влагу пьют,

Всем растеньям жизнь дают

(Корни)

Уселись на веточках весной подружки

И что-то лопочут при встрече друг дружке.

Весной и летом сидят, не слетая,

Зимой посмотришь - исчезла вся стая

(Листья)

Дарит время молодцу

ежегодно по кольцу

(Дерево)

В тюбетейках детки

облепили ветки

(Желуди)

Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки
(Репейник)

Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу
(Опята)

Что за дерево:

и зиму, и лето зелено?
(Сосна, ель)

Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает
(Дерево)

Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Береза)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(Береза)

Посадили зернышко -
Вырастили солнышко.
(Подсолнух)

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое?
(Ромашка)

Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)

Никто не пугает, а вся дрожит.

(Осина)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит, никому не говорит.
(Ива)

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат.
(Подсолнух)

Растут зеленеют,
Упадут пожелтеют,
Полежат почернеют.

(Листья)









ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ



Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая

Птица горделивая,

Самая болтливая. (Сорока)


Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Хоть я не молоток –

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.


(Дятел)

Ты его узнаешь сразу:

Белоклювый, черноглазый.

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

(Грач)

Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?
(Кукушка)

На шесте - дворец, во дворце - певец.
(Скворец)

Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло.
(Сова)


Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
(Снегири)

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей)


ЗАГАДКИ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ


Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в лесу

У ствола грызет кору. (Заяц)

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

(Волк)

Стройный, быстрый,

Рога ветвистые,

Носится весь день

Кто это?

(Олень)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Еж)

Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.  (Лиса)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?  (Заяц)




ЗАГАДКИ О НАСЕКОМЫХ



Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки.

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

(Муравей)

Чёрен, а не ворон,

Рогат, а не бык.

С крыльями, а не птица. (Жук)

С ветки - на тропинку

С травки – на былинку.

Прыгает пружинка,

Зеленая спинка. (Кузнечик)

Домовитая хозяйка

Пролетала над лужайкой…

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

В ярком платье модница

Полететь охотница

От цветка к цветку порхает

Утомится – отдыхает.

(Бабочка)

Не зверь, не птица,

Носок, как спица.

Летит – кричит.

Сядет – молчит. (Комар)

Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?

(Божья коровка)

Гудит мохнатенький,

летит за сладеньким. (Шмель)

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук)

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.

(Гусеница)

Его фигура подвела
Гораздо толще,

Чем пчела.
Полоски - словно у осы,
На брюшке - капельки росы.
Смотри, он плюхнулся на хмель -
Большой, мохнатый, толстый. (Шмель)




ЗАГАДКИ О ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ


Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем.
(Роса)

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)

Живет без тела,
Языка не имеет,
А всем ответит.
(Эхо)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз

(Дождь)

Ну-ка кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

(Солнце)

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кричу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

сугробы наметаю

(Метель)

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной

(Сосулька)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу

(Вода)

Крашенное коромысло через реку повисло.

(Радуга)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем.
(Роса)

Шар воздушный золотой
Над рекой остановился,
Покачался над водой,
А потом за лесом скрылся.
(Солнце)

Говорю я брату:
- Ох, с неба сыплется горох!
- Вот чудак, - смеется брат, -
Твой горох ведь это ...
(Град)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок.
(Туман)

Зимой - звезда,
Весной - вода.
(Снежинка)

Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
(Молния)

Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет.
(Снег)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешен ...
(Иней)

Живет без тела,
Языка не имеет,
А всем ответит. (Эхо)

Бежал по тропке луговой -
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой -
Речка сделалась рябой.
(Ветер)

От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит ...
(Тень)

Без рук рисует,
Без зубов кусает.
Не огонь, а жжется.
(Мороз)

Вился, вился белый рой,
Сел на землю - стал горой.

(Снег)


3. Этап «Правила поведения в природе» или «В гостях у Старичка-Лесовичка».

А кто в дверь стучит, ребята? Давайте посмотрит. К нам в гости пришел «Старичок - Лесовичок». Он приветливо здоровается и жалуется: Эх, ребята, засоряют все леса, а ведь лес- это мой дом, совсем тяжело жить стало. А вы ребята, умеете вести себя в природе: в лесу, в поле, на водоеме? . Почему нельзя разорять муравейники? Почему нельзя бросать стекло в водоёмы, засорять их? А нука ребята посмотрим как вы знаете природные знки(Затем «Старичок–Лесовичок» предлагает команде 3-4 плаката с изображением запрещающих знаков в презентации) Дети, в соответствии с изображением на знаке дают ответ (например: рвать ландыши нельзя, потому, что их мало осталось в природе, они внесены в Красную книгу) и т. д. Также на этом этапе можно дать задание выполнить соответствия (нужно вписать номера правильных ответов в таблицу).

Запомните дети, что:

- брошенная бумага лежит, не сгнивая, 2-3 года;

- полиэтиленовые пакеты не разлагаются, под ними гибнет все живое;

- стекло может «сработать» как линза, и в лесу возникает пожар.

- не ломать ветки деревьев:

- не разорять муравейников и птичьих гнезд:

- не причинять вред насекомым;

- не срывать цветы;

- не бить стеклянную посуду;

- не бросать консервные банки.

