СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Край ты мой на век любимый, где найдёшь ещё такой».

Нажмите, чтобы узнать подробности

У каждого человека бывает большая и малая Родина. Большая – это твоя страна, а малая – это земля, на которой ты живешь, живут твои родные и близкие, твои друзья, дом, в котором ты родился, речка, журчащая в ночной тиши, дерево, растущее под окном – все это святые места, зовущие и тянущие к себе в течение всей жизни.

Просмотр содержимого документа
«Край ты мой на век любимый, где найдёшь ещё такой».»

Тема: « Край ты мой на век любимый, где найдёшь ещё такой».

Цель занятия: познакомить обучающихся с растительным и животным миром родного села.

Задачи: 1.способствовать формированию активной гражданской позиции обучающихся;.2. научить видеть в хорошо знакомых с детства местах, что-то новое, удивительное,3. воспитывать чувство гордости за свой родной край, 4. развивать творческую активность.

Планируемые результаты: обучающиеся узнаю, какие виды животных и растений в нашем селе есть; научаться бережному отношению к природе; получать возможность к формированию способности самоанализу и самооценки.

Оборудование: Интерактивная доска, проектор, фотографии села ( можно показать презентацию), компьютер, раздаточный материал, фонограмма песни « С чего начинается Родина», карта села, помощник ( человечек , который путешествует по карте).

I.Организационный момент.

Добрый день и добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись и присели.

II. Актуализация урока.

1.Занятие начинается с песни «С чего начинается Родина?»

У:- Ребята, какое чувство у вас вызвала эта песня? О чём в ней говорится? Что объединяет людей в нашем селе , стране?

Д: -Мы все россияне, наша Родина –Россия.

2.Сценка

Внучка:

- Дедушка, а что значит Родина? 

Дедушка:

- У каждого человека бывает большая и малая Родина. Большая – это твоя страна, а малая – это земля, на которой ты живешь, живут твои родные и близкие, твои друзья, дом, в котором ты родился, речка, журчащая в ночной тиши, дерево, растущее под окном – все это святые места, зовущие и тянущие к себе в течение всей жизни.

Внучка:

-Дедуль, а я люблю нашу речку,

Внук:

- Дедушка, а что для меня является моей малой Родиной?

Дедушка:

- У кого – то, малая Родина – большой индустриальный город, крупный промышленный центр, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей реки. А твоя Родина – село Гремячье!

- А вы знаете, почему наше село назвали Гремячье? ( Ответы детей)

-Село Гремячье названо по ручью Гремячьему колодезю, который - впадает в реку Дон. Ручей же получил имя характерному гремящему звуку текущей воды. ( Можно послушать запись звука текущего ручья). Сегодня наш урок необычный, мы отправимся с вами в заочное путешествие по своей малой Родине.

III. Самоопределение к деятельности:

Прослушайте и закончите стихотворение:

Посмотри, мой милый друг, 
Что находится вокруг? 
Небо светло – голубое, 
Солнце светит золотое, 
Ветер листьями играет, 
Туча в небе проплывает.

Поле, речка и трава, 
Горы, воздух и листва, 
Птицы, звери и леса, 
Гром, туманы и роса.
Человек и время года – 
Это всё вокруг …. (природа)

Природа – бесценный дар для человека и человечества. Человек может жить красиво и хорошо только в гармонии с Матушкой-Природой. Мы с вами – дети Матушки-Природы. Поэтому ее беречь и защищать, а также заботиться о ней – наша главная обязанность.

Посмотрите, на доске висит карта нашего села. Мы отправляемся с вами в путешествие. Там, где мы будем останавливаться, и узнавать о нашем селе мы будем прикреплять нашего путешественника.

1.Остановка «Леса и животные Гремячье»

У: - Леса он отличается своей красотой, и породами деревьев необычайной ценности. Вокруг с. Гремячье имеется три массива. Основными древесными породами в них являются дуб, ясень, клен остролистный и липа, береза, тополь, акация желтая. Ярусом ниже располагаются яблоня лесная, дикая форма груши и рябина обыкновенная. Кустарники представлены лещиной, шиповником и смородиной. Лесная растительность в пойме представлена ольхой и ивой. А сейчас, чтобы узнать, кто живет в лесу отгадаем загадки:

Как-то видел я в лесу

Тёмно- рыжую красу.

По ветвям она скакала,

Видно шишки там искала /Белка/



Недотрога, весь в иголках

Я живу в норе, под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери

Но ко мне не входят звери /Ёж/



У леса на опушке

Увидали мы зверюшку:

Скачет, словно мячик.

Кто же это? Верно…/ Зайчик/



Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он. /Кабан/



Посмотрите –ка, какая:

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. /Лиса/

И ещё очень много других животных, с которыми мы будем знакомиться позже.

III.Динамическая пауза . Гимнастика для глаз.

IY. Продолжение работы по теме занятия.

