ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ В ИСТОРИИ СТРАНЫ
Районный конкурс, посвящённый: Десятилетию науки и технологии.
Работу выполнила: ученица 7 класса Гилязитдинова Ляйсан Халыковна
Руководитель: Мавлютова Наиля Хакимовна-учитель истории и обществознания,
первой категории
МКОУ Новокурупкаевская ООШ
Январь 2025 год
цЕЛЬ:ВЫЯСНИТЬ , КАК ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОХОДИВШИЕ В СТРАНЕ, ПОВЛИЯЛИ НА ИСТОРИЮ МОЕЙ СЕМЬИ
- Задачи: 1 ). Проследить историю моей семьи.
- 2). Проанализировать историческую ситуацию в России в 40-50-ые годы XX века.
- 3). Сопоставить историю страны с историей моей семьи.
Актуальность ТЕМЫ
История страны – это история, живущих в ней людей.
Знать историю страны, людей из своего рода , своей семьи- значит:
Знать историю малой родины.
Методы исследования: Анализ источников и литературы, интервью, обработка результатов исследования.
В практической- основной части представлены результаты исследования судьбы моего прадеда.
Объект исследования: ИСТОРИЯ СЕМЬИ Ажбаковых
- Предмет исследования: события истории страны 40-50-ых годов XX века, повлиявшие на судьбу моих родственников
- План
1.Введение.
2.Основная часть.
2.1. Жизнь Мухамета Рамазановича.
2.2.Войнаю. Битва за Сталинград.
2.3. Тяжёлое ранение и жизнь в тылу, - у себя на малой родине.
3.Выводы и заключение.
« Исторя моей семьи в истории страны»
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(А.С.Пушкин)
В своей работе я хотела рассмотреть как жил мой прадед Мухамет Рамазанович. Для меня и
Мой прадед по материнской линии
- Ажбаков Мухамет Рамазанович родился 9 декабря 1921 года в деревне Ново-Курупкаевка ; Ново-Курупкаевского сельского совета Барабинского района, в семье крестьянина – бедняка. Мухамет Рамазанович сумел осуществить свои мечты и стремления, несмотря на то, что родился в простой крестьянской семье. Он первый
- директор нашей
- Новокурупкаевской школы.
Вероломное нападение Германии
На рассвете 22 июня, без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении германские войска вторглись на советскую землю. Так началась долгая и тяжёлая, продлившаяся целых четыре года, Великая Отечественная война. В полдень 22 июня с обращением к народам СССР по радио выступил первый заместитель Председателя Совнаркома, нарком иностранных дел В.М.Молотов. Призвав советский народ дать решительный отпор врагу. Он закончил своё выступление словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». В первый же день войны была объявлена всеобщая мобилизация .
Отечество в опасности.
- Моему прадеду на начало войны было семнадцать лет. Он добровольно пошёл в военкомат и стал проситься, чтобы его отправили на фронт: воевать за Родину, за свою семью,- но из-за возраста отклонили его просьбу.
- Многие мужчины ушли на фронт. Вся работа легла на плечи женщин, подростков, людей пожилого возраста. Нашлась работа и моему прадеду юному Мухамету. Его назначили в колхозе «Яна Турмыш» бригадиром полеводства. Он мечтал: поскорее попасть на фронт – бить врага. В марте 1942 года Мухамет Рамазанович был призван в ряды Советской Армии. Мой прадед был направлен в 339 стрелковый полк 308 стрелковой Краснознамённой дивизии. Вскоре полк был направлен на защиту Сталинграда.
Сталинградская битва - одна из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Она началась 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года. Двести дней и ночей на берегах Дона и Волги, а затем и у стен города и в самом Сталинграде шла ожесточённая битва. По размаху боевых действий Сталинградская битва превзошла все предшествующие сражения мировой истории. Сталинградская битва внесла решающий вклад в достижение коренного перелома не только в ходе Великой Отечественной войны, но и во всей Второй мировой войне(1939-1945гг). Победа под Сталинградом явилась результатом несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма советских людей.
Героическая оборона города
- В честь героической обороны города советское правительство учредило 22 декабря 1942 года медаль « За оборону Сталинграда», которой награждены более 700 тысяч участников этой битвы. В приказе Верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года Сталинград был назван – городом- героем. В городе свыше 200 исторических мест, связанных с его героическим прошлым. Среди них мемориальный ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на «Мамаевом кургане», Дом солдатской славы (Дом Павлова) и другие. В 1982году открыт Музей-панорама «Сталинградская битва».
Дом ПАВЛОВА
Обычное четырехэтажное жилое здание во время Сталинградской битвы превратилось в неприступную крепость, в которой 58 дней держала оборону небольшая группа советских солдат – всего 31 красноармеец. Этот дом знают во всем мире по фамилии старшего сержанта Якова Павлова, который принял на себя командование.