Осколок бутылки, консервная банка могут поранить ногу и через много лет!

Лес – наше богатство и наше здоровье. Сокращение количества лесов уменьшает содержание кислорода в атмосфере, ведет к обмелению рек и озер.

Найди соответствия:


1. Пусть красивые цветы остаются в природе 1. Муравьи – санитары леса.

2. Не нужно разорять муравейники 2. Они защищают наши сады.

3. Не нужно ловить стрекоз 3. Без цветов не будет многих

насекомых.

4. Старайся не тревожить жалящих насекомых 4. Многие из них являются

опылителями.

5. Не следует собирать божьих коровок 5. Их следует беречь, чтобы комаров

не стало меньше.


Впишите номера правильных ответов в таблицу

1


2


3


4


5


___________________________________________________________________________

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1

3

2

1

3

5

4

4

5

2



Оценка этапа: каждый правильный ответ - 1 балл. Максимальная оценка 10-15 баллов

4. Этап «Растительность» или «Узнай и назови растения».

Участники игры-путешествия попадают на поляну, ограниченную волчатником, с разнообразной лесной растительностью. Это могут быть несколько деревьев и кустарников: (дуб, сосна, липа, ольха, осина, лещина, боярышник, шиповник и травяная растительность: подорожник, тысячелистник.) Учащиеся должны постараться определить как можно больше видов растительности. Также можно для определения

Оценка этапа: За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальная оценка – 10 баллов.

3. Викторина

Верители вы?

Верите ли вы, что:

  1. прибор, который помогает определить стороны света, называется спидометр? (Нет, компас)

  2. кора березы всегда белее и чище с южной стороны, а трещины, неровности и наросты находятся всегда на северной стороне дерева? (Да)

  3. грибы в основном растут с северной стороны деревьев, пней, кустарников? (Да)

  4. если встать лицом к северу, то за спиной будет запад, справа — юг, а слева — восток? (Нет, за спиной будет юг, справа — восток, слева — запад)

  5. пчелы ориентируются по солнцу? (Да)

  6. попавшие за много километров от дома домашние животные и без компаса успешно находят дорогу домой? (Да)

  7. если утром и вечером тень от крыльев бабочки направлена на восток, то в полдень — с севера на юг? (Да)

  8. местность, изображенная условными знаками на листе бумаги, называется рисунком? (Нет, картой)

  9. правильно определить направление в степи поможет норка суслика? Грызуны, как правило, вход в свое жилище делают с южной стороны. (Да)

  10. олени в лесу точат свои рога только о северную сторону деревьев? (Нет)

  11. в южных районах растет «компасное» растение латук, листья которого обращены на запад и восток плоскостями, а на север и юг ребрами? (Да)

  12. ягоды на открытой лесной поляне раньше созревают с севера? (Нет, с юга)

  13. цветущий подсолнух поворачивает свою голову вслед за солнцем? (Да)

  14. в большинстве случаев муравейники расположены с южной стороны деревьев, пней, кустарников? (Да)

  15. в полдень волки встают головой на север и начинают выть? (Нет)

  16. на стволах сосен с южной стороны выступает смола, а с северной тянется вдоль ствола темная полоса? (Да)

  17. мхи и лишайники чаще всего поселяются с южной стороны камней, пней, стволов деревьев? (Нет, с северной)

  18. после дождя раньше просыхает южная сторона предметов? (Да)


4. Итог. Награждение. Рефлексия.

Итог:

Так какой же вывод сделаем?

- Помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.

- Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила поведения в гостях.

- Звери всякие нужны, звери всякие важны. Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает природе полезное дело.

- И надеюсь, что возродится давняя традиция. Когда рождался семье ребенок, родители сажали дерево, о котором заботились всю жизнь. Тогда гораздо больше лесов станет на Земле.


Рефлексия :





Просмотр содержимого презентации
«Краеведческие игры и викторины»

Краеведческие игры и викторины.

Краеведческие игры и викторины.

Игра- путешествие «Знатоки родной природы». 1. Этап «Переправа через болото».

Игра- путешествие

«Знатоки родной природы».

1. Этап «Переправа через болото».

2. Этап «Поляна загадок». ЗАГАДКИ  О РАСТЕНИЯХ

2. Этап «Поляна загадок».

ЗАГАДКИ

О РАСТЕНИЯХ

ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ

ЗАГАДКИ

О ПТИЦАХ

ЗАГАДКИ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ

ЗАГАДКИ

О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ

ЗАГАДКИ О НАСЕКОМЫХ

ЗАГАДКИ

О НАСЕКОМЫХ

ЗАГАДКИ О ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ

ЗАГАДКИ

О ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ

«В гостях у Старичка-Лесовичка».

«В гостях у Старичка-Лесовичка».

«Узнай и назови растения».

«Узнай и назови

растения».

дуб

дуб

сосна

сосна

липа

липа

ольха

ольха

осина

осина

Лещина

Лещина

боярышник

боярышник

шиповник

шиповник

подорожник

подорожник

тысячелистник

тысячелистник

Викторина Верите ли вы?

Викторина

Верите ли вы?