2 . Остановка « Растения села »

У:- Естественная растительность сохранилась на окраинах полей, склонах и днищах балок, по берегам рек и озер, вдоль дорог и лесных полос, в пойменных участках, поросших кустарником. На склонах балок произрастает злаково-разнотравная растительность с преобладанием типчака, полыни, люцерны желтой и клевера ползучего. По днищам сухих балок встречаются заросли татарника колючего и чертополоха. На окраинах полей, вдоль дорог и лесных полос преобладает пырей ползучий, одуванчик лекарственный, типчак, подорожник, цикорий обыкновенный. По берегам рек и озер, а также днищам сырых балок обычны: осока, камыш озерный, тростник обыкновенный, рогоз. По берегам водоемов встречаются заросли крапивы двудомной и лопуха-репейника. Естественные пойменные участки занимают пырей ползучий, осоки, тростник обыкновенный. Из травянистых растений обычны пролеска сибирская, ландыш майский, гусиный лук и другие. Встречаются грибы: Боровики, Мухоморы, Опята, Подберезовики, Подосиновики, Бледная поганка и т.д.

У: - Ребята нам нужно чтобы отправиться дальше выполнить задание. Игра «Собрать пословицы»:

Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.

Трава без клевера, что каша без масла.

На дубе не растут лимоны.

От осины яблочку не родиться.

Лесная трава сочнее степной.

Грибы растут в лесу, а их и в городе знают.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

Где дубняк, там и березняк.

Я тебя, берёзонька, не хаю, не хвалю.

Y.Динамическая пауза. Физкульминутка.

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

YI. Продолжение работы по теме занятия.

3.Остановка « Реки, озёра и пруды»

В пойме р. Дон находится большое количество озер, самые крупные из них – Погоново, Коса, Донище, Некосное и Кременчуг. На возвышенных местах имеются искусственные пруды.

Выучи стихотворение:

К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Это рыбка не простая,
Рыбка это золотая.

1. Прослушай внимательно: ЩУКА, ОКУНЬ, НАЛИМ, СОМ

  • Назови, кто это (Это рыбы)

  • Расскажи, где живут рыбы. (Эти рыбы живут в реках и озерах. Это речные и озерные рыбы)

  • Каких рыб ты еще знаешь? (Судак, ерш, лещ, карась)

2. Расскажи, чем рыбы отличаются от животных:

  • У животных шерсть, а у рыб - …….. (чешуя)

  • У животных лапы, а у рыб - ……… (плавники)

  • У животных легкие, а у рыб - ……. (жабры)

3. «Большой - маленький»

Щука – щучка, Сом - …….. (сомик), Рыба - ……, .Икра –…….., Окунь - ……., Карась - …….., Плавник - ……, Хвост - ……, Чешуя - ……..

Вот и в наших водоёмах живут такие рыбы.

4. Остановка « Птицы нашего села».

Кроссворд "Птичий" составила Дворнякова О. В.

Вопросы: По горизонтали:
1. Золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка. О ком это? 2. У него большой клюв с мешком, который эта птица использует для рыбной ловли. 3. В сказках его карканье, может накликать беду. 4. Разновидность орла. 5. «Финист – ясный ...». 6. Морская любительница рыбки. 7. Про болтливых людей говорят, что похожи на эту птицу. 8. В честь него получил название птичий домик. 9. Удивительно красиво поет. 10. Яркая, тропическая птица, можно обучить ее произносить слова.

По вертикали:
1. Люди поселили эту птичку в часы. 2. Веселая птица из семейства воробьиных. 3. Одна из самых красивых птиц отряда куриных. 4. Серый, маленький, юркий. 5. Хищная птица. 6. Настоящая жар-птица. 7. Он принес Ною в клюве веточку маслины. 8. Она любит постоять на одной ноге. 9. Знатоки узнают ее по яркому голубому пятнышку на крыле.

Ответы:

По горизонтали:
1. Петух. 2. Пеликан. 3. Ворон. 4.Беркут. 5.Сокол. 6. Чайка. 7. Сорока. 8. Скворец. 9. Соловей. 10. Попугай.

По вертикали:
1. Кукушка. 2. Щегол. 3. Фазан. 4. Воробей. 5. Ястреб. 6. Павлин. 7. Голубь. 8. Цапля. 9. Сойка

Каких из этого кроссворда птиц нет в нашем крае.

 


 



5.Наконец последняя Остановка « Отгадай –ка».

Вам нужно отгадать различные понятия. Если не сможете это сделать с первой подсказки, попробуйте со следующей.

1. а) это наш дом;

б) её воспевают в своем творчестве писатели:

в) только на ней есть жизнь. ( Земля)

2. а) спасает от голода;

б) его разводят туристы;

в) на нём можно кипятить воду и варить еду. (Костер)

3. а) передвигается на двух ногах;

б) у него нет хвоста и крыльев;

в)Он может говорить. ( Человек)

Второе задание. Викторина:

  1. Что это за трава , которую узнают слепые ( Крапива)

  2. Из какого ядовитого растения готовят лекарство при болезнях сердца (Ландыш)

  3. Из какого дерева делают спички (Из осины)

  4. Сок, какого растения помогает при укусе комаров (Сок петрушки)

  5. Дышит ли цыпленок в яйце (Да)

  6. Сколько крыльев у жука (Две пары)

  7. След какого животного похож на след человека ( След медведя)

  8. Какие животные и в природе лишние ( Таких нет. Все животные в природе очень важны, т. к. ,они являются важными цепями питания)

YII. Рефлексия.

Наше путешествие закончено.

- Скажите, ребята вам понравилось наше путешествие?

- Что вы нового и интересного узнали?

-Как нужно обращаться с природой родного края? Ответы детей.

YIII. Можно дать задание, которое можно выполнить как в классе, так и дома. Например: нарисовать рисунок на изученную тему.


 






 


.