Оборона была организована очень грамотно.
Здание обнесли колючей проволокой, подходы к нему заминировали,
прорыли тоннель для доставки боеприпасов и провели под землёй телефонную линию. Но главным было то, что подходы к дому простреливались с трёх направлений. За 2 месяца боёв из 31 бойца
погибли только трое.
РОДИНА - МАТЬ
В наше время над Волгоградом возвышается статуя Родины - матери. А охраняет её каменный солдат, которому скульптор Евгений Вучетич предал черты генерала Чуйкова - сталинградского командарма. Не было и нет мужества крепче и участи выше, чем подвиг героев Сталинграда. И тех, кто навсегда остался там и тех, кто вышел живым из ада. Вечная память и вечная слава им!
МУХАМЕТ Рамазанович- защитник СТАЛИНГРАДА
Мухамет Рамазанович мужественно сражался в Сталинграде с немецкими фашистами. За героизм и мужество получил много наград, одна из которых – «За отвагу», «За оборону Сталинграда».
- В декабре 1942 года в результате тяжёлого ранения и контузии он не мог больше продолжить службу. Его комиссовали по инвалидности.
Тяжёлое ранение
Работа в тылу на малой родине
- Вернувшись домой в 1943 году, мой прадед начинает свою трудовую деятельность: Заведующим избой читальней, а затем председателем Ново-Курупкаевского сельского совета.
ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР новокурупкаевской школы
- Как умного образованного человека Мухамета Рамазановича назначили заведующим Новокурупкаевской начальной школы. Так с 1 сентября 1943 года начинается трудовая деятельность в родной школе. Тогда в школе училось не более 10 детей. Обучение шло на родном татарском языке.
- Поэтому Мухамет Рамазанович решает продолжить своё образование и поступает в Томское Татарское педагогическое училище, которое готовила специ -
- алистов для работы в татарских национальных национальных школах. В 1949году
- заочно его заканчивает. С 1сентяб-
- ря 1953 года Мухамет Рамазанович ст становится первым директором
- Новокурупкаевской семилетней шко- школы
- о
Активная жизнь
- Чуть позже школа будет реорганизована в восьмилетнюю. Мухамет Рамазанович был не только директором, но и настоящим учителем с большой буквы. Он любил детей, любил свою школу. Умел общаться с учениками родителями и коллегами, был требователен к себе. Мухамет Рамазанович был интересным собеседником, мог запросто поговорить с любым человеком, на самые различные вопросы у него всегда был готов ответ. Помимо работы в школе он занимался общественной деятельностью. Был депутатом Новокурупкаевского сельского совета многих созывов. Мухамет Рамазанович умер рано, в 39 лет от военных ран. Очень жаль, что ушёл из жизни так рано, не сделав ещё много интересного и полезного для школы, села
Что же оставил после себя?
У известного поэта Евгения Евтушенко есть слова:
«Остаёмся мы по крохам
Кто-то книгой, кто-то вздохом,
Кто-то песней, кто-то дитем.
Но и в этих крошках даже,
Где-то будущего дальше,
Умирая мы живём.
Человек рано ушёл из жизни. Что же оставил он после себя ?
Можно ответить: что оставил детей, внуков, правнуков, родных и всё то, что он сумел создать своим умом, сердцем, душой, руками. Но самое ценное - воспоминания окружающих людей: всех тех, через чьи судьбы и сердца «прошёл» человек
ВОСПОМИНАНИЯ - ЭТО СВЕТ ПАМЯТИ
Воспоминания – это свет его памяти. Он озаряет и высвечивает образ ушедшего от нас человека. Хотя его давно нет в живых, он ушёл совсем молодым, но дело его продолжает жить в бывших учениках. Все бывшие ученики сейчас пенсионеры, а их правнуки продолжают учиться в школе, где первым директором был Мухамет Рамазанович . Из стен нашей школы вышли не один
десяток учителей. Даже и сейчас
коллектив учителей состоит из
бывших учеников нашей школы. Он
нёс людям знания, культуру,
оставаясь при этом простым челове-
ком и интеллигентом. Я счастлива и
горда, что мой прадед в трудные
годы для страны не остался в
стороне: стал защитником Сталинг-
рада, а после ранения стал первым
директором нашей школы.
Перспективность работы
Материалы работы могут быть использованы на уроках истории, краеведении, во внеклассных материалах.
Данная работа будет передана Фонду Барабинского краеведческого музея.
Нужно продолжить изучение моей родословной, потому что я не хочу быть «Иваном» не помнящим родства.
Значимость работы
Привлечь молодёжь к изучению истории своей семьи.
Развить в современной молодёжи такие качества как чувство патриотизма и гражданственность