Тема: « Край ты мой на век любимый, где найдёшь ещё такой».
Цель занятия: познакомить обучающихся с растительным и животным миром родного села.
Задачи: 1.способствовать формированию активной гражданской позиции обучающихся;.2. научить видеть в хорошо знакомых с детства местах, что-то новое, удивительное,3. воспитывать чувство гордости за свой родной край, 4. развивать творческую активность.
Планируемые результаты: обучающиеся узнаю, какие виды животных и растений в нашем селе есть; научаться бережному отношению к природе; получать возможность к формированию способности самоанализу и самооценки.
Оборудование: Интерактивная доска, проектор, фотографии села ( можно показать презентацию), компьютер, раздаточный материал, фонограмма песни « С чего начинается Родина», карта села, помощник ( человечек , который путешествует по карте).
I.Организационный момент.
Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись и присели.
II. Актуализация урока.
1.Занятие начинается с песни «С чего начинается Родина?»
У:- Ребята, какое чувство у вас вызвала эта песня? О чём в ней говорится? Что объединяет людей в нашем селе , стране?
Д: -Мы все россияне, наша Родина –Россия.
2.Сценка
Внучка:
- Дедушка, а что значит Родина?
Дедушка:
- У каждого человека бывает большая и малая Родина. Большая – это твоя страна, а малая – это земля, на которой ты живешь, живут твои родные и близкие, твои друзья, дом, в котором ты родился, речка, журчащая в ночной тиши, дерево, растущее под окном – все это святые места, зовущие и тянущие к себе в течение всей жизни.
Внучка:
-Дедуль, а я люблю нашу речку,
Внук:
- Дедушка, а что для меня является моей малой Родиной?
Дедушка:
- У кого – то, малая Родина – большой индустриальный город, крупный промышленный центр, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей реки. А твоя Родина – село Гремячье!
- А вы знаете, почему наше село назвали Гремячье? ( Ответы детей)
-Село Гремячье названо по ручью Гремячьему колодезю, который - впадает в реку Дон. Ручей же получил имя характерному гремящему звуку текущей воды. ( Можно послушать запись звука текущего ручья). Сегодня наш урок необычный, мы отправимся с вами в заочное путешествие по своей малой Родине.
III. Самоопределение к деятельности:
Прослушайте и закончите стихотворение:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Туча в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг …. (природа)
Природа – бесценный дар для человека и человечества. Человек может жить красиво и хорошо только в гармонии с Матушкой-Природой. Мы с вами – дети Матушки-Природы. Поэтому ее беречь и защищать, а также заботиться о ней – наша главная обязанность.
Посмотрите, на доске висит карта нашего села. Мы отправляемся с вами в путешествие. Там, где мы будем останавливаться, и узнавать о нашем селе мы будем прикреплять нашего путешественника.
1.Остановка «Леса и животные Гремячье»
У: - Леса он отличается своей красотой, и породами деревьев необычайной ценности. Вокруг с. Гремячье имеется три массива. Основными древесными породами в них являются дуб, ясень, клен остролистный и липа, береза, тополь, акация желтая. Ярусом ниже располагаются яблоня лесная, дикая форма груши и рябина обыкновенная. Кустарники представлены лещиной, шиповником и смородиной. Лесная растительность в пойме представлена ольхой и ивой. А сейчас, чтобы узнать, кто живет в лесу отгадаем загадки:
Как-то видел я в лесу
Тёмно- рыжую красу.
По ветвям она скакала,
Видно шишки там искала /Белка/
Недотрога, весь в иголках
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери
Но ко мне не входят звери /Ёж/
У леса на опушке
Увидали мы зверюшку:
Скачет, словно мячик.
Кто же это? Верно…/ Зайчик/
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он. /Кабан/
Посмотрите –ка, какая:
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. /Лиса/
И ещё очень много других животных, с которыми мы будем знакомиться позже.
III.Динамическая пауза . Гимнастика для глаз.
IY. Продолжение работы по теме занятия.
2 . Остановка « Растения села »
У:- Естественная растительность сохранилась на окраинах полей, склонах и днищах балок, по берегам рек и озер, вдоль дорог и лесных полос, в пойменных участках, поросших кустарником. На склонах балок произрастает злаково-разнотравная растительность с преобладанием типчака, полыни, люцерны желтой и клевера ползучего. По днищам сухих балок встречаются заросли татарника колючего и чертополоха. На окраинах полей, вдоль дорог и лесных полос преобладает пырей ползучий, одуванчик лекарственный, типчак, подорожник, цикорий обыкновенный. По берегам рек и озер, а также днищам сырых балок обычны: осока, камыш озерный, тростник обыкновенный, рогоз. По берегам водоемов встречаются заросли крапивы двудомной и лопуха-репейника. Естественные пойменные участки занимают пырей ползучий, осоки, тростник обыкновенный. Из травянистых растений обычны пролеска сибирская, ландыш майский, гусиный лук и другие. Встречаются грибы: Боровики, Мухоморы, Опята, Подберезовики, Подосиновики, Бледная поганка и т.д.
