Денисова К.В.
МБОУ «Сергинская СОШ»
Секция «Основное общее образование»
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
В современном обществе меняются представления о целях образования, способах получения знаний, роли ученика и учителя в образовательном процессе. Одно из требований общества к образовательной системе - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Задача учителя математики на современном этапе не дать знания ученику в готовом виде, а научить добывать их самостоятельно, ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
При формировании УУД развиваю познавательный интерес к предмету, потребность учеников знать больше, опираюсь на их активную деятельность, предыдущий опыт в изучении математики, знания об окружающем мире. В 6 классе после изучения круговых и столбчатых диаграмм предлагается творческая работа на любую тему (марки телефонов, породы собак, кошек, любимые цветы, самое распространённое имя). Работа может быть представлена в бумажном варианте, но некоторые школьники владеют компьютером на хорошем уровне. Кроме умения работать с компьютером ученик учится получать информацию (опрос, анкетирование) по заранее составленным им вопросам, обрабатывать информацию, грамотно оформить исследование. Но на этом работа не заканчивается. В классе только по одной творческой работе, применяя групповую форму работы, можно составить несколько задач с разными вопросами, разными способами решения, используя обыкновенные дроби, десятичные дроби…Итогом по теме «Степень» в 5 классе может стать сказка, быль, рассказ. Наиболее интересные сочинения зачитываются в классе, проходят проверку на грамотность, исправляются ошибки.
В 5 классе при изучении тем «Окружность, круг, сфера, шар» проводя «Мозговой штурм» среди трёх команд, были самостоятельно установлены важные факты: все объекты можно разбить на 2 группы (плоские фигуры, геометрические тела), различия между кругом и окружностью, шаром и сферой. Где в природе встречаются эти объекты? А наша Земля по форме что? (геоид). Ядро земли? Что представляет собой орбита нашей Земли? Предлагается творческая работа «Орнаменты в круге».
Умение учиться означает сотрудничество с учителем, со сверстниками, вести диалог, уметь договариваться, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Для развития коммуникативных компетенций применяю работу в парах, группах .
Для актуализации знаний в начале урока проводим соревнования между рядами, например, по теме «Треугольник». Чей ряд назовёт больше сведений о треугольнике, не повторяясь (надо быть внимательным), отмечаются наиболее интересные факты. В конце урока при проведении рефлексии этот соревновательный момент можно повторить. Он дополняется новыми фактами, с которыми познакомились, вывели сами на уроке. Для этого выполнили практическую работу и рассмотрели разные случаи, предложенные детьми: все стороны равны, только две равны, разные стороны, выделили особые случаи (треугольник не существует), познакомились с понятием конструктивность. На какое слово похоже? (конструктор.) После активного изучения треугольника, ученики 5 класса самостоятельно ставят новые учебные цели и задачи для успешного усвоения темы «Четырёхугольник».
В ролевой игре (время ограничено) два героя треугольник и четырёхугольник в споре доказывают, кто из них важнее, какими достоинствами они обладают. По истечении времени к беседе подключаются другие ученики. Не повторяясь, грамотно, чётко дополняют недостающие сведения. В результате класс повторил, что общего между треугольником и четырёхугольником, в чём отличие. Знаем формулу площади прямоугольника, а площадь треугольника можем найти? Какие виды четырёхугольников знаем, какой из них самый интересный, особый? Почему? Как могут быть расположены стороны четырёхугольника по отношению друг к другу? (ранее изучались понятия параллельность и перпендикулярность). Появляются (рисуем) новые виды четырёхугольников. Как они называются? Выполняется построение по клеткам тетради. В данной игре ученики учатся слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, оформлять мысли в устной речи, сравнивать объекты.
На уроках формируется умение работать с источниками информации. На первом занятии мы изучаем, как устроен учебник, что означают те или иные символы, значки, учимся работать с предметным словарём, оглавлением. Ответы на некоторые вопросы сегодняшнего урока мы можем не найти на страницах учебника. Школьники знают, ответ можно найти в словаре, интернете, спросить у старших.
Поддержание интереса ученика к математике осуществляется не только положительной оценкой, похвалой, отмечаются продвижение его успехов при освоении материала.
На своих уроках активно использую ИКТ, обучающие программы, компьютерные тесты, электронные учебники, тренажёры, с удовольствием демонстрирую творческие работы учащихся по разным темам, НОУ.
Оставаясь сторонним наблюдателем на уроке сегодня, завтра ученик может остаться невостребованным обществом, т.е. неуспешным. Важно научить ученика ставить цели и их добиваться.