«Краеведение в дошкольной группе»
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это — совокупность наследства, оставленного нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это — сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
Поскольку патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в нашем дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды — местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.
Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать, накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений приобщение к миру его культуры. Задача воспитателя– отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные явления. Причем факты, явления должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы, прежде всего сами должны знать его, а также должны подумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для нашего края, что можно увидеть только здесь. Показать свой родной край таким, чтобы, когда дети станут взрослыми, даже уехав из родных мест на долгие годы, они вспоминали их с теплотой, с гордостью рассказывали о богатстве родного края, о том, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т.к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.
Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, мы понимаем, что успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе “примерки” постоянно расширяющегося мира, для его небольшого жизненного опыта, что способствуя формированию личности, стремящийся к достижению высокого качества жизни, под которым понимается определенный уровень психического, физического, социального и нравственного здоровья, мы тем самым поможем ребенку легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем.
Чтобы дети, воспринимая материал, и активно думали этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и др. Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом людей (сравнивают, что делают рабочие и что делают колхозники, чем отличается труд хлебороба от труда животновода, что общего в их труде , как пахал землю крестьянин до революции и как пашут землю наши колхозники и т. п.), с народами нашей страны (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей), с природой (сравнивают природу севера и юга нашей страны) и т. д.
Используются следующие методы экспериментального исследования:
- наблюдение за детьми;
- разработка и проведение экскурсий;
- обследование, анкетирование (опрос) уровня исторических знаний дошкольников;
- обзор и чтение тематической художественной литературы;
- изучение, рассматривание и разъяснение предметов искусства;
- осуществление организации бесед.
В нашей дошкольной группе имеется музей, также мы посещаем школьный музей с детьми, где они учатся понимать старину прожитых лет
В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Комплексный характер краеведческой деятельности позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения.
Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.
Актуальность проблемы заключается еще и в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры. И сегодня большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Как воспитать человека – гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства к своей Родине, ее культуре, традициям, достижениям? Наш современник Д.С.Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную ценность», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле.
Поэтому воспитание любви к малой Родине является одной из основных задач в дошкольном образовательном учреждении.
Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства.
Чувство Родины. Воспитание его у ребенка начинается с отношений в семье, к самым близким людям; матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением (детский сад, родная улица, город и др.)
Чувство Родины связано и с восхищением тем что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Любой край, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировав у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город. Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми, духовным наследием. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушаться связи между поколениями.
Знакомство дошкольников с родным городом, селом – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь систематической работой, и эта работа в основном должна проходить вне образовательной деятельности.
Краеведческое образование последнее время стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса современного детского сада. Воспитывая любовь к своему городу, селу мы подводим детей к пониманию , что он – частица Родины, т.к. во всех местах, где живут люди много общего. Люди разных национальностей трудятся на благо общества соблюдают традиции. Вот именно здесь велика роль краеведческой работы, в сохранении народных традиций.
Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Появляется желание вникать в тайны природы. А с этим наверняка свяжутся незабываемые образы родного края.
Всё это в комплексе способствует развитию краеведения не только в школах, но и в детских садах .
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
Итак, в современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа - то, что составляет фундамент становления личности.
Дошкольный возраст является благоприятным для осуществления краеведческой работы по приобщению детей к культуре родного края, т.к. именно в этом возрасте дети наиболее интенсивно начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.