У: - Ребята нам нужно чтобы отправиться дальше выполнить задание. Игра «Собрать пословицы»:
Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
Трава без клевера, что каша без масла.
На дубе не растут лимоны.
От осины яблочку не родиться.
Лесная трава сочнее степной.
Грибы растут в лесу, а их и в городе знают.
Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.
Где дубняк, там и березняк.
Я тебя, берёзонька, не хаю, не хвалю.
Y.Динамическая пауза. Физкульминутка.
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
YI. Продолжение работы по теме занятия.
3.Остановка « Реки, озёра и пруды»
В пойме р. Дон находится большое количество озер, самые крупные из них – Погоново, Коса, Донище, Некосное и Кременчуг. На возвышенных местах имеются искусственные пруды.
Выучи стихотворение:
К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Это рыбка не простая,
Рыбка это золотая.
1. Прослушай внимательно: ЩУКА, ОКУНЬ, НАЛИМ, СОМ
Назови, кто это (Это рыбы)
Расскажи, где живут рыбы. (Эти рыбы живут в реках и озерах. Это речные и озерные рыбы)
Каких рыб ты еще знаешь? (Судак, ерш, лещ, карась)
2. Расскажи, чем рыбы отличаются от животных:
У животных шерсть, а у рыб - …….. (чешуя)
У животных лапы, а у рыб - ……… (плавники)
У животных легкие, а у рыб - ……. (жабры)
3. «Большой - маленький»
Щука – щучка, Сом - …….. (сомик), Рыба - ……, .Икра –…….., Окунь - ……., Карась - …….., Плавник - ……, Хвост - ……, Чешуя - ……..
Вот и в наших водоёмах живут такие рыбы.
4. Остановка « Птицы нашего села».
Кроссворд "Птичий" составила Дворнякова О. В.
Вопросы: По горизонтали:
1. Золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка. О ком это? 2. У него большой клюв с мешком, который эта птица использует для рыбной ловли. 3. В сказках его карканье, может накликать беду. 4. Разновидность орла. 5. «Финист – ясный ...». 6. Морская любительница рыбки. 7. Про болтливых людей говорят, что похожи на эту птицу. 8. В честь него получил название птичий домик. 9. Удивительно красиво поет. 10. Яркая, тропическая птица, можно обучить ее произносить слова.
По вертикали:
1. Люди поселили эту птичку в часы. 2. Веселая птица из семейства воробьиных. 3. Одна из самых красивых птиц отряда куриных. 4. Серый, маленький, юркий. 5. Хищная птица. 6. Настоящая жар-птица. 7. Он принес Ною в клюве веточку маслины. 8. Она любит постоять на одной ноге. 9. Знатоки узнают ее по яркому голубому пятнышку на крыле.
Ответы:
По горизонтали:
1. Петух. 2. Пеликан. 3. Ворон. 4.Беркут. 5.Сокол. 6. Чайка. 7. Сорока. 8. Скворец. 9. Соловей. 10. Попугай.
По вертикали:
1. Кукушка. 2. Щегол. 3. Фазан. 4. Воробей. 5. Ястреб. 6. Павлин. 7. Голубь. 8. Цапля. 9. Сойка
Каких из этого кроссворда птиц нет в нашем крае.

5.Наконец последняя Остановка « Отгадай –ка».
Вам нужно отгадать различные понятия. Если не сможете это сделать с первой подсказки, попробуйте со следующей.
1. а) это наш дом;
б) её воспевают в своем творчестве писатели:
в) только на ней есть жизнь. ( Земля)
2. а) спасает от голода;
б) его разводят туристы;
в) на нём можно кипятить воду и варить еду. (Костер)
3. а) передвигается на двух ногах;
б) у него нет хвоста и крыльев;
в)Он может говорить. ( Человек)
Второе задание. Викторина:
Что это за трава , которую узнают слепые ( Крапива)
Из какого ядовитого растения готовят лекарство при болезнях сердца (Ландыш)
Из какого дерева делают спички (Из осины)
Сок, какого растения помогает при укусе комаров (Сок петрушки)
Дышит ли цыпленок в яйце (Да)
Сколько крыльев у жука (Две пары)
След какого животного похож на след человека ( След медведя)
Какие животные и в природе лишние ( Таких нет. Все животные в природе очень важны, т. к. ,они являются важными цепями питания)
YII. Рефлексия.
Наше путешествие закончено.
- Скажите, ребята вам понравилось наше путешествие?
- Что вы нового и интересного узнали?
-Как нужно обращаться с природой родного края? Ответы детей.
YIII. Можно дать задание, которое можно выполнить как в классе, так и дома. Например: нарисовать рисунок на изученную тему.
.