Муниципальное общеобразовательное учреждение «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа» Красночикойский район
Номинация конкурса «Лучшая модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в условиях ФГОС среднего общего образования»
Проект
Тема: Сетевое взаимодействие образовательных учреждений Красночикойского района в рамках реализации ФГОС среднего общего образования как фактор повышения качества обучения и воспитания.
Жукова Ольга Анатольевна,
руководитель РМО учителей английского языка,
учитель английского языка
Шолохова Наталья Яковлевна,
руководитель РМО учителей химии,
учитель химии и биологии
с. Малоархангельск, 2019
Актуальность
Сетевое взаимодействие в сфере образования выступает как система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования. В результате такое взаимодействие становится эффективным способом деятельности для совместного использования ресурсов (информационные, кадровые, материально-технические) всех членов образовательной сети.
Цель
Задачи
Создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся средствами дистанционных образовательных технологий обучения на основе сетевого взаимодействия
Сетевое взаимодействие
- Это совместная деятельность образовательных учреждений, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
- Это система связей , позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования
- Это способ деятельности по совместному использованию ресурсов
- это сложный механизм , благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный или внеурочный процесс.
- возможность объединения нескольких отдельных образовательных организаций вокруг сильной школы, имеющей достаточный материальный и кадровый потенциал. Такое образовательное учреждения выполняет функцию «ресурсного центра». В подобной ситуации у каждого общеобразовательного учреждения этой группы сохраняется право на обеспечение преподавания основных учебных дисциплин в полном объеме. Кроме того, школа получает возможность создавать профильные классы, предлагать ребятам различные элективные и факультативные курсы по отдельным предметам, учитывая имеющиеся ресурсные возможности.
- особое социальное партнёрство , в котором подразумевается « двусторонняя полезность ». Между всеми участниками такого взаимодействия возникают неформальные и формальные контакты .
Для того чтобы созданная сеть успешно функционировала, важна постоянная поддержка всех коммуникативных потоков.
Вторая ступень развития сетевого взаимодействия ОУ – организация взаимодействия и распространения передового опыта на основе Internet-технологий( размещение программно-методических и иных материалов, положений о проведении конкурсов, выставок, соревнований на сайте учреждения; публикаций с представлением опыта на различных сайтах сети Интернет; участие в вебинарах, Интернет-конференциях)
Первая ступень подобной коммуникации - так называемая «натуральная форма», давно и прочно вошла в образовательную деятельность : семинары, круглые столы , конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия.
Для подобного перехода требуется существенный временной промежуток, переосмысление своей деятельности педагогами.
Параметры сетевого взаимодействия
Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия
Доступность образовательных услуг
Анализ спектра запросов социальных партнеров
Обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов
Новые возможности для профессионального диалога педагогов
Расширение круга общения учащихся
Объединение совместных ресурсов
Совместное обеспечение образовательного процесса МТБ
Сетевое взаимодействие
Эффективность определяет :
- -географическое положение (местоположение) на территории Псковской области;
- -наличие профессионального педагогического коллектива и управленческих кадров, владеющие современными ИКТ -технологиями;
- - эффективные механизмы взаимодействие СП между собой на уровне образовательного учреждения;
- -наличие и доступность информационных ресурсов;
- -положительная психологическая атмосфера при совместной деятельности участников сетевого взаимодействия.
позволяет:
- - распределять ресурсы при общей цели деятельности;
- - осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
- - выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;
- - использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.
Базовые принципы
сетевого взаимодействия
- каждый участник получает равные возможности для предоставления своего мнения;
- ответственность не перекладывается на другие образовательные учреждения;
- при сотрудничестве все полномочия распределены равномерно, направлены на полноценное функционирование всех учреждений и государственных организаций;
- есть условия для полноценного и конструктивного взаимодействия, мониторинга и контроля;
- сотрудничество базируется на умении «принимать» и «отдавать».
характеристики воспитательного аспекта образовательной сети:
Сетевое взаимодействие в образовании
положительная динамика такого взаимодействия
Основные направления деятельности в рамках сетевого взаимодействия
создание информационной образовательной среды сетевого взаимодействия ОУ
методическая и профессиональная поддержка педагогов в условиях организации электронного обучения
диагностика
результатов внедрения ДОТ и принципов сетевого взаимодействия в учебный процесс
формирование банка инновационного опыта педагогов
Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений Красночикойского района
Управление образования
Администрации МР «Красночикойский район» Забайкальский край
организационно-методическая поддержка, координация и сетевого взаимодействия
Сельские СШ
Сельские ОШ
Школа – ресурсный центр
1. Ресурсное и учебно-методическое обеспечение учебного процесса.
2. Организация методической поддержки педагогов.
Районный ресурсный центр
Техническая поддержка
Курсовая подготовка
Социальный заказ на создание системы электронного обучения в Красночикойском районе
Факторы
Неготовность к внедрению в учебный процесс исследовательской деятельности, учебных проектов, вследствие недостаточности соответствующих кадровых, материальных ресурсами, учебно-методического обеспечения
Значительную долю школ составляют удалённые малокомплектные образовательные учреждения, в которых сложно, а в большинстве случаев и невозможно организовать обучение по всему спектру предметов общего образования
Необходимость достижения максимальной степени удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
Перспективы развития обучения с применением ДОТ
Подготовка к ЕГЭ
Вовлечение большего числа педагогов в реализацию электронного обучения на основе ДОТ .
Совершенствование нормативно-правовой базы ( методические рекомендации; перечень ЭОР, применяемых педагогами)
Сетевое
взаимодействие с
школами,
колледжами, вузами
Смоленской области
Расширение базы дистанционных учебных курсов на платформе М oodle .
Выход на индивидуальный образовательный маршрут старшеклассников
Расширение сети, включение сельских средних школ для организации профильного обучения.
Создание сетевых
сообществ
педагогов
Партнерство, сеть ,
Сеть представляет собой совокупность СП одного образовательного учреждения .
Основные проблемы сетевого взаимодействия в Красночикойском районе связаны с существенной территориальной удалённостью сельских поселений.
Для преодоления подобных проблем должны применяться компьютерные технологии .
Благодаря сетевому взаимодействию разнообразных образовательных учреждений вырабатываются оптимальные методические приемы, позволяющие воздействовать на воспитательный и образовательный процесс, повышать их эффективность и результативность, что способствует обогащению жизнедеятельности детей, получению ими разнообразного социального опыта.
Практика сетевого взаимодействия разных участников образовательного процесса подтверждает появление множества инновационных моментов, которые подтверждают высокую результативность сетевого взаимодействия.
Только совместные усилия, направленные на
- улучшение условия обучения,
- повышение качества материально-технической базы,
- совершенствование внеурочной деятельности могут дать желаемый результат
Проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического сообщества.
Выявленные проблемы сетевого взаимодействия:
- Зачастую людям есть что сказать, но они боятся сделать это. Или же просто они не видят смысла в обсуждении тех или иных проблем, возникает понимание того, что ничего нельзя изменить.
-Не в каждом образовательном СП есть специалист , который будет создавать территориальное сетевое сообщество педагогов.
-отсутствие замотивированности педагога в участии сетевого сообщества педагогов и отсутствие понимания эффективности использования для достижения новых образовательных результатов.
Положительные эффекты сетевого взаимодействия в рамках реализации проекта
- Сетевое взаимодействие позволяет ликвидировать разрыв между образовательными потребностями обучающихся и возможностями образовательного учреждения удовлетворить данные потребности..
- Использование интерактивного режима, электронных средств обучения, современных ресурсов развивает познавательные интересы, повышает мотивацию к обучению.
- Реализуется самостоятельная и творческая деятельность обучающихся.
- Повышается оперативность учебной деятельности.
- Повышается информационная компетентность участников образовательного процесса.
- Увеличивается эффективность коммуникативной деятельности в режиме on - line .
- Расширяется электронная информационно-образовательная среда ОУ.
Ожидаемые результаты
- Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса;
- Оказание образовательных услуг в соответствии с запросами общества и социальным заказом со стороны родителей и учащихся;
- Повышение педагогического мастерства и профессиональной зрелости педагогов;
- Создание единого информационного пространства школы;
- Расширение направлений деятельности системы дополнительного образования;
- Расширение форм и методов социального партнерства;
- Реальная открытость школы для родителей;
-Повышение имиджа школы.